2021 год выдался особенно тяжелым для воронежских театров и концертных площадок. Из-за пандемийных ограничений премьеры переносили, а артисты репетировали спектакли с призрачной надеждой показать их зрителям. Театральные итоги 2021 года и планы на 2022 – в тексте РИА «Воронеж».
Камерный театр
Несмотря на сложную ситуацию, в которой в 2021 году оказались театры, Воронежский Камерный театр реализовал новые проекты, подготовил несколько выставок, выпустил драматические и танцевальные премьеры, возобновил вечера живой музыки и представил в конце года два больших театральных события.
Зимой 2021 года, после десятимесячного перерыва, возобновилась работа арт-галереи Камерного, самостоятельного выставочного пространства, которое расположено на минус первом этаже театра – за год в галерее прошло пять экспозиций.
В апреле танцевальный спектакль Камерного театра «Зеркало» хореографа Павла Глухова стал участником театрального фестиваля и Премии «Золотая Маска». Эта постановка была представлена в трех номинациях – и одну из «Масок» за работу над «Зеркалом» получила художник по свету Татьяна Мишина.
Еще два ярких хореографических проекта театр представил в мае – трехдневное «Танцпогружение в Камерном» (совместно с компанией современного танца Libertatem) и премьеру спектакля «Сны Междуречья» молодого хореографа и руководителя Libertatem Виктории Арчая, которая в начале 2021 года стала руководителем танцтруппы Камерного театра. Приятно отметить, что недавно Виктория стала номинантом премии Золотая Маска-2022 года.
Летом артисты театра участвовали в первом цикле перформансов «Платонов-2021», созданных специально для XI Международного Платоновского фестиваля искусств. Актеры драматической труппы совместно с режиссером и куратором проекта Полиной Кардымон прочитали книгу писем Андрея Платонова и сочинили перформанс «Время, которое я у вас займу, будет коротким», а танцовщики Камерного погрузились в космизм Платонова при помощи хореографа Анны Щеклеиной и представили сайт-специфик перформанс на насыпи Петровской набережной. Последняя работа номинирована на Золотую Маску-2022 как лучший спектакль современного танца в номинации «работа хореографа-балетмейстера».
В сентябре начался 28 сезон Воронежского Камерного театра. В этом же месяце театр представил первую драматическую премьеру сезона – «Цветы для Элджернона» по одноименному рассказу Дэниела Киза, которую создали актеры Олег Луконин и Василий Шумский. Спектакль с большим успехом идет на Малой сцене.
Также в 2021 году возобновили проект «Живая музыка в Камерном», в рамках которого прошло два концерта.
В октябре была запущена режиссерская лаборатория под руководством Олега Лоевского. Первым ее участником стала режиссер Виктория Печерникова, которая предложила театру пьесу современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Камень», где исследуются темы памяти и мифов – личных, семейных, национальных. В течение недели режиссер и актеры театра – Татьяна Бабенкова, Наталья Шевченко, Татьяна Чернявская, Анастасия Новикова, Тамара Цыганова и Василий Шумский – работали над эскизом, который был представлен артистам и друзьям Камерного. По итогам обсуждения было решено доработать постановку до полноценного спектакля – премьера «Камня» должна состояться в феврале 2022 года.
В декабре Камерный выпустил две новые постановки. 3 декабря на Большой сцене театра прошла премьера спектакля Михаила Бычкова по мотивам пьесы «Иранская конференция» культового современного драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева. Пьеса была написана в 2017 году, а ее первая читка прошла в 2018 году, на фестивале молодой драматургии Любимовка. С этого момента интерес к пьесе возрастает с каждым годом.
А 18 декабря показали еще одну большую премьеру – спектакль востребованного московского режиссера Антона Федорова «Ребенок» по пьесе современного норвежского драматурга Юна Фоссе.
С 24 по 26 декабря в Камерном прошел IV фестиваль поэтического искусства Мандельштамфест. Зрители увидели спектакли Юлии Рутберг и Бориса Павловича, Нурбека Баттулы и Филиппа Виноградова, послушали выступления пианиста Алексея Гориболя и тенора Тараса Присяжнюка, побывали на поэтическом вечере Юлтан Садыковой, концертах, лекциях, выставках и перформансах.
В начале 2022 года ожидается очередная смелая и дерзкая премьера – «Ренессанс-2021», одноактный танцевальный спектакль, созданный хореографом Анной Щеклеиной с танцовщиками театра для фестиваля Context. Diana Vishneva. Эту работу представили на сцене Гоголь-Центра (Москва) и на второй сцене БДТ (Санкт-Петербург). Воронежский показ планировали в ноябре, но перенесли из-за локдауна.
Также в ближайших планах Камерного – продолжение режиссерской лаборатории, репетиции танцевальной постановки, новые выставки и другие культурные события.
Театр оперы и балета
– 2021 год стал для Воронежского государственного театра юбилейным – театр отмечал свое 60-летие. Соответственно и планы были грандиозными. Отрадно отметить, что подавляющее большинство запланированных художественным руководителем театра Александром Литягиным мероприятий удалось осуществить, – рассказали в пресс-службе театра.
В начале года театр порадовал зрителей уникальным проектом – на воронежской сцене в большом гала-концерте выступили участники четвертого сезона телевизионного конкурса «Большой балет» канала «Культура». В их числе – победители телешоу – солисты воронежской балетной труппы.
Затем с аншлагом прошли торжества по случаю юбилейного Дня рождения театра, где главным событием стал показ оперы «Евгений Онегин» Чайковского со звездным составом исполнителей.
В марте состоялся второй фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца» под руководством Александра Литягина. Фестиваль собрал в Воронеже ведущих российских постановщиков, работающих в различных стилях и направлениях современного танца, а также критиков и исследователей современной хореографии. Танцевальный спектакль «Дева» в хореографии Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского, поставленный в рамках фестиваля, попал в long list «Золотой Маски».
Главная премьера 2021 года на воронежской сцене – опера Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке художественного руководителя Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля искусств Михаила Бычкова. Дирижером-постановщиком «Свадьбы Фигаро» выступил народный артист России Феликс Коробов. Спектакль получил шесть номинаций на «Золотую Маску».
Еще одна оперная премьера – «Дитя и волшебство» Равеля от режиссера Андрея Цветкова-Толбина. Дирижер-постановщик – Ариф Дадашев. Это первое обращение театра к полноценному оперному спектаклю для детской аудитории.
Красивая масштабная премьера в балете – «Баядерка» Минкуса. Эксклюзивная версия спектакля от балетмейстера-постановщика, заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц идет только на воронежской сцене.
Из-за пандемии не удалось провести два запланированных летних театральных фестиваля в Дивногорье и Рамони. Также из-за постоянно вводимых ограничений театр меньше работал для детской аудитории.
В планах театра в 2022 году выпустить два классических шедевра «на все времена»: оперу Бизе «Кармен» и балет Минкуса «Дон Кихот». Эти спектакли давно ушли из репертуара, и Александр Литягин задумал вернуть их, но уже в новой редакции. Еще один интересный проект готовится к юбилею Петра I – ‘то опера «Виват, Россия!» воронежского композитора Ставонина. Остается актуальным показать зрителям и новую полноценную классическую оперетту. Скорее всего, стоит ждать премьеры «Баядеры» Кальмана.
– Никакое общение со зрителями в онлайне не заменит их живое присутствие в зале, поэтому основные надежды театра связаны с тем, что жители и гости города будут приходить на наши спектакли. Надеемся, что пандемия отступит, и театр сможет работать на все 100%, сможет принимать участие в различных музыкальных и театральных фестивалях, готовить новые собственные творческие проекты, выпускать премьеры и как можно чаще открывать свои двери для зрителей всех возрастов, – рассказали в театре.
Драматический театр имени Алексея Кольцова
Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Владимир Петров рассказал, что в 2021 году афишу театра пополнили несколько новых постановок, а главной премьерой сезона стал «Король Лир» Уильяма Шекспира. Спектакль уже высоко оценили и зрители, и театральные критики, в том числе столичные.
В декабре представили праздничную комедию «Ночь перед Рождеством» по одноименной повести Николая Гоголя. Это красочный, веселый спектакль, с большим количеством артистов, яркими декорациями, костюмами и музыкой.
– Сейчас иначе нужно строить взаимоотношения с публикой, нам предстоит работа по возвращению зрителей в театр. А значит, и репертуарная линия будет немного корректироваться. Если говорить о планах на следующий год, впереди у нас четыре большие премьеры. В январе приступаем к работе над спектаклем «Анна Каренина» по роману Льва Толстого (режиссер – Иван Комаров, выпускник Школы-студии МХАТ). На Малой сцене планируем выпустить два спектакля: новую пьесу Евгения Гришковца «Весы» в постановке режиссера Александра Сидоренко и «Историю одного преступления» Ольги Михайловой (режиссер – Никита Рак). Я буду ставить Александра Островского – пьесу «На всякого мудреца довольно простоты».
Драмтеатр снова планирует провести семинар-лабораторию СИТО (Современное исследование театральных объектов). Это ежегодный проект, когда несколько молодых режиссеров в течение недели готовят спектакли с артистами театра, и, возможно, некоторые постановки также войдут в репертуар.
– Существуют еще определенные замыслы, которые я пока не готов озвучивать. Конечно, есть и опасения, связанные с пандемией, с локдаунами. Будем надеяться, что следующий год все эти неприятности минуют. Не скажу, что мы вернемся в прежние времена, это будет другое время, и нам всем в этом времени жить и находить в нем позитив.
Никитинский театр
– Мы стараемся всегда осуществить все те планы, которые наметили. Во-первых, мы выступили на фестивале «Золотая маска» со спектаклем «Чернобыльская молитва», который был номинирован в трех номинациях. Показали его в Москве, потом в прямом эфире. Силами «Золотой маски» постановка снята на видео, ее можно посмотреть в эфире онлайн-кинотеатра Okko. Для воронежцев мы продолжаем играть этот спектакль, он остается в репертуаре, – рассказал худрук театра Борис Алексеев.
Он отметил, что первая поездка Никитинского театра на «Золотую маску» – это огромное достижение и уникальная ситуация, потому что таких результатов еще не показывал не один независимый российский театр.
– На тот момент театру было всего пять лет. Для молодого независимого регионального театра это единичный случай, такое случилось впервые. Сейчас мы знаем, что номинированы уже во второй раз со спектаклем «Двенадцатая ночь». То есть второй год подряд наши спектакли отмечаются на престижном фестивале.
В 2021 году Никитинский выпустил премьерный спектакль по роману Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи» режиссера Ивана Комарова. Сейчас он собирает полные залы.
– Также мы выпустили спектакль «Собачий вальс», режиссер и художник спектакля – Михаил Бычков. Это одна из наиважнейших работ за нашу пятилетнюю биографию и очень важная работа для меня лично. «Собачий вальс» стал очередным витком развития Никитинского театра. Это шаг в сторону тонкого психологического театра и работа высокого профессионального уровня.
Летом нам было тяжело, но мы выбрались из всех сложностей, выпустили ряд премьер. «Театр Smart» недавно запустил проект «Театр и драконы» – театральный спектакль по игре Dungeons and Dragons. Спектакль «Исчезнувший велосипедист» – всероссийская премьера пьесы Константина Костенко. В рамках этого проекта также выпущена и показана авторская постановка Дмитрия Минакова «Слово и тело», Александра Сабаева сделала спектакль «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева.
Недавно мы открыли Центр современной драматургии в Воронеже, он продолжает дело нашей школы драматургии. Надеюсь, мы будем делать вместе с воронежским драматургами что-то новое, ставить спектакли, развиваться. Надеюсь, что когда-нибудь и Smart, и Центр современной драматургии обретут свою площадку.
В январе Никитинский анонсировал «Господ Головлевых», режиссер – Дмитрий Акриш. Зрители театра также увидят спектакль по книге Александра Пелевина «Покров-17», который поставит Андрей Прикотенко.
– Опасения у всех примерно одни: это все события, которые от нас, к сожалению, не зависят. Это ограничения в работе, ограничения в количестве зрителей в зале. Помешать нам могут только какие-то финансовые сложности. В своей работоспособности, в своем усердии, в качестве того, что делаем, мы уверены. Надеюсь, что все сложится как надо.
Театр кукол «Шут»
Для театра кукол «Шут» 2021 год ознаменовался, в первую очередь, возвращением в родное здание на проспекте Революции, где завершился ремонт фасада (до октября труппа работала на сцене Дома актера). Коллектив театра принял участие в фестивале «Золотое колечко» во Владимире со спектаклем «Анна Ахматова. Поэма без героя. Реквием». Также труппа выезжала в Махачкалу на фестиваль «Волшебный мир театра кукол стран BRICS» с постановкой «Каштанка» по рассказу Антона Чехова.
В Воронеже на Платоновском фестивале театр представил спектакль по рассказу Федора Достоевского «Крокодил», на фестивале «Город-Сад» – спектакль «Плывет, плывет кораблик по имени Маршак». Театр также посетил с показами Рамонский, Лискинский, Репьевский, Борисоглебский, Богучарский, Россошанский, Бутурлиновский, Кантемировский, Новоусманский, Подгоренский, Павловский, Терновский районы Воронежской области
Театр реализовал онлайн-проекты «Наша коллекция шедевров» и «Денискины рассказы в актерском исполнении». В рамках спецпроекта «Малышкина сцена» состоялась премьера стихотворной постановки «Что такое хорошо и что такое плохо».
Заслуженный артист Воронежской области Владислав Ефанов стал лауреатом премии областного театрального конкурса «Браво 2021», а Михаилу Каданину присвоили звание Заслуженного артиста Воронежской области.
Накануне Нового года вышла премьера спектакля «Денискины рассказы» по пьесе Ксении Драгунской.
– От следующего года ждем, как и все, окончания пандемии, встречи с любимыми зрителями в родных стенах, новых спектаклей, проектов, фестивалей и гастролей, – сообщили в дирекции.
Театр «Кот»
– 2021 запомнился прежде всего как год, когда не знаешь, чего ждать в следующий момент. Частным театрам такая неопределенность особенно усложняет жизнь, поэтому сложно сказать, что мы сильно что-то планировали в этом году. Хорошо, что у нас прекрасные зрители, которые нас очень поддерживают, ну и в целом мы уже привыкли действовать по ситуации, – рассказали в театре.
В 2021 году «Кот» выпустил три премьеры – пластический «Феромон» – первая режиссерская работа Ксении Куровой, мистический «Призраки Додо или 13 историй о любви» по пьесам Дона Нигро от московского режиссера Сергея Аронина и «Деньги, как из ведра» по пьесе Себастьяна Тьери от главного режиссера Алексея Проскурякова. Тьери очень любит в своих пьесах размышлять, что случается, если человек не хочет признаться самому себе в том, какой он на самом деле, и «Деньги» как раз об этом. В декабре вышли еще две премьеры – второй пластический спектакль от Ксении Куровой, F (emme) – о судьбах знаменитых женщин.
– Во второй половине сезона планируем выпустить целых три спектакля по Мартину Макдонаху – «Череп из Коннемара» поставит Наталия Капранчикова, «Человек-подушка» – Анастасия Проскурякова, а «Сиротливый Запад» выпустит Алексей Проскуряков. Скорее всего, позже анонсируем еще несколько премьер. Опасения и надежды на грядущий год у всех примерно одинаковые, не только в сфере театра. Планов много, как творческих, так и по совершенствованию нашего пространства, очень надеемся их воплотить.
Театр «Неформат»
Художественный руководитель Антон Тимофеев:
– В 2021 году у нас было две премьеры. Наиболее весомая – «Туман в Сан-Антонио» по новеллам О'Генри. Это фантасмагорическое танцевальное действо, полное символизма, отсылок, философии. Спектакль затрагивает проблемы людей во времена эпидемии. Мы попытались поговорить о вечных проблемах на фоне всеобщего стресса и страха. Спектакль рождался в любви, отталкивался от исполнителей, в процессе подготовки приходили новые идеи. Вторая премьера – «Верина любовь». Это простая по форме, как хороший романтический фильм, лирическая комедия.
В 2022 году в планах «Неформата» – поставить «Барышню-крестьянку» в современно-классическом стиле:
– В таком же стиле у нас сделана «Натали», когда есть атмосфера прошлых эпох, но мы не привязываемся к ней полностью. Еще, возможно, будут какие-то комедии. Точных планов мы не строим, мы вообще очень вольный театр, можем себе позволить ждать, например, когда освободится определенный артист, сложатся обстоятельства, или родится более внятная идея. Из-за пандемии я не испытываю больших опасений. Жизнь есть жизнь, а наш неформатовский режим построен так, что жаловаться на обстоятельства нет смысла. Театр на то и театр, чтобы, вопреки обстоятельствам и трудностям, продолжать жить, выходить к зрителям, говорить о хороших вещах.
Новый театр
– В 2021 году мы выпустили спектакль «Рыбы не тают» по повести Жефа Артса, он включен в программу Детского фестиваля «Маршак». Также в 2021 году наш спектакль «Мой дедушка был вишней» выиграл гран-при в номинации «лучший детский спектакль» на международном Детском фестивале под руководством Сергея Безрукова. Этот же спектакль в рамках программы «Большие гастроли» показали в двух столичных театрах «ОКОЛО дома Станиславского» и «Домик Фанни Белл», состоялось всего пять показов. Это первые наши полноценные гастроли в Москву, которые завершились весьма успешно, – объяснила художественный руководитель Мария Конотоп.
В 2021 году на Всероссийском фестивале театральных менеджеров в Москве проект Нового театра «Арт-кластер Вербатимфест» номинировали на Вахтанговскую премию, он вошел в десятку лучших проектов России.
– В 2022 году мы представим зрителям наш премьерный спектакль «Вафельное сердце» по повести Марии Парр, проведем уже в третий раз фестиваль документального театра «Вербатимфест», который порадует зрителей масштабной интересной программой и различными спецпроектами. Планируем выпустить документальный спектакль, который будет представлен на фестивале. Очень надеемся, что вновь примем участие в программе «Большие гастроли», в этом году мы выбрали новое направление. В планах театра – несколько локальных проектов для подростковой аудитории Воронежа: это возобновление нашего формата «класс-драма», а также новые форматы, о которых мы совсем скоро расскажем.
-Сезон непростой, но мы очень надеемся, что зрители будут нас поддерживать, потому что наша жизнедеятельность напрямую зависит от проданных билетов. Мы же в свою очередь обещаем радовать зрителей новыми постановками и проектам, – сказала Мария Конотоп.