Необычная скульптура царь-рыбы, установленная на входе в магазин на улице Карла Маркса в Воронеже, вызвала резонанс среди горожан. Одни воронежцы в соцсетях критиковали 300-килограммовую конструкцию, другие говорили о рыбе как об арт-объекте. Объект появился рядом с одной из достопримечательностей города – домом «Гармошка», построенным по проекту архитектора Николая Троицкого.

Мэр Александр Гусев предложил два варианта развития событий в понедельник, 20 марта. По словам главы города, объект либо демонтируют, либо приведут в соответствие с разрешительной документацией. В мэрии уточнили, что конструкция не соответствует дизайн-регламенту. Корреспонденты РИА «Воронеж» попросили известных архитекторов, урбанистов, скульпторов высказаться о необычной конструкции.

Роман Пупавцев, архитектор, автор проекта Зеленого театра в Центральном парке:

– Мне кажется, что это дешевый прием. Если это произведение искусства, эпатаж, то оно и должно так выглядеть. А это какой-то кусок рыбы. Хоть бы сделали ее золотой. На меня, как на человека искусства, конструкция не произвела никакого впечатления, только смех. Дом «Гармошка» архитектора Троицкого близок к тому, чтобы стать памятником архитектуры. Нужно очень аккуратно относиться к подобным зданиям. Одно дело установить такую рыбу, как временный арт-объект, а другое дело – как вход в магазин. У меня даже слов нет. Архитекторы по шесть лет учатся пропорциям, красоте. Печально, что у людей, которые давали разрешение на установку, интеллект такой. Печально. С другой стороны, радостно, что какой-то резонанс происходит в обществе по этому поводу. Принцип возникновения таких объектов должен иметь определенную этапность согласования. В обсуждениях должны участвовать архитекторы, краеведы, скульпторы. У каждого арт-объекта должна быть какая-то художественная ценность. А эта рыба, как гуси-лебеди, сделанные из покрышек, которые вдоль трасс стоят или у кафе. Я бы не назвал это арт-объектом. С другой стороны, критерии у всех разные. Обидно, что по каким-то мелким вопросам совещания и дискуссии собираются, а в этом случае нет. Давайте мы такую рыбу рядом с Лениным поставим, почему бы и нет? Или на входе в городскую администрацию, которая согласовала установку. Интересно, как отреагируют люди, которые там работают. Это ж неплохо, чиновники разрешили.

Фото – Ирина Иванова

Илья Бейлин, общественник-урбанист:

– Живьем я скульптуру не видел, исключительно по фотографиям в соцсетях. Я за то, чтобы интересные объекты в Воронеже появлялись и, в частности, на улице Карла Маркса, которую у нас условно считают литературным проспектом. Появление этой рыбы из сказки «Конек-горбунок» вполне вписывается. Но с другой стороны, мне объект не нравится как украшение здания, отличающегося совершенно другой эстетикой. Я согласен, что такая конструкция вполне соответствует советскому парковому хозяйству. Задумка интересная, но к этому зданию я бы попросил бережно относиться. Этот дом – знаковый для города. Я, честно говоря, не понимаю, как дали разрешение на установку объекта. Но я не и.о. главного архитектора Воронежа Светлана Огнева, все вопросы к ней. На мой взгляд, это неправильно. Я за какие-то идеи, но мне кажется, что здесь эта конструкция выглядит неуместно. Хотя я уверен, что воронежцы полюбят сказочную скульптуру и будут с ней фотографироваться.

Людмила Малкис, основатель и творческий директор сообщества архитекторов и дизайнеров ARCHiPEOPLE:

– Как активист общественного движения «Архнадзор» я категорически против того, чтобы на фоне архитектуры такого уровня как «дом-гармошка», составляющей значимую для горожан часть исторического наследия, появлялись подобные произведения. На мой взгляд, было бы правильнее вложить средства в сохранение и реставрацию здания. Комментировать же объект крайне затруднительно в связи с тем контекстом, в котором он существует. Мне не понятно, как можно вот так вот просто менять облик исторической части города «по щучьему велению, по моему хотению». Видимо, рыба – иронично цитирует эти пушкинские строки.

Дом «Гармошка». Октябрь 2015 года
Фото – Роман Демьяненко

Максим Дикунов, воронежский скульптор:

– Хорошая скульптура. Я ее вживую еще не видел, только на фотографиях. Отличная рыба. Что в ней плохого? Установлена у знаменитого дома «Гармошка», теперь знаменитая рыба будет. Конечно, сколько людей, столько и мнений. Краеведам, может быть, виднее, уместна конструкция или нет. А я как скульптор говорю – хорошая рыба.

Юрий Новиков, сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт»:

– Я положительно отношусь к таким оригинальным арт-объектам. На самом деле, они создают определенный колорит в городской среде. Единственное, нужно четко понимать, не будет ли такой объект неуместным, оскорбительным, не будет ли конструкция нарушать единство архитектурного ансамбля. Насколько я знаю, дизайн-регламента на Карла Маркса пока нет. Улица выполнена в разных стилях. Поэтому сказать, что скульптура противоречит дизайн-регламенту, по меньшей мере, сложно. Когда на Карла Маркса установили памятник быку, мы высказались совершенно четко и однозначно. Во-первых, это символ, несвойственный российской традиции, это символ Уолл-стрита, финансов. Во-вторых, на улице Карла Маркса установлены памятники деятелям культуры, и бык туда совершенно не вписывался. Поэтому мы и высказались против. А рыба в качестве входной группы создает определенный колорит, узнаваемость и оригинальность. Я считаю эту скульптуру оригинальной находкой, и, как минимум, стоит посмотреть, как это будет восприниматься далее.

Михаил Молочников, московский художник:

– Рыба хоть и не шедевр, но смотрится достаточно оригинально. Если ее поставить в парке или сквере, то будет неплохо. В Воронеже есть памятник Осипу Мандельштаму работы замечательного Лазаря Гадаева, и, если сравнивать с ним, то, конечно, рыба смотрится шуткой.

Фото – Ирина Иванова

Татьяна Монина, профессор кафедры «Промышленный дизайн» Московской художественно-промышленной академии имени Строганова (МГХПА):

– Если бы такую скульптуру установили во дворе спального района и она никому не мешала, то это было бы даже мило. Но мы говорим об исторической части города. Если данная композиция претендует на самостоятельную художественную ценность, «лицо, образ» города или района, то тогда вряд ли она может эти амбиции оправдать. Никакой художественной ценности данный объект не представляет.

Контекст

Скульптуру 300-килограммовой царь-рыбы установили у дома «Гармошка» на улице Карла Маркса, 94 в пятницу, 17 марта. Объект высотой 3 м и длиной 6 м появился на входе в продуктовый магазин.

Обсуждая скульптуру царь-рыбы, горожане вспомнили о другом спорном арт-объекте в Воронеже, который пытались установить неподалеку: в ноябре 2014 года на улице Карла Маркса появился памятник бронзовому быку. Статую установил застройщик ЖК «Солнечный Олимп». Мэр Воронежа Александр Гусев поручил демонтировать памятник атакующего быка, назвав его установку «самоуправством». Градоначальник заявил, что мэрия не против появления арт-объектов на городских улицах, но только после согласования. Комиссия по культурному наследию Воронежа рекомендовала застройщику жилого комплекса убрать скульптуру быка с улицы Карла Маркса. Владелец статуи, гендиректор ООО «Алиот» Геннадий Лихачев, заявил, что «перевезет быка туда, где он будет смотреться» – в Москву. Объект демонтировали 28 ноября 2014 года.