Редакция РИА «Воронеж» на протяжении года внимательно следила за культурными событиями в городе и области. Культурный обозреватель агентства составила свою версию того, что останется в памяти завсегдатаев местных театров и музеев по итогам 2017-го.
Театр. Громкие премьеры
В городских театрах 2017 год выдался богатым на важные премьеры. В театре драмы имени Кольцова режиссер Владимир Петров представил долгожданного «Гамлета», постановку которого вынашивал с 2015 года. Роль принца датского в спектакле сыграл молодой артист драмтеатра Евгений Чистяков. Режиссер наполнил спектакль отсылками к современным реалиям – так, сам Гамлет представлен в образе бунтующего подростка, он ходит с ирокезом и носит «косуху», а о важных внешнеполитических новостях зрителям сообщают в формате популярных ток-шоу Первого канала и «России-1».
Осенью на малой сцене драмтеатра режиссер Никита Рак представил постановку «Тот самый день» по пьесе одного из известных современных российских драматургов Ярославы Пулинович. Спектакль в Воронеже стал первой премьерой по этому тексту в стране.
В Камерном театре за год успели выпустить четыре премьеры. В марте Михаил Бычков представил на большой сцене свою версию «Грозы» Александра Островского. В текущий репертуар театра также вошла комедия «Гоголь переоделся Пушкиным» – спектакль, поставленный на малой сцене молодым петербургским режиссером Николаем Русским в рамках лаборатории Олега Лоевского, которая проходила в Камерном в апреле. Основу постановки составили небольшие рассказы о русских писателях из цикла «Анекдоты» Даниила Хармса. Режиссер, мастер курса ВГИИ Руслан Маликов поставил на малой сцене драму «Каренин» по пьесе Василия Сигарева. Спектакль переосмысляет знаменитый роман Льва Толстого, вынося на передний план не образ Анны, а ее мужа, Алексея Каренина, роль которого в театре исполнил Юрий Овчинников. В октябре на большой сцене состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Володина «Осенний марафон», который поставила московский режиссер Марфа Горвиц. В главной роли хрестоматийного ходока Бузыкина – Камиль Тукаев.
Опера. «Родина электричества»
Одним из главных событий седьмого Платоновского фестиваля стала мировая премьера оперы «Родина электричества» – единственной в мире оперы по произведению Андрея Платонова, написанной композитором Глебом Седельниковым в 1979 году. Из-за сложности музыкального материала за исполнение и постановку оперы никто не брался, пока в 2015 году партитура не попала в руки одновременно к главному дирижеру воронежского Оперного Юрию Анисичкину и худруку Камерного театра и Платоновского фестиваля Михаилу Бычкову. Создание музыкального спектакля по тексту Платонова, который открыл бы Платоновфест, показалось обоим лучшим решением. Действительно, такого в Платоновской программе форума еще не было.
Известный сценограф Николай Симонов, близкий друг и частый соавтор Бычкова, создал для оперы декорации в стиле советского авангарда начала XX века. Супрематические видеопроекции сделал воронежский художник Алексей Бычков. В масштабной постановке задействовали 50 артистов хора и три состава солистов. Непростой для восприятия платоновский язык, положенный на не менее оригинальную музыку Седельникова, подкрепили субтитрами, чтобы зритель лучше воспринял кажущуюся сегодня далекой от современных реалий историю об электрификации деревни Рогачевки.
Итог превзошел все ожидания: по сей день спектакль собирает аншлаги, а уже после третьего показа стало известно, что опера попала в список номинантов национальной театральной премии «Золотая маска – 2017». Создателей «Родины электричества» отметили сразу в пяти номинациях: Михаил Бычков номинирован за работу режиссера, Юрий Анисичкин – за работу дирижера, художники Николай Симонов и Алексей Бычков – за художественное оформление спектакля, Юлия Ветрова – за работу художника по костюмам, а исполнительница партии старухи Полина Карташова попала в номинацию «Опера/женская роль». Имена лауреатов премии объявят в апреле 2018 года.
Хореография. Танцевальная труппа в Камерном театре
В октябре Камерный театр объявил о кастинге артистов в танцевальную труппу. По задумке руководства театра, танцевальная труппа, как и драматическая, будет выпускать собственные премьеры и представлять их на сцене театра. При этом о классическом балете речь не идет – танцоры Камерного сосредоточатся на современной хореографии. Сам Михаил Бычков ставить танцевальные спектакли пока не собирается – для этого в театр планируют приглашать профессиональных хореографов.
По итогам кастинга в танцевальную труппу Камерного было принято восемь человек – четыре артиста и четыре артистки. Кроме того, театр сформировал своеобразный резерв – список из нескольких танцоров, которые не стали полноценными членами команды, но при случае смогут присоединиться к ней. Уже в ноябре танцевальная труппа начала работу – пока это регулярные тренировки, занятия танцами и йогой, а также воркшопы и мастер-классы от российских хореографов. Каким будет первый танцевальный спектакль в Камерном и кто его поставит, пока не сообщается. Однако в театре отмечают, что непосредственно к постановке режиссер и артисты приступят уже в январе. А значит, весной или летом можно ждать первой неклассической танцевальной премьеры на воронежской сцене.
Современное искусство. Школа для художников в ВЦСИ
В начале года Воронежский центр современного искусства (ВЦСИ) запустил бесплатный образовательный проект – «Школу для художников». Заниматься пригласили начинающих художников, кураторов и критиков. Первый «набор» обучался в течение трех месяцев под руководством воронежских художников – резидентов ВЦСИ Ивана Горшкова, Кирилла Гаршина, Николая Алексеева, Татьяны Данилевской, а также приглашенных кураторов, галеристов и художников из других городов. Занятия проходили в форматах лекций и практических семинаров. Итогом стала групповая выставка выпускников, разместившаяся в стенах ВЦСИ. На ней свои работы представили 10 молодых авторов, дошедших до конца обучения.
При этом еще до начала занятий в Центре отмечали, что целью «Школы для художников» является не столько обогащение культурной карты Воронежа новыми именами, сколько просвещение жителей города в области современного искусства. Действительно, даже спустя полгода после окончания занятий выпускники образовательного проекта не начали выдавать одну за другой новые выставки. Зато культуролог и выпускница «Школы» Мария Ласкина провела в книжном клубе «Петровский» цикл лекций о феномене современного искусства, который, возможно, будет продолжен. А ВЦСИ тем временем набрал в «Школу» учеников на второй поток. Причем теперь отдельные лекции и мастер-классы могут по предварительной записи посетить и те, кто не занимается в «Школе» постоянно. За объявлениями можно следить в группе Центра.
Музыка. Первый воронежский лейбл и две новые сцены
Воронежская музыкальная сцена в этом году заметно оживилась. Летом творческое объединение «ТАКИЕ» заявило о создании первого воронежского музыкального лейбла, который будет заниматься продвижением местных групп. Первым событием стал одноименный фестиваль, объединивший на одной сцене почти все группы, которые сотрудничают с лейблом. За два дня в книжном клубе «Петровский» выступили с десяток воронежских коллективов, у большинства из которых за плечами – единичные концерты и несколько записанных песен. Задачей лейбла один из его основателей Антон Матвеев считает пустить этот поток в организованное русло: некоторым группам помочь записать и выпустить альбомы, другим – стать постоянными участниками сольных концертов и фестивалей, но главное – создать лицо воронежской сцены.
И если новые записи у групп пока появиться не успели, то концертов стало значительно больше. «ТАКИЕ» вместе с воронежским организатором концертов Виталием Рыбальченко создали культурную подстанцию «Электричество», чтобы объединенными усилиями устраивать выступления местных и приезжих музыкантов. Еще несколько месяцев назад главной помехой в организации концертов в городе специалисты в один голос называли отсутствие подходящих площадок. В этом же году их стало больше сразу на две. Зимой на проспекте Революции открылась студия звукозаписи и концертная площадка EANA, а в октябре небольшая сцена появилась в баре крафтового пива «НЗБ». И в EANA, и в «НЗБ» сразу же стали проходить камерные концерты как уже популярных в городе, так и андерграундных или начинающих коллективов, играющих в самых разных жанрах. Кроме непосредственно выступлений в афиши бара и студии также стали попадать показы документальных фильмов о музыкантах, встречи с группами, автограф-сессии и музыкальные перформансы. Опробовав новые площадки на местных, в город стали приглашать и иногородних музыкантов – так, в январе в «НЗБ баре» выступят питерские электронщики Shortparis. Теперь дорога за хорошими концертами лежит не только в книжный клуб «Петровский».
Изобразительное искусство. Тактильная экспозиция в музее имени Крамского
К концу года музей имени Крамского подготовил важное открытие – на втором этаже выставочного зала заработала долгожданная тактильная экспозиция для незрячих посетителей. Все экспонаты – семь картин и четыре скульптуры – можно и нужно трогать руками. Идея создания инклюзивной экспозиции витала в воздухе давно, но окончательно оформилась после проведения на Платоновском фестивале выставки «Видеть невидимое». Тогда в Воронеж привезли семь объемных копий живописных шедевров из собрания музея имени Пушкина. Созданные по особой технологии, тактильные картины позволяли понять, что на них изображено, слепым и слабовидящим людям. Посетители экспозиции также могли воспользоваться аудиогидом, который давал инструкцию, как правильно двигать по изображению руками, и рассказывал о самом произведении и создавшем его художнике.
При создании собственной тактильной экспозиции сотрудники музея имени Крамского учли опыт выставки «Видеть невидимое». Они собрали отзывы посетителей о том, что им понравилось и не понравилось в объемных картинах. Так, для воронежских тактильных экспонатов выбрали произведения меньше по размеру, чем картины с летней выставки, чтобы внимание зрителей не рассеивалось на крупных форматах. Объемными сделали не все элементы изображения, а только самые важные, которые давали бы представление о полотне, не отвлекая на мелкие детали. Аудиогид сделали более теоретическим, рассказывающим историю картины, художника и эпохи. Рядом с каждой работой информацию о произведении искусства продублировали с помощью шрифта Брайля. Кроме картин в инклюзивную экспозицию включили скульптуры из египетской коллекции, воссозданные из гипса и пластика в натуральную величину. При этом прикоснуться к тактильным экспонатам могут не только инвалиды по зрению, но и все желающие посетители музея. Инклюзивную экспозицию можно посетить за 50 рублей.
Вместе с уникальной для Воронежа выставкой для незрячих в музее имени Крамского также презентовали видеогиды для глухих и слабослышащих посетителей. Сурдопереводчик рассказала на видео более чем о ста произведениях из основной экспозиции музея. Посмотреть видеогиды можно в том же зале, где разместилась тактильная выставка. Кроме того, к описанию произведений, оснащенных аудио- и видеогидами, добавили QR-коды, считав которые, посетители могут посмотреть сопроводительные материалы на своем смартфоне.
Мультипликация. «Котенок с улицы Лизюкова – 2»
В конце августа воронежская студия анимации Wizart Animation презентовала мультфильм «Котенок с улицы Лизюкова – 2», работа над которым велась с 2014 года. Долгие годы студия решала проблемы с авторскими правами на съемку продолжения легендарного советского мультика с «Союзмультфильмом» и вдовой автора сценария Людмилой Злотниковой. В итоге мультфильм сняли на средства областного бюджета и спонсоров, которых не забыли упомянуть в самой картине. Обилие рекламных вставок стало главной претензией зрителей к мультфильму. Тем не менее благодаря product placement мультфильм показывали бесплатно – в частности, его премьеру в День знаний в городских кинотеатрах могли посетить все желающие.
Еще одной особенностью мультика стало появление в нем узнаваемых мест Воронежа – корабля-музея «Гото Предестинация», площади перед театром кукол «Шут» и других.
Студия Wizart планировала выложить фильм в интернет, когда его премьера прошла бы в кинотеатрах. Но из-за утечки мультфильм появился в открытом доступе в сети уже в сентябре. Посмотреть его на YouTube можно и сейчас.