Мэр Вадим Ксенин дал большое интервью студии «Губерния» и газете «Коммуна», в котором затронул острые темы последствий пандемии для экономики Воронежа, точечной застройки, неудобств при строительстве дорог и так далее. Текст опубликовали на сайте мэрии в среду, 7 июля.
О последствиях пандемии
Вадим Кстенин отметил, что в пандемию мэрия оказывала поддержку особо пострадавшим отраслям экономики, наряду с федеральным и региональным правительством. Помощь была за счет экономии средств после отмены практически всех массовых мероприятий.
– Всю эту экономию старались отдавать в качестве мер поддержки, чтобы наши отрасли экономики хоть как-то могли пережить этот период. Изначально то, что мы планировали, и то, что мы выполнили: 23 млрд рублей расходной части бюджета и 24 млрд – доходной. Мы сработали в прошлый год с профицитом в 1 млрд, который направили на снижение муниципального долга. Еще лет 5 назад Воронеж был достаточно серьезно закредитован, и львиная доля этих кредитов была коммерческая. То есть мы еще и обслуживали наш муниципальный долг, платили проценты по этим кредитам. За последние два года мы сократили долг вдвое с уровня порядка 7 млрд. Наша задача – свести его к минимуму, максимально заместив все коммерческие кредиты бюджетными, по которым не надо оплачивать проценты. В этом плане в прошлом году мы сработали достаточно эффективно, – рассказал мэр.
О противоэпидемиологических мерах
Градоначальник выразил надежду, что третью волну пандемии будет проще пережить, чем ту, когда пришлось уйти в локдаун. Вадим Кстенин пообещал, что городские власти постараются приложить максимум усилий для того, чтобы экономика не пострадала.
– Но мы не сможем этого достичь, если люди не будут вакцинироваться. Я сам прививался, вторую прививку сделал 29 апреля. Никаких последствий для своего организма абсолютно не заметил, антитела есть. Надеюсь, что прививка позволит мне оставаться как можно дольше в строю. Я призываю воронежцев, чтобы они активизировались в вакцинации, – сказал Вадим Кстенин.
Мэр добавил, что, если раньше во время рейдов по общественному транспорту основная разъяснительная работа проводилась с пассажирами, теперь основное внимание проверяющих будет направлено на перевозчиков. Речь идет о штрафах для юрлиц, которые допускают нарушение санитарно-эпидемиологических норм. То же самое касается и владельцев коммерческих заведений: предприятий общепита, торговых сетей и других.
О генплане
Во время интервью затронули тему генерального плана города, в частности, поговорили о метро, правилах землепользования и застройки и зеленых зонах. Вадим Кстенин подчеркнул, что генплан – документ стратегического планирования, и «никакая стратегия не может быть не амбициозной».
– Поэтому там сегодня есть и те вещи, которые многие считают утопичными. Вести речь о метро, легкорельсовом транспорте, скоростном трамвае или каких-то других транспортных связях нужно, но для того, чтобы принимать решение, надо отдавать себе отчет в экономической эффективности таких решений. Мы рассматриваем массу вариантов, делаем экономические расчеты и примеры решений. Что касается генплана – да, действительно, было много споров. Но над этим документом работали очень серьезные исследовательские организации. У них за плечами огромный опыт составления таких документов, и они отдавали себе отчет в том, что они делают. Сам по себе Генеральный план – это стратегия. Но детализация этой стратегии называется «Правила землепользования и застройки». Сегодня мы работаем над этим, и вот здесь точно стоит копья поломать. Например, я могу объяснить, почему в Генплане неправильно обозначались зеленые зоны: в свое время они не были поставлены на кадастровый учет. Сегодня мы кадастрируем зеленые зоны. При будущих изменениях мы разом внесем в Генплан, и поверьте, никто на них никогда посягать не будет.
О неудобствах при строительстве дорог
Вадим Кстенин сказал, что раньше к строительствам развязок и ремонту путепроводов не приступали потому, что понимали – это отрицательно повлияет на ситуацию в дорожном движении и транспорте. Но теперь, когда определенные сооружения стали аварийными и опасными для людей, мэрия вынуждена принимать решения и делать реконструкцию.
– Слава Богу, это быстро забывается. Люди понимают, насколько стало удобно и комфортно – я могу сказать это и по развязке на улице 9 Января, и по нашим путепроводам. Стоило потерпеть год-полтора, чтобы наши дети и внуки не испытывали сложностей с этими сооружениями. Что касается Остужевской развязки: это сложный объект с точки зрения инженерии. Мы специально построили связь улиц Минской и Землячки, чтобы хотя бы часть потока можно было запускать не через эти виадуки. Но на первом этапе люди не почувствуют затруднений с движением. В параллель с существующим путепроводом над ж/д путями построят еще один. Этот путепровод свяжут с основной дорогой. После этого движение переключат на новый путепровод, а старый разберут и реконструируют. Что касается остальных очередей строительства – будем прорабатывать схему организации движения более детально. И с людьми неоднократно будем разговаривать, публичить все эти материалы, – сказал мэр.
О точечной застройке
Вадим Кстенин подчеркнул, что отрицательно относится к точечной застройке, но если у человека или у организации есть земельный участок, соответствующий градостроительным нормативам, которые устанавливаются не на муниципальном уровне, то в ряде случаев мэрия не имеет возможности отказать в выдаче разрешения на строительство:
– В
городе были резонансные ситуации, когда мы судились до последней инстанции. И
уже когда проигрывали, пытались найти какой-то компромисс с инвесторами, с
бизнесменами, которые хотели строить дома. Например, на улице Лизюкова, 50а должна
была вырасти двадцатиэтажка. Тогда мы дошли до последней судебной инстанции,
исчерпав со своей стороны все правовые механизмы. Но понимали, что люди будут
против строительства, поэтому удалось вступить в диалог с собственниками, найти
взаимоприемлемое решение. Земельный участок в ближайшее время будет передан в
муниципальную собственность, и дальше мы будем благоустраивать эту территорию. К
сожалению, это не единичная история. На Ленинском проспекте, 201 во дворе
многоквартирных домов росла многоэтажка. Пришлось очень серьезно включаться в
проблему по указанию на тот период губернатора Алексея Васильевича Гордеева и
мэра Александра Викторовича Гусева. Мы нашли решение, и сегодня, к счастью, там
появился совершенно уникальный центр для работы с детьми.
Говоря о развитии застроенных территорий, мэр
отметил, что действовавшая программа имела определенный эффект, и
Воронеж входит в число немногих городов, где она действительно работала. Сейчас
изменилось законодательство, и сегодня программа называется «Комплексное развитие
территорий». Вадим Кстенин сказал, что там есть ряд новшеств, и требуется
немного времени для того, чтобы привести в соответствие региональное
законодательство. В облцентре сформировано 32 такие территории, и на
большинство из них есть потенциальные участники конкурсных процедур по их
развитию.
О транспортной реформе
Мэра спросили и о транспортной реформе. Вадим Кстенин сообщил, что здесь выработана последовательность действий.
пресс-служба мэрии Воронежа
– Разработаны документы транспортного планирования, полностью пересчитана вся маршрутно-транспортная сеть пассажирских перевозок, – заверил Вадим Кстенин.
Глава города отметил, что при создании новой транспортной схемы постарались минимизировать дублирование маршрутов, а также запланировали развивать электротранспорт, увеличив троллейбусные маршруты с четырех до семи
– Естественно, для этого надо восстанавливать инфраструктуру. Конечный результат – переход на брутто-контракты. Один из важных шагов уже сделан – мы ввели безналичную оплату проезда и сегодня до 70% оплат в общественном транспорте проводится по безналичному расчету. Денежные средства обеляются, платятся налоги. В прошлом году в пандемийный период мы договорились с платежной системой «Мир», чтобы люди могли ездить по картам «Мир» на 4 рубля дешевле в течение четырех месяцев. Финансовые потери перевозчикам компенсировала сама платежная система. Мы проводим переговоры, чтобы повторить эту акцию. Следующий шаг -обновление подвижного состава. На линии запустили 140 новых больших газомоторных экологичных низкопольных современных автобусов. Частные перевозчики тоже обновляются. Но почему они обновлялись медленно? Во-первых, у нас достаточно низкий тариф, в других регионах он выше. Кроме того, у перевозчиков заканчивались контракты. Они не пойдут брать транспортные средства в лизинг без гарантий, что завтра будут работать на маршруте. Это замкнутый круг, который потихоньку надо разрывать, что мы и делаем, сшивая правильную историю. Думаю, в будущем мы в любом случае придем к вопросу реализации схемы работы по брутто-контрактам, когда государство оплачивает перевозчикам транспортную работу. Эта система внедряется в ряде городов, но для бюджета Воронежа она принесет дополнительные расходы от миллиарда до полутора миллиардов рублей в год.
Следующий важный шаг – введение выделенных полос. Без них невозможно гарантировать соблюдение расписания, так как у общественного транспорта нет приоритета перед другими видами транспорта. Также мы рассматриваем вопрос введения транспортной карты, автоматизированной системы управления этими процессами. Мы рассматриваем этот вопрос не только для Воронежа, но и для всей агломерации, поэтому работу по внедрению транспортных карт проводим совместно с региональным правительством.
О взаимодействии с депутатами гордумы
Мэр рассказал, что за шесть лет работы в муниципалитете ни разу не видел диссонанса во взаимоотношениях с депутатами Воронежской гордумы. По его словам, в этой области все складывается гармонично, «есть конструктивный диалог».
– По моей инициативе мы будем регулярно встречаться и уже встречались с фракциями гордумы. У каждой фракции есть свои мысли и мнения. Мы инициируем активизацию работы комиссий городской думы и хотим, чтоб это тоже стало такой достаточно серьезным, аналитическим, экспертным механизмом для принятия нами важных стратегических решений, потому что «одна голова хорошо, а две – лучше», – отметил градоначальник.
пресс-служба мэрии Воронежа
О поддержке пострадавшим при затоплении домов в Железнодорожном районе
В ходе беседы с журналистами Вадим Кстенин также рассказал о причинах подтопления домов во время аварии на магистральном водоводе:
– После интенсивных ливней большие потоки воды устремились в самое низкое место. Они настолько подмыли и пропитали грунт, что он начал смещаться. Водовод там чугунный, этот материал не любит деформаций такого плана: либо из него вырываются куски, либо возникают продольные, большие трещины. Это там и произошло, и с такого диаметра успело слиться очень много воды. Я провел переговоры с РВК-Воронеж, чтобы люди не остались один на один со своей бедой. Действительно, они ни в чем не виноваты, им нужно оказать помощь. Бесспорно, что это должен сделать РВК-Воронеж, как оператор этой сети, это его зона ответственности. Предприятие сразу отреагировало правильно. Ситуацию взяла на контроль прокуратура, которая, безусловно, будет на стороне граждан. В этой ситуации мы все будем за людей.
О стрит-арте и неоднозначных памятниках
Вадим Кстенин сообщил, что положительно относится к уличному искусству, как и к установке различных памятников, но, по его словам, нельзя пропагандировать культуру, которую большинство людей не поддержит. Кроме того, все новые объекты нужно согласовывать с горадминистрацией.
– Какие-то рамки все-таки должны быть. Рассказывать человеку, как и что делать, мы точно не будем, но, по крайней мере, мы должны понимать тематику и то, что он хочет донести этим. Если это не популяризирует наш город, а наоборот, у людей вызывает чувство неприязни к нему, думаю, это неправильно. Мне очень не понравилась история с опорами на мостах, потому что это из разряда «бомбить Воронеж». У нас все-таки гораздо больше приятных вещей. Что касается памятников, то у нас есть специальная комиссия по историко-культурному наследию. И поверьте, ни одно заседание не проходит без каких-то жарких споров, обсуждений, доводов. Нельзя сделать памятник абы как, сейчас есть рабочие механизмы -проведение конкурсов на разработку макетов, на выбор облика, – сказал Вадим Кстенин.
О благоустройстве проспекта Революции
На вопрос о сроках работ по благоустройству проспекта Революции и озеленении Вадим Кстенин напомнил, что в пандемию пострадали и строители – например, две подрядные организации, которые работали на «Орленке». Одна из них обанкротилась, вторая – в предбанкротном состоянии. Продолжать работу было невозможно, поэтому контракт расторгли. Сейчас виды работ в парке разделили и объявили торги – к сентябрю благоустройство должны завершить.
– На проспекте Революции работает подрядчик, который не может обанкротиться априори – «Воронежэнерго», госкомпания, которая входит в систему «Россетей», энергетическая компания-гигант. Плюс – большие специалисты в части перекладки всевозможных сетей, так как у нас запланированы объемные работы по устройству канализации для кабельных сетей. Сети будем по максимуму спускать в землю. Что касается укладки плитки, то у них уже заключен контракт, и плитка уже идет. Я не вижу предпосылок для того, чтобы в контрактные сроки такой гигант не справился с этим объемом работ. Проспект Революции по-прежнему будет зеленым. Деревья придется покупать даже не в России, потому что в наших питомниках таких нет. Будем привозить клены, очень симпатичные и достаточно подрощенные, с большим комом земли, чтобы они быстрее пошли в рост. Думаю, лет через пять зелень на проспект вернется и будет очень красиво.
О планах
В заключении мэр рассказал о планах на будущее и участии в федеральных и областных программах. По словам Вадима Кстенина, уровень собственных доходов бюджета около 8 млрд рублей, а общий бюджет города – 24 млрд, «то есть все остальное – привлеченные деньги».
– Сосредоточимся, безусловно, на исполнении майских указов президента, на исполнении национальных проектов. Воронеж – интересный город. В своем послании президент поставил задачу обеспечить горячее питание для детей в школах – Воронежу несказанно повезло, потому что и так горячее питание у нас было везде. При этом федеральный центр нам еще помог деньгами. Мы эти деньги перенаправили на финансирование охраны школ, наняли ЧОПы. У нас большие планы по строительству школ: готовим заявки в профильное министерство, и до 2024 года мы построим еще шесть учреждений. Будем развивать нашу социальную сферу, работать над уровнем заработных плат в городе, развивать малое и среднее предпринимательство. Пандемийный год показал, что даже какие-то процедуры со стороны администрации приносят достаточно хороший и правильный эффект. Как только начались небольшие послабления после локдауна, мы разрешили рестораторам устраивать выносные веранды, и сильно упростили эту процедуру, чтобы они могли быстро получить согласования. Когда все войдет в нормальное русло, мы будем обращаться к нашим рестораторам, чтобы они делали уютными свои заведения, устраивали вертикальное озеленение. Эти вещи тоже у нас постепенно набирают обороты. Воронеж, действительно, классный город. Его надо любить и беречь.