Дом купца Балашова (Куколкина, 18а) третий год подряд привлекает к себе внимание воронежцев – сначала фанерной коробкой вокруг него, затем оставшейся по вине строителей  одной стеной и мизерным штрафом за это, а теперь выросшим над объектом культурного наследия продолжением «Галереи Чижова» и попаданием в «Идиотеку» Артемия Лебедева. Краевед Ольга Рудева рассказала корреспонденту РИА «Воронеж», что это за дом, почему застройщик получил право возвести торговый центр прямо надо ним и чем это грозит памятнику архитектуры.

Что известно о доме купца Балашова?

Информации о купеческом доме в центре Воронежа крайне мало. Известно, что дом построен в первой половине XIX века в стиле классицизма. Сначала им владел купец Авдеев, потом купец Балашов, после – коллежский асессор Лебедев. Позже в здании располагался винзавод, но потом производство вывели за пределы города.

В 1970-х годах городские власти в связи с реконструкцией улицы планировали снос здания, однако не сделали этого.

– Помню, в конце 1990-х в купеческом доме был винный магазин, но я там ни разу не была. Хотя, полагаю, внутри дома все было очень скромно. А потом здание пустовало. Кстати, говорят, что и после реконструкции в доме Балашова откроют винный ресторан – но пока это только слухи, – рассказала Ольга Рудева.

Про самого купца Балашова неизвестно ничего – ни чем он торговал, ни были ли у него какие-нибудь еще лавки.

 
Фото — bvf.ru

С чего началась новейшая история дома?

ОАО «Галерея Чижова» выкупила купеческий дом – но с обременением: законом охраняются фасады объекта культурного наследия. Компания не имела право сносить дом.

Но в июне 2013 года при строительстве второй очереди торгового центра «Галерея Чижова» дом Балашова с четырех сторон огородили фанерными щитами, и уже тогда краеведы начали бить тревогу.

– Сразу возник вопрос: почему дом спрятали, причем так скрупулезно и тщательно? А в декабре мы увидели, что от здания осталась одна стена, а потом и ее не стало. Я сразу позвонила журналистам, они и неравнодушные воронежцы создали ажиотаж вокруг дома. «Галерея Чижова» объявила – и это миллионному городу! – комичную версию случившегося: якобы в дом въехал грузовик. С какой скоростью надо было врезаться в дом (хотя там грузовику и разогнаться негде было: строители уже рыли котлован), чтобы настолько разрушить здание? – рассуждала краевед.

 
Фото — vk.com/archdozor

В декабре 2013 года прокуратура усмотрела нарушения «Галереи Чижова» в области сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия и обязала восстановить дом к 1 ноября 2014 года. За снос здания собственнику грозило до 5 млн рублей штрафа, однако в марте 2014 года Ленинский райсуд назначил наказание в размере 20 тыс. рублей штрафа.

– В этом и заключается коварство наших законов. То же самое можно сказать и об охране объектов культурного наследия: из-за того, что закон защищает только фасады, мы лишились вестибюлей, лестниц, всей внутренней планировки во многих исторических домах, – добавила Ольга Рудева.

 
 

Что теперь происходит с домом?

«Галерея Чижова» по предписанию прокуратуры дом купца Балашова восстановила, и в октябре 2015 года освободила от фанерной коробки. Именно тогда воронежцы и оценили негармоничное соседство памятника архитектуры и торгового центра, а дизайнер Артемий Лебедев пополнил этим «коллекцию маразмов».

После реконструкции купеческий дом, конечно, стал красивым и аккуратным. Строители отштукатурили его и покрасили, перекрыли крышу, восстановили балкон по центру фасада, междуэтажный карниз и прямоугольные окна. Однако пока – и, вероятно, до завершения второй очереди строительства – подобраться дому из-за металлических ограждений невозможно.

Опасно ли такое соседство?

В том, что отреставрированный дом купца Балашова не разрушится под торговым центром, сомнений нет: строительные технологии на очень высоком уровне. Но краеведы уверены, что такого соседства можно было избежать.

Безусловно, в центре города должны появляться и многоэтажные дома, и торговые центры. Должны жить и старые дома. Но ведь многоэтажки можно спрятать во дворы, а торговые центры построить за объектами культурного наследия. Все-таки к застройке исторического центра города надо подходить деликатнее
Ольга Рудева

Кстати, несколько этажей возвышающейся над купеческим домом стены торгового центра – без единого окна. Вероятно, ее полностью займет реклама – и тогда соседство исторического домика и плакатов торговых площадок в очередной раз даст повод поговорить о гармонии в архитектуре Воронежа.

Есть ли еще подобное в Воронеже?

Есть, причем на расстоянии 100 м от дома купца Балашова. На пересечении улиц Куколкина и Никитинской стоит дом Титовых, построенный в XIX веке. В 1891-1897 годах Иван Титов занимал должность городского головы. Одноэтажный дом несколько раз перестраивался, после войны к нему был добавлен второй этаж, а в начале 2000-х годов над ним «выросло» офисное здание.

– Тогда для воронежцев это показалось ужасом. Сейчас там, кстати, по фасаду пошли трещины. Почему-то застройщики не понимают (или не хотят понимать) простую истину: архитектура города – ресурс невосстановимый, и то, что возводят строители – это на века. Всем нам город достался во временное пользование, и где будут жить следующие поколения, зависит от наших действий, – резюмировала Рудева.

 
 
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».