Без права на ошибку. В Воронеже стартовал II Фестиваль «RE:Форма танца»

, Воронеж, текст — , фото — Наталья Трубчанинова
  • 7613
Без права на ошибку. В Воронеже стартовал II Фестиваль «RE:Форма танца» Без права на ошибку. В Воронеже стартовал II Фестиваль «RE:Форма танца»
Форум современной хореографии объединил номинантов «Золотой маски» и ведущих танцовщиков

Второй фестиваль «RE:Форма танца» стартовал в Воронеже в четверг, 11 марта. Форум современной хореографии объединил самых востребованных российских постановщиков, работающих в различных стилях и направлениях современного танца, ведущих воронежских и московских артистов, а также авторитетных критиков и исследователей современной хореографии. Помимо танцевального действа, зрителей ждет насыщенный образовательный блок из лекций и мастер-классов.

О том, как готовилась «RE:Форма танца», рассказали его худрук и главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин, экс-прима-балерина Большого театра Марианна Рыжкина и театральный критик Татьяна Кузнецова.

Александр Литягин отметил, что изначально основными задачами фестиваля ставились развитие балетной труппы в направлении современной хореографии, выход артистов балета на новый профессиональный уровень и популяризация современного танца среди молодых зрителей. Какие-то задумки удалось реализовать, какие-то, к сожалению, нет.

– Труппа должна развиваться, а не показывать одни и те же спектакли на протяжении десятилетий. Да, мы храним классическое наследие, никто не собирается от него отказываться, но артистам нужно творческое развитие. Они все молодые, талантливые, им необходим поиск разных жанров, пластики, хореографов. Создавая фестиваль, думал, кого из хореографов мы можем пригласить в Воронеж. Что особенно приятно, ни от одного не получил отказа. Не было только тех, кто физически не смог поучаствовать: например, Кирилл Радев сейчас живет в Испании, Алексей Расторгуев тоже пока за границей, – сообщил худрук фестиваля. – После первой «RE:Формы танца» у нас уволился один артист балета. На прощание он сказал мне обидную вещь: дескать, этот фестиваль я сделал на горбах труппы. Я долго переживал по этому поводу. Спустя месяц несколько солистов спросили: «А у нас будет еще «RE:Форма танца»?" Особенно меня поразили слова Ивана Негробова, премьера нашей балетной труппы, артиста, обладающего солидным профессиональным багажом: он признался, что участие в «RE:Форме танца» было самым ярким и увлекательным событием в его карьере. Для меня эти слова очень многое значат.

По оценке профессионального танцевального сообщества, первый фестиваль «RE:Форма танца» заявил о себе громко. Впоследствии все восемь постановок были включены в репертуар Театра оперы и балета, с некоторыми номерами артисты выступали на фестивалях Context, «Ротонда», «Мандельштамфест».

Александр Литягин с грустью признал, что пока форуму не удалось справиться только с одной задачей – привлечь в театр молодую аудиторию. На второй фестиваль было продано чуть больше половины билетов, а хотелось бы видеть аншлаг.

Балетный критик Татьяна Кузнецова согласилась с Литягиным, что в театр нужно привлекать молодежь. И как раз современная хореография, громкие имена постановщиков могут в этом помочь.

– Вообще, перед Александром нужно снять шляпу: он предпринимает попытку оживить балет. Современная хореография должна будоражить, вызывать сильные чувства: от ненависти до восхищения, от восторга до споров. Город должен развиваться, в том числе культурно. Молодежь должна ходить в театр. А туда либо детей водят, либо в зале присутствует только возрастная публика. А это должна быть тусовка со своей публикой, которая не пойдет «окультуриваться» на «Лебединое озеро», а захочет посмотреть современный балет, – считает Кузнецова.

Лейтмотивом второй «RE:Формы танца» стала взаимосвязь, которую создатели форума постарались выстроить между крупнейшими хореографическими фестивалями страны, солистами балетной труппы Воронежского театра оперы и балета, артистами танцевальной труппы Камерного театра и приглашенными танцовщиками. Именно с этой взаимосвязи, послужившей названием гала-концерта, открылся четырехдневный фестиваль.

В течение вечера воронежцы увидели несколько работ популярных молодых хореографов, участников крупнейших фестивалей, лауреатов и номинантов «Золотой маски»: Эрнеста Нургали, Марии Яшниковой, Павла Глухова, Игоря Булыцына, Ольги Рыжковой, Константина Матулевского и Софьи Гайдуковой.

Заслуженная артистка России балерина Марианна Рыжкина специально для концерта «Взаимосвязи» поставила номер современной хореографии Last. Его исполнили солисты Воронежского театра оперы и балета Максим Данилов и победительница проекта «Большой балет» на телеканале «Культура» Елизавета Корнеева.

– Я в Воронеже за последний месяц уже во второй раз, опять на большом проекте – это говорит о том, что при непростой ситуации в стране Воронежский театр оперы и балета живет, выпускает новые интересные проекты и премьеры. Известные российские хореографы мечтают попасть на «RE:Форму танца» – меня, например, не с первого раза пригласили. Фестиваль позволяет артистам классической балетной школы попробовать себя в разной пластике, стилистике, поработать с разными хореографами. Постановщики тоже получают здесь новый опыт: одно дело ставить номера с профессиональными артистами театра, и совсем другое – с труппой Камерного театра, которая не совсем балет в нашем понимании. Но тем не менее это очень интересный синтез. Не всякий классический танцовщик может исполнить современную хореографию, на это влияют много факторов – от раскрепощенности до природной пластики, это все очень индивидуально. Даже в Большом театре не все классические артисты участвуют в современных танцевальных постановках, не все способны перейти эту грань, – пояснила Марианна Рыжкина.

По словам балерины, она давно мечтала как хореограф поставить драматический номер на музыку Бриттена. Идея понравилась Александру Литягину, он сам предложил артистов – Елизавету Корнееву и Максима Данилова. Их исполнение полностью удовлетворило Марианну Рыжкину:

– У меня не было времени на ошибку. Номер Last мы подготовили в кратчайший срок – всего за пять дней. На репетиции было важно, чтобы все поддержки получились у ребят с первого раза. Я безмерно рада, что им это удалось. Максим невероятно сильный, крепкий партнер, Лиза – тонкая, изящная балерина. Мне легко работалось с ними. Любой хореограф, когда четко знает, что он хочет донести, быстро находит контакт с исполнителем. А если работа увлекает исполнителей, это вообще прекрасно.

– Last – это последняя встреча Отелло с Дездемоной. Мне не хотелось в названии указывать имена, я хотела, чтобы зритель сам понял, о чем номер, – добавила балерина. – При том что я не люблю английские слова в балетном мире, слово Last идеально подошло номеру. Во-первых, оно емкое, как сама постановка, во-вторых, имеет много значений. Это может быть и последний вздох, и последний взгляд, и последняя надежда. Пусть каждый зритель почувствует свою историю. Конечно, я очень рада, что премьера номера состоялась именно на «RE:Форме танца».

В субботу, 13 марта, публика увидит сразу три одноактных балета, которые хореографы поставили специально для балетной труппы Воронежского театра оперы и балета. Это постановки «Лета» от хореографов Ольги Рыжковой и Олега Петрова, хореографическая сюита по произведениям Гоголя Donem incognitum в постановке Дениса Постоева и Александра Литягина, а также танцевальный спектакль «След» Константина Кейхеля.

В день закрытия фестиваля – в воскресенье, 14 марта, – зрителей ждут два кардинально разных по жанру и исполнению спектакля. Солистка театра Диана Кустурова покажет «Деву» в постановке Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского. Танцевальный спектакль дополнят вокальные партии 24 артистов хора, которые а капелла исполнят редко звучащие в России произведения Йохана Йоханнссона и Дэвида Лэнга. В финале покажут спектакль с музыкальным антрактом «Шут» в постановке Никиты Высоцкого, который представит современный взгляд на балет Прокофьева «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего». Ради участия в этом проекте на один день в Воронеж приедут солист Большого театра Игорь Цвирко и прима-балерина «Кремлевского балета» Екатерина Первушина.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: