В преддверии десятого архитектурного форума «Зодчество VRN» журналист РИА «Воронеж» попросила руководителя Центра прикладной урбанистики Московской высшей школы социальных и экономических наук Свята Мурунова оценить архитектурный облик города. Столичный эксперт дал оценку самым обсуждаемым объектам и рассказал о проблемах застройки Воронежа.

Отель Marriott

мари.JPG
Фото – Виталий Грасс (из архива)

– Появление небоскребов в миллионном городе неизбежно. Современный бизнес должен быть в городах, и небоскреб – элемент того, что Воронеж – мировой город. Воронежу нужен деловой центр с высокой плотностью. Но деловая зона должна иметь отдельное пространство. Высотное здание отеля Marriott убивает весь ансамбль центральной исторической части города. Видимо, администрация Воронежа в погоне за пополнением бюджета была готова на любые условия девелопера.

Гостиница уже построена, поэтому сейчас недовольная возведением Marriott общественность могла бы поторговаться: вы сделали нам больно – компенсируйте, отдайте два этажа под современный краеведческий музей, городской университет или центр урбанистики.

Однако подобные переговоры в Воронеже вести некому. Горожанам и бизнесу необходимо формулировать свою стратегию развития города, чтобы вопросы строительства новых объектов и сохранения исторических зданий зависели не от власти, а и от них.

Строительство отеля на проспекте Революции, который должен был повысить привлекательность Воронежа для туристов и инвесторов, началось в 2013 году. Проект вызвал протесты горожан и членов Союза архитекторов. В 2015 году власти разработали охранные зоны для объектов культурного наследия, однако подрядчик получил разрешение на строительство Marriott раньше. Ввод гостиницы в эксплуатацию запланирован на октябрь 2017 года.

Жилые комплексы «Сердце города» и «Солнечный Олимп»

серд.jpg
«Сердце города»
Фото – Виталий Грасс (из архива)

– Такие жилые комплексы полностью меняют городскую ткань – вызывают транспортный коллапс и через некоторое время превращаются в гетто. Там нет дворов, парковки. В таких местах люди просто спят, там нет среды. Коммерческие площадки на первых этажах ее тоже не создают. Ведь люди, снимающие офисы, там не живут.

Мне кажется, городу, где есть архитектурно-строительный университет, стыдно иметь такую архитектуру. Здесь проблема в отсутствии коммуникации между бизнесом и наукой.

олим.JPG
«Солнечный Олимп»
Фото – Виталий Грасс (из архива)

Воронежу, особенно его центральной части, нужна разноплановая квартальная застройка со сложной средой. Нужно, чтобы архитектор совместил разные высотности и плотности, сохраняя один стиль. Необходимо вписать новый объект в ансамбль улицы, в идентичность района. Но никто так за девелоперов не думает. Им нужно показывать альтернативные подходы к строительству, воспитывать.

Жилой комплекс «Сердце города» на улице Куколкина, 11 ввели в эксплуатацию в 2016 году. В эскизном проекте был представлен тротуар, создающий массу неудобств жителям. Блогер Илья Варламов включил жилой комплекс в ежегодный обзор «новостей головотяпства и разгильдяйства».
Строительство «Солнечного Олимпа» в 2014 году вызвало конфликт между застройщиком и местными жителями. Группа компаний «Два капитана» решила организовать проезд к дому через пешеходную зону на улице Карла Маркса и установить на транспортном кольце скульптуру быка. Мэрия заявила, что строители не согласовали планы с властями. В итоге на подъезде к пешеходной зоне установили ограничители, которые позволят проехать автомобилям экстренных служб.

Дом купца Балашова и третья очередь «Галереи Чижова»

гал.JPG
Фото – Виталий Грасс (из архива)

– То, что стало с домом купца Балашова, – пример небрежного отношения к памятнику архитектуры. Это стало возможным, так как в Воронеже не сформировалось городское сообщество. Оно должно было сказать: «Стоп. Ни этот, ни другие памятники не трогать». Этот протест должен был быть на всех уровнях: письма в администрацию, прокуратуру, митинги.

С одной стороны, в Воронеже мало людей, которые понимают, что уникальность города, его идентичность проявляется за счет стилистических и архитектурных объектов. Как правило, это городские эксперты, активисты, остальным – все равно.

С другой стороны, фактически в любом городском конфликте мы рефлексируем, но ничего не предлагаем. И город сжимается до уровня однотипных функциональных объектов, и никто не понимает, почему Воронеж такой.

В случае с домом купца Балашова исправить ситуацию можно. Например, поднять первый этаж и построить оранжерею или сквер вокруг, сделав это место общественным.

В 2013 году подрядчик строительства третьей очереди ТЦ «Галерея Чижова» фактически разрушил объект культурного наследия – постройку первой половины XIX века в стиле классицизма, дом купца Балашова. Владелец торгового центра выкупил дом, но с обременением – фасады должны были остаться в сохранности. Дом восстановили после предписаний прокуратуры, а строительство ТЦ продолжили поверх здания. В 2015 году дом Балашова внутри «Галереи Чижова» включили в «коллекцию маразмов» дизайнера и блогера Артемия Лебедева. 

Царь-рыба на улице Карла Маркса

рыб.jpeg
Фото – Ирина Иванова (из архива)

– Входная группа в магазин в виде рыбы прекрасна, но место для нее выбрали неудачно. В данном случае рыба портит композицию. Дискуссия, которая развернулась вокруг установки рыбы, показала, что городская среда – это лицо города, и в ее формировании участвуют все. Ты можешь быть суперпрофессионалом, но если ты что-то делаешь без дискуссии и обсуждения, то получаешь негативную обратную связь.

С одной стороны, установка входной группы магазина в виде рыбы представляет средовой конфликт, с другой стороны, это можно рассматривать как паблик-арт. А еще это говорит о том, что Воронеж – город смельчаков. Поэтому я бы рыбу оставил, водил туда экскурсии и показывал, что так не надо делать, но посмотрите, как красиво.

Входная группа магазина фермерских продуктов в виде огромной головы рыбы появилась на Карла Маркса, 94 в марте 2017 года. Мнения горожан по поводу скульптуры разделились: одни считают, что сказочная алюминиевая рыба неуместна у дома «Гармошки» на главном прогулочном бульваре города, другие нашли конструкцию современной и оригинальной. Высказался и мэр Воронежа: он отметил, что скульптура царь-рыбы отличается от первоначального проекта и не соответствует дизайн-регламенту, поэтому объект либо демонтируют, либо обяжут владельцев привести его в соответствие с разрешительной документацией.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».