, Воронеж
  • 10472

Ответственный бизнес. В Воронеже предприниматели пообщались в рамках круглого стола

Они выступили за принятие закона о социальном предпринимательстве
Ответственный бизнес. В Воронеже предприниматели пообщались в рамках круглого стола Ответственный бизнес. В Воронеже предприниматели пообщались в рамках круглого стола
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Круглый стол «Социальное предпринимательство как драйвер достижения целей устойчивого развития в регионах» прошел в конференц-зале воронежского отеля «Дегас» в субботу, 20 ноября. Форум собрал социальных предпринимателей, общественников, представителей законодательной и исполнительной власти.

Организаторами выступили Союз женских сил по поддержке гражданских инициатив и проектов, клуб выпускников Высшей школы экономики – Сообщество амбассадоров социального предпринимательства, региональное отделение «Опоры России», комитет по социальному предпринимательству Торгово-промышленной палаты Воронежской области. Какие проблемы обсудили на форуме – в материале РИА «Воронеж».

Законный статус

Открыла форум сенатор РФ Ольга Епифанова, которая выступила по видеосвязи. В приветственном слове он сказала, что в настоящее время в России появился целый класс предпринимателей, которые решают важнейшие социальные задачи и делают массу полезных для общества дел. Например, дают работу людям с ограниченными возможностями и оказывают образовательные услуги. Представителей этого бизнеса сенатор назвала надежными помощниками государства.

Она напомнила, что статус социального предпринимателя был узаконен в 2019 году – понятие «социальное предприятие» и «социальный предприниматель» были внесены в федеральный закон № 245 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

– Впереди у нас еще много работы по созданию закона о социальном предпринимательстве, – отметила Ольга Епифанова.

Президент клуба выпускников НИУ ВШЭ, руководитель отдела управления делами и проектной деятельности благотворительного фонда «Почет» Алексей Быков рассказал о клубе выпускников Высшей школы экономики, который он возглавляет. Клуб был создан 3 июля 2021 года. Он представляет собой сообщество амбассадоров социального предпринимательства Высшей школы экономики. В него входит 53 человека, каждый из которых является экспертом в своей области – например, в сфере туризма, IT-индустрии, консалтинга, помощи людям с ОВЗ и наркозависимым, частного образования, робототехники. Одни члены клуба вошли в экспертный состав по социальному предпринимательству при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности и инновационному развитию, другие стали депутатами Госдумы.

– Наши задачи – формирование партнерской атмосферы в бизнесе, выработка механизмов объединения интересов членов общества, совместное создание социально значимых проектов, – пояснил Алексей Быков.

Пример Южной Кореи

Гендиректор инвестиционно-торговой компании «ООО РемиЛинг 2000», вице-президент Российской Академии бизнеса и предпринимательства, председатель правления некоммерческой общественной организации «Союз женских сил по поддержке гражданских инициатив и проектов» Инга Легасова рассказала об экономической и общественной сути социального предпринимательства.

По ее мнению, сейчас в России оно пущено на самотек.

– Это инициатива снизу. Сейчас социальных предпринимателей в нашей стране много, им требуется государственная и общественная поддержка, – отметила эксперт.

Инга Легасова столкнулась с проблемами социального предпринимательства в начале 1990-х. Именно тогда в ее компанию стали обращаться социально незащищенные граждане, ищущие работу – инвалиды, матери-одиночки. Сейчас в организации трудится довольно много людей с ограниченными возможностями здоровья.

–  К нам приходили люди, которые не знали, как им жить дальше в ситуации начала 1990-х. Государство ими особенно не занималось, и этим людям действительно некуда было деваться. Я тогда не имела ни малейшего представления, что такое социальное предприятие, и просто брала их на работу. Сейчас такие компании называют социально ответственным бизнесом, – вспомнила бизнесвумен.

Она добавила, что некоммерческие организации и социальные предприятия часто смешивают, но это – не одно и то же. Социальное предприятие – это бизнес. НКО может заявляться на государственные гранты и благотворительные спонсорские проекты, но имеет право не зарабатывать деньги.

Легасова рассказала, что социальные предприятия создают состоявшиеся предприниматели, которые уже имеют прибыльный бизнес. При этом такое предприятие открывают не с целью обогащения, а для того чтобы помочь социально незащищенным людям, которым «некуда деваться».

– Если вы действительно хотите помочь тем, кто не умеет и не может зарабатывать деньги, ваша задача – создать социальное предприятие рядом со своим основным коммерческим. Большую часть дохода социальное предприятие должно вкладывать в собственное развитие.

В пример спикер привела опыт Южной Кореи – мирового лидера в области социального предпринимательства. Там бизнесмены, создавшие социальные предприятия, больше двух третей своего дохода запускают в свой бизнес. Кстати, именно в Южной Корее был принят первый в мире закон о социальном предпринимательстве. Перенимать опыт коллег туда по инициативе Инги Легасовой отправилась российская делегация, куда вошли сенаторы, депутаты Госдумы, бизнесмены, общественники.

– Мы поехали изучать закон о социальном предпринимательстве, общались с людьми, которые его приняли, посетили самые лучшие социальные предприятия Южной Кореи. Этот опыт мы привезли в Россию. Итогом стало то, что в 2019 году были внесены поправки в закон № 245 «О малом и среднем предпринимательстве» и на законодательном уровне было введено понятие о социальном предпринимательстве. Страна зафиксировала, что социальный предприниматель – это тот бизнесмен, который занимается поддержкой нуждающихся, – пояснила предприниматель.

Инга Легасова подчеркнула, что в России необходим закон о социальном предпринимательстве. Ответственным органом за его реализацию должен стать Минтруд России. Ведомство должно разработать долгосрочный план развития страны в области социального предпринимательства и контролировать его исполнение.

Кроме того, по мнению эксперта, в закон нужно внести понятие ассоциированного предприятия, которое помогает социальному.

– В мою базовую компанию часто приходят владельцы бизнеса и просят помочь – дать деньги на стартап. Мы им не отказываем, и на сегодня от государства взамен не получаем ничего. Закон должен определить, что если есть бизнес, который помогает социальному предприятию, то это должно быть на безвозмездной основе. Взамен ассоциированное предприятие должно получать господдержку в виде льгот или льготного кредитования. Только в этом случае мы получим развитие социального предпринимательства в России.

Инга Легасова уверена, что социальные предприниматели должны объединяться в Национальные ассоциации – через них бизнесу легче защищать свои интересы перед государством и поддерживать друг друга. Общероссийской Ассоциации соцпредпринимателей в нашей стране пока нет.

Туризм с человеческим лицом

На форуме выступили и представители социального бизнеса. Среди них – Наталия Волкова, директор по развитию московской группы компаний «Ортомода». Предприятие создает функциональную и стильную обувь и одежду для людей с инвалидностью. Девушка напомнила, что в 2015 году Генеральная ассамблея ООН разработала 17 целей устойчивого развития, среди которых, например, – борьба с изменением климата, бережное отношение к экологии, ликвидация нищеты и голода, уменьшение неравенства, обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин.

Она отметила, что уже сегодня социальные предприниматели могут выстраивать свой бизнес в соответствии с этой программой.

– Цели устойчивого развития – это запрос общества, который действительно сформировался. Если вы сегодня не занимаете эти ниши, то уже завтра можете опоздать, – констатировала Наталия Волкова.

Еще один представитель социального предпринимательства – руководитель комитета по развитию устойчивого туризма Российского союза туриндустрии, гендиректор ООО «Экопарки мира» Вита Саар. Она рассказала, как на примере туристической отрасли социальное предпринимательство интегрировать в коммерческую модель бизнеса.

Эксперт заметила, что во время пандемии россияне стали активно путешествовать по России и увидели, какие красоты им открываются. В то же время люди столкнулись и с проблемами, среди них – слабая туристическая инфраструктура и овертуризм (перегрузка раскрученных территорий).

– В пандемию многие поехали отдыхать на природу, но на стихийных стоянках они сталкиваются с большим количеством мусора. Прежде чем прийти к маковым полям, туристы преодолевают горы свалок и некачественные дороги, – отметила предприниматель.

Вита Саар рассказала, что в 2020 году Российский союз туриндустрии учредил комитет по развитию устойчивого туризма. Среди его ключевых задач – внедрение и популяризация принципов бережного производства в туристический сектор экономики и повышение социальной ответственности бизнеса в сфере гостеприимства. Устойчивый туризм предполагает сокращение негативных последствий от туристической деятельности и максимальное использование положительных эффектов для развития территорий.

О важности развития этого направления говорил и замруководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области, начальник отдела туризма Александр Кукин. Он подчеркнул, что регионы, которые развивают туризм, создают новые рабочие места.

Социальные предприниматели, работающие в сегменте, развивают социальный туризм (детские лагеря), медицинский, спортивный туризм. Кукин напомнил, что в 2021 году впервые в России был введен кешбэк на отдых детей в детских лагерях. Желающих было так много, что возникли тысячные очереди.

- В какой-то момент даже в палаточные лагеря в очереди стояло до 700 человек.

Чиновник рассказал об интересном инклюзивном проекте, который был реализован в Воронежской области благодаря директору регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда» Александру Попову. Это интерактивный стол, который представляет собой макет исторического центра Воронежа, с миниатюрными домиками и улицами, созданный для слабовидящих людей на грант департамента предпринимательства и торговли.

Стол используется на экскурсиях. Незрячие люди могут на ощупь почувствовать очертания исторического центра города, прочитать информацию о памятниках, написанную шрифтом Брайля.

– Это полностью изменило качество экскурсионной деятельности. Сейчас этот проект будут внедрять и в других регионах, – добавил Александр Кукин.

Он также сообщил о нехватке в стране детских спортивных баз для выездных тренировок. В основном они сконцентрированы в Краснодарском крае, Сочи, но добираться туда из северных регионов неудобно – долго и дорого. Поэтому на уровне региона в Воронежской области было решено построить детскую спортивную базу отдыха стоимостью 6,5 млрд рублей. Здесь будут тренироваться дети со всей России.

– Это пример крупного социального предпринимательства, – отметил Кукин.

Частные музеи и медицинский туризм

На круглый стол из города Торжка Тверской области приехал гендиректор социально ориентированного предприятия «Тифлоцентр «Вертикаль», эксперт по доступной среде, председатель правления НКО «Наследие Торжка» Алексей Черепнов. Предприятие производит оборудование для всех категорий маломобильных групп населения, а недавно открыло спортзал для своих сотрудников, где будут бесплатно заниматься незрячие жители.

– Самая главная проблема нашего города – отсутствие кадров. Все потому, что люди из Торжка уезжают. Каждый год население Торжка уменьшается почти на 1000 человек. Городского бюджета не хватает на то, чтобы решить социальные проблемы и развивать город, – пояснил бизнесмен.

Алексей Черепнов отметил, что, несмотря на то, что Торжку уже 1000 лет, туризм в нем не развивается – объекты общепита закрываются, гостиничный сектор страдает. Алексей Черепнов предложил проект «перезагрузки» экономики города. Он создал некоммерческую организацию «Наследие Торжка», под эгидой которой в городе начали открывать частные музеи, организации по популяризации местных исторических промыслов, народный музей.

– Основной вектор развития нашего города – туризм. Промышленность – на втором месте. Чтобы развивать промышленность города, в него нужно привлечь инвестора. Инвестор в Торжок тяжело идет, – отметил предприниматель.

В обсуждении приняли участие и предприниматели, занимающиеся медицинским туризмом. Среди них – воронежец Геннадий Пластунов. Его компания работает по типу «одного окна»: соединяет пациента с нужной клиникой.

– К нам обращается пациент, мы предлагаем ему пути решения и проходим вместе с ним путь до клиники рука об руку, – отметил бизнесмен.

Главврач подмосковной Истринской областной клинической больницы Наталья Шокова рассказала о работающих на базе больницы платных услугах ухода за пожилыми маломобильными пациентами, которым не могут помочь родные.

Для этого пришлось увеличить количество коек сестринского ухода. Также в лечебном учреждении для родственников маломобильных граждан предлагают услуги временного ухода за ними. Они востребованы, когда членам семьи нужно куда-то уехать, а позаботиться о лежачем человеке некому.

По мнению предпринимателя, собственника компании «Идеальный пол», члена правления «Союза женских сил по поддержке гражданских инициатив и проектов» Маргариты Масленниковой, форум получился уникальным. Он соединил представителей власти и бизнеса.

– В этом нетворкинге мы видим большое начало, которое позволит запустить реализацию целей устойчивого развития, – отметила она.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: