, Воронеж
  • 8715

«Люди соскучились по общению с искусством». Чем запомнится 2021 год деятелям культуры

Знаковые события и впечатления от них
«Люди соскучились по общению с искусством». Чем запомнится 2021 год деятелям культуры «Люди соскучились по общению с искусством». Чем запомнится 2021 год деятелям культуры
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива

На первый взгляд, из-за коронавирусных ограничений культурная жизнь в Воронежской области в уходящем году была не такой богатой. Чтобы подвести итоги года в этой сфере максимально объективно, корреспондент РИА «Воронеж» попросил самих деятелей культуры вспомнить наиболее значимые для них события 2021-го.

Бронислав Табачников, искусствовед, заслуженный деятель искусства Российской Федерации:

– В пандемию резко снизилась посещаемость театров, выставок и многих других учреждений культуры. Поэтому, когда наступили первые послабления, люди моментально потянулись в филармонии и на спектакли, соскучившись по общению с искусством. Полный зал был на премьере «Короля Лира» в Театре драмы, зал ломился от людей на декабрьском концерте Мацуева и во время гастролей петербургской Академической Капеллы. Это важно для обеих сторон: не только зрителю нужно прекрасное, но и таланты только тогда расцветают, когда у них есть поклонники. Поэтому и Платоновский фестиваль в его первой части стал феноменом этого года. Приехал балет Большого театра, и постановка «Укрощение строптивой» стала знаковым явлением – это невероятно высокое искусство, яркое, запоминающееся, мощное. Искусство и живой зритель – непререкаемая максима. Подобно тому, как интернет не способен заменить настоящего учителя – в этом смысле ничего не меняется со времен Платона и Аристотеля, – онлайн-эксперименты пока не могут сравниться с подлинным, «живым» катарсисом от настоящего произведения искусства.

Алексей Горбунов, директор художественной галереи «Х.Л.А.М.»:

– В пандемию в области культуры шире стало применяться онлайн-образование, расширились виртуальные контакты, но и замечательных выставок, концертов, постановок и в Москве, и в Воронеже, и в Петербурге было немало. Хорошо, когда внутренний мир человека устойчив и не зависит от новых инструкций. Если говорить о культурной экспансии Воронежа в России и за рубежом, то это ряд событий: шестеро воронежских авторов на московской ярмарке современного искусства Cosmoscow-21 в сентябре, участие Ивана Горшкова в Первой Коми биеннале «Новое открытие Севера», неофициальное участие его же в швейцарской ярмарке современного искусства «Арт-Базель». Также в этом году воронежские художники Ян Посадкий, Михаил Добровольский, Юля Скромная, Михаил Гудвин создавали яркий паблик-арт в разных городах Сибири, Урала, Поволжья, Русского Севера. Если брать события со знаком «минус», то это, безусловно, уход с поста директора музея имени Крамского Ольги Рябчиковой.

Камиль Тукаев, артист Камерного театра:

– Главное культурное событие – это то, что Платоновский фестиваль все-таки состоялся! К сожалению, осеннюю программу пришлось отменить из-за ковидных ограничений, но апрельская и летняя часть фестиваля, на мой взгляд, удались. В Воронеж приехали музыканты из Сербии, Греции и США, а также кураторы фестивалей из-за рубежа. Событие со знаком «минус» – разумеется, локдаун. Вирус, пандемия влияют на нашу культурную жизнь – взять хотя бы перенос фестиваля Маршак. Но главное – здоровье, поэтому перенос фестиваля на весну – в каком-то смысле еще одно событие со знаком «плюс».

Ян Посадский, художник, основатель арт-мастерской «Дай Пять»:

– Многие из тех, кто до пандемии колебался, жить и творить в Москве или в Воронеже, решили остаться в Воронеже, во многом потому что локдаун здесь в меньшей степени ударил по повседневной жизни, нежели в столице. К примеру, Кирилл Гаршин, который жил и работал в Москве, переехал обратно в Воронеж и открыл квартирную галерею «Утилизация» и сейчас ведет галерейную деятельность здесь. В Воронежском театре оперы и балета в пандемию также работал интересный московский режиссер Дмитрий Отяковский, это стало знаковым событием для нашей театральной жизни. Вообще есть ощущение, что чуть ли не благодаря пандемии культурная жизнь Воронежа стала интереснее и насыщеннее, как будто людей искусства сплотили локдауны и ограничения, заставив действовать изобретательнее. Хотя, безусловно, экономическая ситуация не позволяет многим культурным проектам активно реализовываться, мы верим в лучшее, продолжаем развиваться.

Ольга Табацкая, фотограф:

– Для меня самым важным и радостным событием была моя большая персональная выставка! Она проходила в выставочном зале Союза художников России, и на ней побывали многие воронежцы. Это была такая чудесная маленькая жизнь с множеством встреч и открытий! Я делала веселые экскурсии по экспозиции, провела несколько уроков по съемке, на закрытии дала концерт... Да, сейчас непросто театрам, музыкантам, всем тем, кому нужен «большой зритель». Но, полагаю, все понемногу адаптировались, и город вполне насыщенно продолжает жить культурной жизнью. Ничего страшного не вижу в происходящем. Жизнь продолжается.

Максим Ищенко, режиссер, директор креативной студии Vimotion:

– Из-за насыщенного графика несколько выпал из культурной жизни как ее потребитель. Зато поучаствовал в ней как созидатель – мы сделали фильм «Косберг сработал!», посвященный воронежским конструкторам, трудившимся над третьей ступенью ракеты, на которой Юрий Гагарин впервые совершил полет в открытый космос. Его показали на лучшем кинофестивале документального кино в России Beatfest. Также по мотивам фильма мы собрали монументальное мозаичное полотно, которое можно наблюдать на торце дома №49 на улице Степана Разина. В рамках нашего культурно-познавательного проекта «Турболекция» мы привозили в Воронеж режиссеров, продюсеров, кураторов выставок. Делали лекции про инклюзивные технологии, кино, современное искусство и рекламу.

Анна Колтырина, завлит Воронежского камерного театра:

– Главное культурное событие года – это возвращение культурных событий. Мы пережили чудовищное время, когда происходило тотальное «ничего» – ни спектаклей, ни концертов, ни лекций, ни даже кинопоказов. Для меня, как для человека, который всем этим живет и питается, это были, мягко скажем, странные обстоятельства. Которые, конечно, повлияли на всех нас. Мы остались один на один с собой, и я не знаю, какое количество людей отправилось после этого смотреть видеозаписи спектаклей и слушать качественные подкасты. Я наблюдаю за зрителями – они будто бы стали более расслабленными и требовательными одновременно. И это понятно – после того, как в Сети появились записи множества легендарных постановок, сложно предложить что-то радикально новое. Но, на мой субъективный взгляд, и не нужно. Все равно даже самая качественная запись не заменит этого совместного ритуала под названием «спектакль». Надо просто вернуться к этому ощущению живой жизни. Хочется воспринимать нынешнее время как шанс стать лучше, трепетнее и точнее. И театральное сообщество старается. В Воронеже выпущено несколько премьер очень высокого уровня, я вот моментально вспоминаю как минимум четыре: «Собачий вальс» Михаила Бычкова в Никитинском, его же «Иранская конференция» в Камерном, «Ребенок» Антона Федорова – тоже в Камерном, а также перформанс «Новая земля» Анны Щеклеиной на Платоновском. Нельзя не отметить и экспериментальную июньскую site-specific оперу по мотивам рассказа Андрея Платонова «Жители родного города», которая успешно прошла на вокзале «Воронеж-1».

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: