«Врать не буду». Экс-замглавы Воронежа затруднился назвать обстоятельства получения взятки

Однако Алексей Антиликаторов признал вину

Андрей Королев, 4 февраля 2022, 15:51

Андрей Архипов (из архива)

Бывший вице-мэр Воронежа Алексей Антиликаторов во время суда не сразу смог назвать место, время и способ получения взятки в 1,5 млн рублей. Чтобы прояснить обстоятельства и подготовить ответ, защите пришлось взять 10-минутный перерыв. Заседание прошло в пятницу, 4 февраля, в Центральном районном суде.

«Я не пытаюсь выкрутиться»

В самом начале подсудимый дал дополнительные показания. Он неожиданно признался в получении взятки, хотя еще неделю назад один из его адвокатов подтверждал стратегию о переквалификации дела на мошенничество. Дмитрия Резвых как раз не было в зале из-за командировки.

– Я по образованию и по сути не являюсь юристом. Я считал и в момент совершения преступления, и в ходе расследования настоящего уголовного дела [...], что обманул предпринимателя, не исполнив взятые на себя обязательства. Однако теперь осознаю, что, видимо, заблуждался, неверно классифицировал свои действия, нормы уголовного права. В связи с данным обстоятельствами в настоящее время я полностью, в полном объеме признаю вину, предъявленную обвинением, в содеянном искренне раскаиваюсь, – сказал Антиликаторов.

Выступление экс-чиновника вызвало вопросы у прокурора. Гособвинитель попросила уточнить обстоятельства совершения преступления. Подсудимый ответил, что все рассказал еще на предварительном следствии и согласен с позицией, изложенной в обвинительном заключении.

– Я не пытаюсь выкрутиться, чтобы вы понимали, я пытаюсь понять... Врать я не буду, – объяснял Антиликаторов.

– Место, время, способ. Это понятно? – потребовала ответа прокурор.

– Место... Я все-таки... (Ухмыльнулся.) Место, время, способ... – задумался бывший вице-мэр.

«Хочешь получить взятку?»

После подсказки адвоката Олеси Алимкиной Антиликаторов вновь упомянул версию из обвинительного заключения. Судья предложила взять перерыв, чтобы защита могла определиться с позицией.

– В начале весны 2018 года Курило с моего согласия взял у предпринимателя 1,5 млн рублей за решение вопроса о заключении мировых соглашений с подконтрольными предпринимателю ярмарками. Курило как посредник получил 750 тыс. рублей с моего ведома и в здании администрации городского округа город Воронеж передал мне 750 тыс. рублей, которые предназначались мне, – высказал окончательную версию подсудимый.

Антиликаторов утверждал, что Курило предложил деньги за незаконную услугу и что коллега собирался взять себе половину.

– То есть инициатором получения вами взятки был Курило? – спросила гособвинитель.

– [...] Он подошел, говорит: «Хочешь получить взятку?» Я: «Хочу», – усмехнулся обвиняемый.

– Мне кажется, вы очень несерьезно сейчас рассказываете.

– Да я очень серьезно. Я просто не могу... Я не могу врать... [...] Я серьезнее некуда. Вот некуда уже серьезнее, уважаемый гособвинитель. (Тяжело вздохнул.) Извините за мою экспрессию, но... Я...

«Я хочу справедливости»

Прокурор извинилась за свой цинизм и поинтересовалась, что сподвигло Антиликаторова спустя два года после начала следствия пойти на неожиданное признание.

– Я находился в таком святом неведении. Все когда-то исправляют свои ошибки, пришло время исправить и мою ошибку, – ответил подсудимый.

Гособвинитель все-таки захотела узнать, что послужило толчком к этому.

– Толчок – я хочу справедливости. [...] Мне безумно стыдно за то, что я сделал: в большей степени, если откровенно, перед детьми, которым я испортил жизнь до конца их дней. Я хочу хоть как-то искупить, что сотворил. Потому что судимый отец – это, конечно... Раз уж виноват, надо за свои действия отвечать, – подвел итог Антиликаторов.

Затем судья повторила характеризующие данные по подсудимому, которые могут повлиять на приговор. Антиликаторов женат, у него двое детей – трех и пяти лет, ранее не судим, имеет положительную характеристику. Судья спросила у экс-чиновника, есть ли у него родственники-инвалиды, занимался ли он благотворительностью, является ли военнообязанным. Обвиняемый ответил, что неофициально ухаживает за тещей – инвалидом I группы, а еще по просьбе матери-врача, пока был под подпиской о невыезде, работал волонтером: развозил медиков, которые брали мазки на ПЦР-тесты. Состоит на воинском учете.

Бывший госслужащий добавил, что за последние два года не привлекался к какой-либо ответственности и помог правоохранителям поймать Илью Шепелева, который якобы вымогал у него 9 млн рублей, обещая договориться о мягком наказании для Антиликаторова.

«Оговорка по Фрейду»

Во время прений прокурор усомнилась в искренности раскаяния подсудимого:

– Прозвучала здесь, можно сказать, оговорка по Фрейду: «Я не готов говорить». [...] Для того чтобы ответить на элементарный вопрос: «Когда и где была получена взятка?», потребовался 10-минутный перерыв на обсуждение с защитниками, как это все, собственно, происходило. [...] К сожалению, не возникает ощущения, что это действительно искреннее раскаяние и желание понести заслуженное наказание за совершенное преступление. У меня складывается впечатление, что это попытка как-то минимизировать те негативные последствия, которые несомненно произойдут, если судом будет принято решение о виновности Антиликаторова.

В конце своей речи гособвинитель попросила отправить подсудимого в колонию строгого режима на 9 лет, оштрафовать на 3 млн рублей (двукратно от суммы взятки), запретить работать в госорганах на 10 лет. Из изъятых при обыске в доме Антиликаторова 1,5 млн рублей потребовала изъять 1,4 млн.

Ввиду отсутствия одного из адвокатов защита выступит только на следующем заседании, 28 февраля.

– Мы не можем оспаривать позицию нашего подзащитного, который выбрал надежду на милосердие и снисхождение суда, – прокомментировал выбор своего клиента адвокат Николай Алимкин после заседания.

Контекст

Обвинительное заключение по делу по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере) в отношении 32-летнего Алексея Антиликаторова утвердили в конце мая 2021 года. Экс-главу Агентства инноваций и развития экономических и социальных проектов (АИР), до этого работавшего замглавы горадминистрации, обвинили в получении взятки в 1,5 млн рублей.

В основу дела легли события, произошедшие в апреле 2018 года. По данным РИА «Воронеж», предприниматель, с которым мэрия в одностороннем порядке расторгла договор на организацию ярмарки у Юго-Западного рынка, передал замглавы города крупную взятку за содействие в решении вопроса. Антиликаторова задержали, и суд отправил его под домашний арест. Вскоре после задержания Алексей Антиликаторов, возглавлявший на тот момент АИР, покинул пост. Под домашним арестом он провел около года – до 18 марта 2021-го.

Антиликаторов не отрицал, что получил деньги, но уверял: ему досталось не 1,5 млн, а только половина этой суммы, остальное же якобы ушло тогдашнему первому вице-мэру Сергею Курило. Экс-чиновник даже показал в суде на видео место получения взятки – дом Курило. А перед этим игнорировавшего повестки суда Сергея Курило обязали явиться на заседание под угрозой принуждения со стороны судебных приставов.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.