, Воронеж
  • 40109

Застойные явления. Как победить пробки в Воронеже

Эксперты рассказали о способах разгрузить дороги и прокомментировали планы Александра Гусева по решению проблемы.
Застойные явления. Как победить пробки в Воронеже Застойные явления. Как победить пробки в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива

Воронеж регулярно попадает в рейтинги городов с самыми загруженными дорогами. Поэтому в последние несколько лет борьба с пробками стала одним из приоритетов для региональных властей. Корреспонденты РИА «Воронеж» выяснили, как в городе борются с дорожной проблемой и возможно ли разгрузить основные магистрали.

 

Хорошо стоим

 

Неправильная организация дорожного движения, некорректная работа светофоров, плохое состояние дорожного покрытия, нарушения правил дорожного движения, неразвитая дорожная сеть, которая не справляется с возросшим потоком машин, – таковы основные причины образования заторов в любом городе. Решающим фактором возникновения воронежских пробок местные эксперты считают именно неразвитость дорожной сети.

 

 

 

– Центральная часть города строилась после войны и рассчитывалась на совсем другой поток транспорта. В последние несколько лет число машин на воронежских дорогах растет примерно на 5% в год, что достаточно много. Естественно, возможностей существующей дорожной сети, особенно в часы пик, просто не хватает, – говорит глава управления дорожного хозяйства мэрии Воронежа Олег Котов.

 

По мнению сопредседателя общественного объединения «Город и транспорт» Юрия Новикова, усложняет дорожную ситуацию и достаточно хаотичная застройка Воронежа с послевоенных времен.

 

– Возьмем один пример: Коминтерновский район оторван от остального правобережья железной дорогой, переходы через которую есть только в пяти местах. Именно этому мы обязаны 9-10-балльными пробками на Московском проспекте и ул. 9 Января. Восстановление хотя бы частичной связанности правобережья могло бы нормализовать движение автотранспорта на этих участках, – поясняет эксперт.

 

По его мнению, добавляет проблем дорожной сети и современная тенденция строительства не кварталами, а целыми микрорайонами, нуждающимися в подъездных дорогах, которые не всегда имеются до начала строительства.

 

 

 

– Мы не можем просто взять и перестроить все дороги так, как нам хочется, потому что помимо дорог в городе существуют исторически сложившаяся застройка, красные линии домов, земли, уже отведенные под строительство, зеленые зоны. Расширить любую дорогу или проложить новую не всегда возможно. Приходится придумывать различные варианты разгрузки дорожной сети. Они проходят обсуждение в правительстве области, Александр Гусев уделяет повышенное внимание всем стратегическим вопросам развития дорожной сети Воронежа, – поясняет руководитель департамента транспорта и автодорог Воронежской области Максим Оськин.

 

Развязка близка

 

В этом году будут полностью завершены работы по реконструкции транспортной развязки на 9 Января, что позволит значительно увеличить пропускную способность этого сложного транспортного узла, в котором сходится, помимо городского, и большое количество транзитного транспорта, следующего в курском и московском направлениях.

 

Следующая на очереди развязка на Остужева, которая позволит разгрузить Железнодорожный район и часть выездов в активно заселяемые пригороды.

 

 

 

– Остужева – это такая «вылетная» магистраль, один из выходов из города, достаточно крупный. Кроме того, на левом берегу строится много многоквартирных домов – в том числе в Бабяково, Отрадном, растет количество жителей, что влечет и увеличение автомобильного потока. Строительство развязки должно значительно снизить напряженность ежегодно увеличивающегося движения в этом транспортном узле, – поясняет Олег Котов.

 

Согласно проекту, развязка на Остужева будет состоять сразу из трех сложных инженерных сооружений: путепровод по улице Остужева (через Ленинский проспект), развязка по типу «клеверного листа» на пересечении Остужева и Минской и реконструкция путепровода над железной дорогой. 

 

– По моему мнению, строительство развязки необходимо. Но сам проект нуждается в очень серьезной переработке. Он не имеет смысла без одновременной реконструкции путепровода через железную дорогу и строительства развязки Минская – Остужева. В условиях дефицита средств следовало начать с последней, потому что расшивать пробку на выезде надо с крайнего звена. Еще при строительстве надо заложить коридоры для магистрального транспорта, про которые просто забыли, – считает Юрий Новиков.

 

– Да, несомненно, десяток развязок, столько же пешеходных переходов в разных уровнях с транспортом снизят остроту проблемы. Хорошо бы было, если бы такие объекты строились быстрее, не за год-два, а за три-четыре месяца, – считает руководитель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Николай Киселев.

 

Ставка на дубль

 

Еще одно конструктивное решение транспортной проблемы Воронежа – строительство дорог-дублеров, которые должны разгрузить наиболее проблемные магистрали. Первой ласточкой должен стать дублер Московского проспекта. По поручению врио губернатора Александра Гусева к подготовке документации для реализации этого проекта местные власти приступят уже в 2018 году. Автомагистраль пройдет по улицам 60-й Армии, Солнечная с выходом на проспект Труда и 9 Января и Кольцовская, которые будут расширены.

 

 

 

– Создание полноценной улицы по коридору «ул. 60-й Армии – Солнечная» – безусловно правильное направление. Главное – «завести» эту дорогу непосредственно в центр. Если она закончится около проспекта Труда, то проблема пробок решена не будет, – считает Юрий Новиков.

 

Также в планах мэрии строительство путепровода над железной дорогой от улицы Циолковского с выходом в микрорайон ВАИ. Дорога станет основным дублером улицы Димитрова и позволит также несколько разгрузить Левобережный район.

 

Общественный транспорт вместо личного

 

Вопрос, как уменьшить автомобильный поток на улицах Воронежа, несмотря на риторичность, все же требует своего решения.

 

– Дорожное строительство не спасает от пробок – это для автомобилистов факт, проверенный на практике. Чтобы ликвидировать пробки, надо постепенно уменьшать количество автомобилей на дорогах. Зачастую у воронежцев нет альтернативы личным автомобилям, особенно у тех, кто работает в условиях, когда рабочий день начинается до 8 часов и заканчивается позже 21 часа. Многие районы города до сих пор просто не обеспечены транспортом. Стандарт городского транспорта нарушается очень часто.
Юрий Новиков

сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт»

 

 

Нередко неправильная организация перевозок приводит к тому, что общественный транспорт часто сам становится причиной появления пробок.

 

– Чтобы сократить пробки, необходимо оптимизировать систему общественного транспорта. Сейчас мы наблюдаем перенасыщенность города общественным транспортом. При этом большая часть этого изобилия – маршрутки. У них есть безусловные преимущества: скорость и маневренность. Но есть и значительный недостаток: малая вместимость. Автотранспортным предприятиям приходится выпускать на дороги очень много маловместительных автобусов, чтобы перевезти всех пассажиров. Отсюда и дополнительная нагрузка на улично-дорожную сеть. С 2019 года мы планируем начать постепенный переход от маленьких маршруток к более вместительным автобусам. Будем доносить до перевозчиков, что они ничего не потеряют, если заменят несколько маленьких маршруток на один большой автобус, ведь количество перевозимых пассажиров останется прежним. Жители также не должны проиграть от того, что автобусов станет меньше, ведь дорожное полотно станет свободнее и скорость движения вырастет, – поясняет Максим Оськин.

 

Перспектива кольца

 

Для того чтобы улучшить связь всех районов города друг с другом и одновременно разгрузить центральные магистрали, воронежские власти придумали амбициозный проект – строительство кольцевой дороги. Предполагается, что в перспективе два существующих полукольца (на правом берегу – объезд Северного микрорайона и Юго-Западного района по улицам Антонова-Овсеенко – Героев Сибиряков и на левом берегу – 25-км участок трассы «Дон» в обход Воронежа) будут соединены. Кольцевую автодорогу на завершающем этапе строительства замкнут два новых моста – Южный и второй Северный.

 

 

 

– Кольцевое движение в других городах показывает свою эффективность, так как в этом случае можно попасть в любую точку города, минуя основные центральные магистрали, – поясняет Олег Котов.

 

По предварительному проекту кольцевая дорога пройдет по улице Антонова-Овсеенко, дублеру улицы Ломоносова, через Нагорную дубраву, по Новому Северному мосту с выходом на существующую развязку с М-4, по трассе «Дон», улице Ильюшина, Южному мосту и новым магистралям, которые планируется проложить мимо аэродрома «Балтимор».

 

 

Прохождение новой дороги через государственный природный заказник «Нагорная дубрава», одно из немногих мест города, где сохранились вековые дубы, вызвало неоднозначную реакцию горожан и общественников. Свою точку зрения они высказали на общественных слушаниях по проекту в декабре 2017 года. Все предложения воронежцев по корректировке проекта кольцевой дороги были собраны и переданы в мэрию, а гордума утвердила план развития дорожной сети Воронежа вместе с этой автомагистралью.

 

 

Однако общественники сомневаются в том, что эта дорога так необходима городу. 

– Единственное назначение этого участка – это помочь транзитным фурам на М-4 миновать платный участок к северу от Воронежа. А аргумент в поддержку этой магистрали, что без нее не получится дальше строить дома на Московском проспекте, так как через пару лет на дороге в этом направлении наступит коллапс, – считает Новиков.

По словам Олега Котова, разработанный предварительный план того, как должна пройти кольцевая дорога, не окончательный.

 

– Это долгосрочная перспектива, и говорить о реализации этих планов очень рано. Проект финансово емкий, и его решение требует очень больших затрат. В частности, для создания кольцевой дороги придется вносить корректировки в генплан города, – поясняет Олег Котов.

Строительство кольцевой дороги и двух мостов власти рассчитывают начать в 2020 году, а завершить в 2025-2027 годах.

 

Качественные и «умные» дороги

 

В Воронеже уже второй год проводится достаточно масштабный ремонт дорог в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Его реализация рассчитана до 2025 года, а главным итогом должны стать 85% дорог Воронежской агломерации, соответствующих нормативным требованиям. Это тоже амбициозная задача. Когда в прошлом году проект «Безопасные и качественные дороги» только начинался, нормативных дорог в Воронеже было чуть менее 40%. Уже по итогам 2018 года, всего за два года, их доля вырастет почти на 20%, – поясняет Олег Котов.

 

 

 

Однако, по мнению Максима Оськина, качественное дорожное покрытие не всегда помогает уменьшить количество пробок.

 

 

– Существует определенный парадокс. Плохое покрытие снижает скорость, заставляет водителей оставаться в постоянном напряжении, способствует росту аварийности и, как следствие, образованию заторов. Однако, как только мы положим на каком-то участке дороги хороший асфальт, водители тут же начинают «летать», превышают скорость – опять увеличивается аварийность и появляются пробки. Хорошее дорожное покрытие может нам дать снижение аварийности и уменьшение заторов только в том случае, если водители будут соблюдать ПДД, – считает Олег Котов.

 

 

Улучшение регулировки автомобильного движения также необходимо в борьбе с пробками. На Московском проспекте в тестовом режиме запущена система управления дорожным движением «Артемис» из 145 «умных» светофоров, разработанная японской компанией Kyosan Electric. Система собирает информацию о ситуации на дороге при помощи специальных датчиков, а затем регулирует светофоры с учетом этих данных.

 

– Умные светофоры – это перспективное направление. Городская администрация обратилась к научному сообществу, чтобы они проинспектировали полученный эффект, – отмечает Максим Оськин.

 

Как отметили специалисты японской компании Kyosan Electric на рабочей встрече с врио губернатора Александром Гусевым, по их замерам, время ожидания зеленого сигнала в среднем сократилось на 28%.

 

 

В перспективных планах региональных властей – создание единой структуры, которая будет следить за всеми автоматизированными комплексами организации дорожного движения.

 

– Сейчас мы пришли к тому, что должна быть какая-то единая структура, которая следит. Это и видеофиксация, которая дисциплинирует и стимулирует водителей, и система ГЛОНАСС, и наш экспериментальный проект «умные светофоры». Пока все это находится в ведении разных структур. Мы считаем, что нужно создавать единый центр, который будет анализировать все данные и предлагать варианты решений дорожных проблем, – поясняет руководитель регионального департамента транспорта. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: