27 февраля 2021

суббота, 17:57

$

74.44

90.37

Корабль-музей Гото Предестинация Воронеж

47 материалов

Историческая копия линкора петровской эпохи появилась в 2014 году. Корабль-музей «Гото Предестинация» пришвартован в Воронеже на водохранилище в районе Адмиралтейской площади.

История создания

В конце XVII века Российская империя находилась на пороге войны с Османской империей. Из-за этого Азовский флот нуждался в усилении многопушечными кораблями, способными к длительным плаваниям и ведению боя на воде. В 1698 Петр I приехал в Воронеж, в том числе за тем, чтобы наблюдать за работами на верфях местного адмиралтейства. Здесь же император принял решение заложить 58-пушечный линейный корабль, проект которого он привез из Англии и лично доработал. Поначалу Петр даже сам руководил некоторыми строительными работами. Император решил дать ему имя «Гото Предестинация» или «Божье Предвидение» (от немецкого Gott – «Бог» и латинского praedestinatio – «предопределение»). Дальнейшее возведение возглавил знаменитый корабельный мастер той эпохи Федосей Скляев. В 1700 году его впервые спустили на воду. Членами экипажа стали 253 человека.

Первые годы парусник стоял в устье реки Воронеж. Около 1708 его вывели в Азовское море. Во время Русско-Турецкой войны 1710-1713 линкор, включенный в состав Азовского флота, принимал участие в сражениях. В тот период отношения между двумя странами были напряженными, планы Петра не сбывались, и установленный мир был крайне шатким. В 1712 году в качестве примирительного жеста флагманский корабль продали туркам, которые дали ему новое имя – «Московский капудание». Он нес службу в Эгейском море. Но в новом государстве небольшой, а после войны – еще и не полностью оснащенный оружием, он не включался в состав линейного флота. В 1718 «Московский капудание» официально закончил службу как негодный и был продан на слом.

Основные характеристики и строение

Воронежская «Гото Предестинация» стала первым судном в российском флоте, созданным исключительно русскими мастерами без малейшего участия иностранцев. Кроме того, это был первый двухпалубный линкор в нашем флоте. Длина парусника составляла 38 м, а высота – около 40 м. На судне, оснащенном 58 пушками, использовали шесть якорей.

Создание нового линкора потребовало больших вложений, и император Петр I не жалел средств на свое детище. Его корпус был цвета охры с двумя голубыми полосами по бокам. Крышки пушечных портов с внешней стороны были украшены золотыми венками, а внутри – покрашены в красный цвет. Весь корабль украсили пышной резьбой и декоративными барельефами в стиле барокко. На корме разместился шикарный полукруглый гакаборт – масштабная композиция с апостолом Петром, за которым по морю следовали суда, а по небу летел голубь с ветвью мирта. Вокруг щита расположились фигурки маленьких мальчиков с крылышками – путти, которые играли с дельфинами. Среди других украшений «Божьего Предвидения» были фигуры амуров, резные тритоны, венецианские маски, балкончик с балясинами и даже миниатюрные сцены из греческой мифологии. Внутри было отделано орешником.

При воссоздании современной копии делать его настолько же нарядным не стали. Из исторических декоративных элементов на судне оставили позолоченные венки вокруг отверстий для пушек, а на носу – фигуру золотого льва с короной на голове в окружении дюжины ангелов.

Интересные факты о музее

Идея о создании в Воронеже копии впервые была озвучена в 2009 году, после чего начались поиски архивных документов и чертежей, которые позволили бы воспроизвести судно детально. Эти поиски растянулись на много лет, так как большинство письменных свидетельств о строительстве парусника оказались утраченными. В итоге реплику создавали по запискам из государственного архива, а также картинам, акварельным рисункам и гравюрам XVIII века.

Металлический корпус изготовили на судостроительном заводе в Павловске Воронежской области. Деревянную обшивку сделали мастера карельской верфи «Варяг», специализирующейся на создании исторических кораблей. Работа над двумя основными частями заняла около двух лет. В 2013 металлическое основание судна буксировали из Павловска вверх по течению Дона до Воронежа. На Адмиралтейской площади оно встало на якорь для достраивания. Монтаж деревянного корпуса «Божьего Предвидения» продолжался несколько месяцев. Главное отличие современной реплики парусника от оригинала – в том, что для изготовления использовали карельскую сосну, когда настоящий был выполнен из корабельного дуба. Но благодаря современным средствам защиты – в том числе специальным противопожарным пропиткам, сосна по своему качеству не уступает старинным дубам. Кстати, музейную версию можно называть линкором, лишь в память о ее предке. Фактически – это пассажирский теплоход.

Также на копии судна петровской эпохи используются навигация GPS/ГЛОНАСС, современные системы жизнеобеспечения и пожаротушения, дизельные двигатели. Кроме того, корабль-музей оснащен меньшим количеством орудий, чем его прародитель: всего 14 пушек. Остальное место освобождено для более удобного размещения выставочных залов. Сами пушки – исторически точные муляжи. Бутафорские орудия отлили на воронежском заводе «Рудгормаш».

Воронежцы впервые познакомились с ним на праздновании Дня города, в сентябре в 2013. Но тогда на борт никого не пускали, потому что на нем продолжались отделочные работы. Лишь спустя год корабль «Гото Предестинация» в Воронеже, наконец, открыл двери для посещений и фото.

Сегодня его экспозиция состоит более чем из 700 предметов. На борту можно увидеть макеты кораблей петровской эпохи, форму морских офицеров тех лет, старинное оружие, памятные медали, посвященные военным победам, гравюры Адриана Шхонебека с изображением судна, а также посмертный слепок лица Петра I, отлитый в металле отпечаток его ладони, манекены императора и матросов и другие экспонаты.

Экскурсии по кораблю

«Гото Предестинация» является одним из отделов Воронежского областного краеведческого музея. Внутри посетители могут осмотреть три палубы, капитанскую каюту, отделение с пушками и пороховыми бочками, диораму воронежской верфи. Кроме того, с палубы можно сделать уникальные фото с видом на гладь водохранилища и левый берег Воронежа.

Компания от 10 человек может заказать в Воронеже экскурсию на корабль-музей «Гото Предестинация» по телефону 8-903-853-61-60. Для отдельных посетителей запись не требуется.

Также все желающие могут виртуально посетить судно на официальном сайте краеведческого музея. Таким образом можно ознакомиться с частью экспонатов, рассмотреть убранство, оценить, как смотрится копия петровского линкора на фоне современного города. А на официальном сайте можно посмотреть фотографии и видео, снятые на корабле.

Стоимость билетов и режим работы

В 2018 цена билета экскурсии на корабль-музей «Гото Предестинации» в Воронеже оставляла 200 рублей для взрослого, а для школьников и пенсионеров – 100 рублей. Туристы, не являющиеся гражданами России, должны будут заплатить за билет 300 рублей.

Право бесплатного входа имеют дети до 6 лет, инвалиды, члены многодетных семей, дети-сироты, сотрудники любых музеев России и члены Союза художников. Дети до 18 лет могут бесплатно побывать на судне в последнее воскресенье каждого месяца. О других категориях граждан, которые могут попасть на «Божье Предвидение», не оплачивая билет, можно узнать на сайте.

Музей на воде работает ежедневно со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00. Понедельник и вторник – выходные дни. Расписание экскурсий на корабль «Гото Предестинация» в Воронеже может меняться в государственные праздники. Точный режим можно уточнить по телефону 8 (903) 853-61-60.

Как добраться?

Судно стоит на якоре в воронежском водохранилище в районе Адмиралтейской площади. От остановки «ВГУ» до линкора можно дойти, спустившись вниз по улице Декабристов. От остановки «Чернавский мост» можно прогуляться вдоль Петровской набережной, заодно полюбовавшись панорамным видом на левый берег водохранилища. В обоих случаях прогулка займет не больше 10-15 минут. Точного адреса у «Гото Предестинации» нет.


Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: