Силовики вскрыли мошенническую схему на Воронежском авиазаводе. В выводе 21 млн рублей бюджетных средств через подставную фирму силовики заподозрили экс-гендиректора предприятия Виталия Зубарева, советника гендиректора Александра Лисицына и заместителя гендиректора Александра Ткачева. По ходатайству следствия суд отправил Зубарева под домашний арест, остальные топ-менеджеры оказались под подпиской о невыезде.
Уголовные скандалы в последние несколько лет сотрясали крупные воронежские предприятия: завод «Рудгормаш», «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА), холдинг «Маслопродукт» и «Воронежский механический завод» (ВМЗ). Журналист РИА «Воронеж» вспомнила о сути обвинений, выдвинутых против их руководителей, описанных силовиками схемах и о том, как топ-менеджеры избежали ответственности.
Завод «Рудгормаш»
Кого обвинили
Президента управляющей горной машиностроительной компании (УГМК) «Рудгормаш» Анатолия Чекменева задержали в декабре 2009 года по подозрению в выводе всех активов предприятия. Бывшему директору завода предъявили обвинения в мошенничестве в особо крупном размере, преднамеренном банкротстве и легализации преступных доходов. Вместе с ним под следствие попал его заместитель Вячеслав Енин, которого обвинили в пособничестве в выводе имущества на сумму 82,4 млн рублей. После реализации многоступенчатой схемы завод из собственности коллектива перешел во владение Чекменева, считали следователи.
Анатолий Чекменев
Раскрытая схема
В сложной схеме вывода завода, которую воронежские следователи расследовали три года, оказались замешаны подставные и реальные фирмы, больше десятка людей. Силовики описали, как имущество с помощью фиктивных договоров, надуманных долгов, цепочек сделок «на бумаге» перевели из принадлежавшего работникам ОАО «Рудгормаш» в УГМК «Рудгормаш», президентом которого стал бывший директор предприятия-банкрота Анатолий Чекменев.
Как установили следователи, в начале 2000-х группа под руководством бывшего гендиректора завода Анатолия Чекменева в результате ряда махинаций с векселями и подставными фирмами вывела имущество ОАО «Рудгормаш» на сумму 82,4 млн рублей в собственность чешской фирмы, оформленной на дочь Чекменева. Чтобы легализовать доходы, активы перевели в две офшорные компании, зарегистрированные в Швейцарии и на Маршалловых островах.
Чем закончилось
После нескольких месяцев в СИЗО Анатолий Чекменев в 2010 году добился выхода под залог в 6 млн рублей и вернулся на «Рудгормаш». Действия, которые инкриминировало ему следствие, Чекменев объяснил спасением завода от рейдерского захвата.
Когда Чекменева отправили в СИЗО, рабочие «Рудгормаша» объявили забастовку, выказав руководителю полное доверие и назвав его эффективным менеджером. Коллектив поддерживал Анатолия Чекменева и во время судебного процесса, который длился два года.
Гособвинитель попросил для главы предприятия 6 лет колонии со штрафом в 700 тыс. рублей и конфискацией арестованного имущества завода. При рассмотрении дела в суде многие свидетели поменяли показания на практически противоположные. Их слова стали основанием для оправдательного приговора. Суд вынес его Чекменеву и Енину с формулировкой «в связи с отсутствием в их действиях состава преступления». Несмотря на усилия прокуратуры, обжаловать приговор Чекменеву не удалось. Он остается бессменным президентом УГМК «Рудгормаш», которое называют успешным и перспективным предприятием, несмотря на задержки с выплатами сотрудникам.
Конструкторское бюро химавтоматики
Кого обвинили
О деле гендиректора КБХА Владимира Рачука, который попал под статью о злоупотреблении полномочиями, стало известно в феврале 2015 года. К тому времени 78-летний Рачук руководил предприятием больше 20 лет – с 1993 года. ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» – один из мировых лидеров по производству жидкостных двигателей для космических ракетоносителей и межконтинентальных баллистических ракет. Все отечественные программы с первого полета к Луне в 1959 году используют двигатели разработки КБХА. Поэтому скандал с делом бессменного руководителя предприятия сразу вышел за пределы региона.
Раскрытая схема
Силовики заподозрили гендиректора КБХА в «попустительстве» при передаче цеха предприятия в аренду организации «Криосервис» в 2003 году. Фирма якобы производила на оборудовании КБХА промышленные газы, которые бюро, по версии следствия, затем покупало по завышенной цене. Сумму ущерба для предприятия следствие оценило в 80 млн рублей. Однако уже в марте 2015 года суд по жалобе защиты отменил возбуждение уголовного дела.
Полицейским пришлось прекратить дело, но они тут же возбудили новое – по факту мошенничества в особо крупном размере. В его основу легли хищения у завода 92,4 млн рублей. В деле снова фигурировало то же самое ООО «Криосервис», которое управляло бывшим цехом по производству газов. Потенциальных фигурантов из числа топ-менеджеров оказалось больше: в их числе называли двух замов гендиректора КБХА, Юрия Сасина и Виктора Волгина, а также главу «Криосервиса» и бывшего топ-менеджера КБХА Александра Скогрева. По версии следствия, «Криосервис», владевшее бывшим цехом КБХА, продавало бюро азот, водород, кислород и аргон по ценам, «превышавшим на 40-50%» стоимость для сторонних потребителей. Дивиденды от прибыли фирмы перечисляли на счета родственников топ-менеджеров, отмечали в полиции. «Криосервис» стал единственным поставщиком газов для КБХА, что из-за разности расценок нанесло ущерб КБХА на 92,4 млн рублей, заключили силовики.
Владимир Рачук
Чем закончилось
Второе уголовное дело, связанное с работой КБХА, завершилась так же, как первое – защита руководителей предприятия успешно обжаловала его возбуждение. Суд прекратил дело в июле 2015 года, через два месяца после начала расследования.
Однако неприятности для Владимира Рачука на этом не закончились. В августе 2015-го появилось третье уголовное дело, не связанное с коррупцией – по факту аварии ракеты-носителя «Протон-М». ЧП произошло из-за отказа рулевого двигателя третьей ступени аппарата. Двигатель выпустили на Воронежском механическом заводе (как и КБХА, входит в структуру ГКНПЦ имени Хруничева). Ущерб от аварии следствие оценило в 57 млн рублей. Глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил об увольнении Рачука, связав отставку с аварией «Протона». В октябре 2015 года Владимир Рачук покинул должность гендиректора-генконструктора КБХА, но сохранил работу на предприятии, получив место советника. На должность исполнительного директора назначили Алексея Камышева, Виктор Горохов стал главным конструктором.
Холдинг «Маслопродукт»
Кого обвинили
Московские следователи возбудили в отношении экс-замглавы Минсельхоза и руководителя воронежского «Маслопродукта» Алексея Бажанова три уголовных дела. Первое появилось весной 2013 года, получило большой резонанс и стало одним из эпизодов расследования уголовного дела о хищении у «Росагролизинга» 39 млрд рублей. В деле, по данным силовиков, 35 преступных эпизодов.
В воронежском случае речь шла о хищении 1,125 млрд рублей бюджетных денег. Бажанова задержали и поместили в СИЗО. Активы маслозавода, мощности которого позволяют перерабатывать одну тысячу тонн подсолнечника в сутки, арестовали.
По делу о мошенничестве в особо крупном размере с деньгами «Росагролизинга» под следствие попали бывший топ-менеджер «Маслопродукта» Роман Малов и экс-гендиректор «Маслопродукт-БИО» Сергей Дуденков. Бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник оказалась свидетелем по делу.
Второе дело против Алексея Бажанова было связано с мошенничеством при получении кредита на 1,5 млрд рублей: холдинг не вернул «Россельхозбанку» заемные средства. Третье – стало результатом двух дел о хищениях у государства и банка: Бажанова заподозрили в отмывании денег, полученных преступным путем.
Алексей Бажанов
Раскрытая схема
Силовики пришли к выводу, что мошенническую схему реализовали в 2008-2009 годах, когда Алексей Бажанов был заместителем министра сельского хозяйства РФ. По данным МВД, Бажанов и его сообщники похищали деньги, заключая договоры лизинга на поставку подконтрольным сельхозпредприятиям оборудования для производства подсолнечного масла. «Росагролизинг» выделил средства на развитие и поддержку сельского хозяйства в Воронежской области. Кроме того, «Маслопродукт» взял 1,5 млрд рублей у «Россельхозбанка» на закупку семечек, затем средства вывели в две фирмы, откуда они ушли в неизвестном направлении. Залогом при открытии кредитной линии стало имущество холдинга, которое тоже приобрели на бюджетные деньги.
Из «Маслопродукта» вывели не только деньги банка, но и залоги, предположили следователи. «Маслопродукт» сначала перерегистрировали из Воронежской области в Санкт-Петербург и переименовали в «Объединенную зерновую компанию». Имущество фирмы, которое «Россельхозбанк» оценил в 1,3 млрд рублей, продали третьим лицам за 4 млн рублей. Средства, которые Бажанов получил преступным путем, бизнесмен легализовал, отметили в МВД.
Чем закончилось
Уголовная история Алексея Бажанова пока не завершилась. К концу расследования первое дело Бажанова, Малова и Дуденкова переквалифицировали на более мягкую статью – мошенничество с преднамеренным неисполнением обязательств в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере. Так как предельный срок содержания под стражей по смягченному обвинению истек, Бажанова в январе 2014-го отпустили под подписку о невыезде, после чего экс-замминистра покинул Россию. По данным следствия, Бажанов два с половиной года скрывается в Швейцарии, где у него есть вид на жительство и недвижимость.
Воронежский мехзавод
Кого обвинили
Гендиректора «Воронежского механического завода» (ВМЗ) Анатолия Часовских обвинили в хищении около 40 млн рублей в 2004 году. С директором на скамью подсудимых сели пять его подчиненных. Менеджеров мехзавода назвали тогда участниками преступного сообщества и инкриминировали им 19 преступных эпизодов, обвинив в присвоении и растрате государственных денег, в легализации средств, нажитых незаконным путем, в злоупотреблении полномочиями, мошенничестве и даже в изготовлении и сбыте поддельных документов. В числе подсудимых оказались руководитель лизингового фонда Олег Малышев и его супруга Елена Косарева, главный бухгалтер завода Владимир Авдюгин и управляющий воронежского филиала банка «Молодежный» Александр Власов (бывший менеджер ВМЗ).
Раскрытая схема
Как установили следователи, с 1998 по 2001 год топ-менеджеры ВМЗ заключали сделки от имени предприятия на получение услуг с несуществующими фирмами, которые были зарегистрированы в Москве на утерянные паспорта граждан. Никаких услуг завод не получал, но по договорам платил. Ущерб оборонному предприятию составил свыше 13 млн рублей. Чтобы легализовать часть средств, полученных от таких «сделок», работники ВМЗ внесли 2 млн рублей в уставной капитал одного из воронежских банков. Согласно материалам дела, с 1995 по 1998 годы около десятка фирм, подконтрольных Малышеву, занимались реализацией продукции ВМЗ. Но деньги за проданный товар на завод не поступали. Так при манипуляции с долгами пропали еще 33 млн рублей
Чем закончилось
Процесс по делу о махинациях на мехзаводе шел несколько лет. Подсудимые категорически отказались признавать вину. Их защита назвала дело заказным, а обвинения – безосновательными. По одной из версий, причиной внимания правоохранителей к руководству ВМЗ стала борьба за контроль над предприятием, которое собирались акционировать.
Во время судебного процесса Анатолию Часовских удалось восстановиться в должности – гендиректор доказал, что его уволили только из-за уголовного преследования. Однако Часовских вскоре снова вынудили покинуть должность – уже по другим основаниям.
Рассмотрение дела в отношении Анатолия Часовских завершилось оправдательным договором в 2008 году. Виновным в мошенничестве признали только бывшего зама Олега Малышева, определив ему в наказание три года условно, и тут же освободили по амнистии.