, Воронеж
  • 7921

В тестовом режиме. Как работает система «умных» светофоров в Воронеже

Водители оценили нововведения на Московском проспекте и улице Плехановской.
В тестовом режиме. Как работает система «умных» светофоров в Воронеже В тестовом режиме. Как работает система «умных» светофоров в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Интеллектуальная система управления дорожным движением «Артемис» из 145 «умных» светофоров в тестовом режиме заработала в Воронеже. Как отметили специалисты японской компании Kyosan Electric на рабочей встрече с врио губернатора Александром Гусевым, по их замерам, время ожидания зеленого сигнала в среднем сократилось на 28%. Как воронежские водители оценивают работу новых светофоров, выяснил корреспондент РИА «Воронеж».

Как устроен «умный» светофор

«Умные» светофоры – интеллектуальная система контроля дорожного движения, работающая с помощью специальных датчиков. Несколько десятков таких «уловителей» установили на специальных «фермах», которые воронежцы увидели еще в конце 2017 года на протяжении всего Московского проспекта от остановки «Памятник Славы». Конечная точка, где система обрывается, – перекресток улиц Плехановской и Кольцовской. Датчики, собирая информацию о ситуации на перекрестках и анализируя ее, позволяют программе прогнозировать обстановку на дороге и координировать работу светофоров. Если дороги загружены, система увеличивает время работы зеленого света для автомобилей. Такой подход обеспечивает максимальную пропускную способность на каждом перекрестке.

Когда устанавливали новые светофоры

Систему «умных» светофоров в Воронеже разрабатывала японская компания Kyosan Electric в рамках программы «Борьба с дорожными заторами». По замыслу азиатских специалистов, система должна была повысить пассажиропоток на 7%, снизить количество выхлопных газов на 5-10%, а главное – уменьшить очереди на перекрестках и время в пути воронежцев на 20%.

Изначально работы по установке интеллектуальной системы должны были завершиться до 31 августа 2017 года. Однако доставку оборудования и оформление документов задержали, из-за чего сроки перенесли на начало 2018 года.

Начиная с середины января инженеры компании Kyosan Electric проводили мониторинг системы и вносили корректировки. Одной из проблем тестового режима оказалось поведение воронежских водителей, часто выезжающих за пределы стоп-линий. В итоге замеры производились в течение недели в утренние и вечерние пиковые часы. После этого японские специалисты заявили, что собираются повторить тестирование летом, так как сейчас на дорожное движение сильно повлиял снег. 

В ходе рабочей встречи представителя компании Kyosan Electric Нотаки Рета и Александра Гусева глава региона отметил, что в случае позитивного эффекта от «умных» светофоров систему могут ввести еще на четырех улицах: Брусилова, Димитрова, 20-летия Октября и Кольцовской:

– Безусловно, нам бы хотелось рассмотреть этот вопрос в наших федеральных министерствах. Мы сейчас по результатам тестирования будем с такими просьбами обращаться. Надеемся на их поддержку, но, даже если этого не произойдет, мы все равно будем эту систему масштабировать, – пояснил Александр Гусев.


Какое время в пути было до «умных» светофоров

Корреспонденты РИА «Воронеж» решили на личном примере изучить работу «умных» светофоров. Для этого начиная с середины декабря 2017 года, почти полтора месяца, в утренние и вечерние часы пик мы делали собственные замеры на десяти перекрестках, которые сначала не были оборудованы японской интеллектуальной системой, а уже после «поумнели».

Главная утренняя пробка начинает собираться в районе красной пирамиды уже к 7:30. С этого момента путь до улицы Плехановской (остановка «Застава») занимает у водителя в зависимости от погодных условий и ситуации на дорогах от 35 до 55 минут. Самыми проблемными являются перекрестки возле Беговой и проспекта Труда и участки Московского проспекта от памятника Славы до Клинической и от Рабочего проспекта до проспекта Труда. Здесь концентрация транспорта всегда максимально большая. Постоять воронежцам приходилось и на виадуке, но пропускная способность этого путепровода явно выше, чем у ВОГРЭСовского или Чернавского мостов.

Проскочить пробку получается лишь от 45 Стрелковой Дивизии и до Рабочего проспекта и от проспекта Труда до виадука перед Заставой.

В вечерние часы пик, как правило, до введения «умных» светофоров время, которое требовалось, чтобы добраться от Плехановской до памятника Славы, сокращалось на 5-10 минут – в среднем от 25 до 45 минут. Основные места заторов оставались прежними. Связано это, скорее всего, с тем, что многие воронежцы стараются задержаться на работе, чтобы дождаться более свободной ситуации на дорогах.


Каким стало время в пути после установки «умных» светофоров

Несмотря на то что японская интеллектуальная система контроля дорожного движения работает в тестовом режиме, корреспондент РИА «Воронеж» оценивал ее в течение недели – с 22 по 26 января. После запуска «умных» светофоров значительных изменений во времени пути утром и вечером увидеть не удалось. Так, утром то же расстояние, которое преодолевалось за 35-55 минут, с «умной» системой иногда увеличивалось на 5-10 минут. Хотя это объяснимо – дорожную ситуацию усугубляли шедшие по ночам снегопады.

– Могу сказать, что пока в ситуации с «умными» светофорами много информационного шума, а конкретики мало. Посудите сами: японские специалисты заявляют, что провели запуск системы, а уже через день на встрече с врио губернатора дают цифры, что время ожидания зеленого сигнала в среднем сократилось на целых 28%. Как такое возможно? Я сам по образованию инженер по организации дорожного движения, и почти 30 лет назад мы занимались выстраиванием системы дорожного движения в Воронеже. Как профессионал, могу сказать, что эта система, безусловно, поможет городу, ведь японцы тестируют ее уже много лет. Но разгрузить дорогу такие светофоры смогут не в часы пик, а когда обстановка будет более-менее свободной. В моменты заторов эффект, скорее всего, окажется минимальным. Смотря вечером на карту пробок, я уже вижу, что если Московский проспект относительно свободный, то прилегающие «хвосты» раскалены от пробок.
Николай Киселев

председатель регионального отделения  «Комитета по защите прав автомобилистов»

Вечерняя дорога до дома отнимала от 30 до 55 минут, в зависимости от того, шел ли снег или дорога была убрана.

По мнению ряда водителей, после установки «умных» светофоров ситуация на дорогах пусть и медленно, но начала улучшаться. Например, один из наших собеседников Александр, проводящий за рулем личного авто по 4-5 часов день, выразил мнение, что нововведение уже дает положительный эффект:

— Не знаю, чем объяснить такое мнение, может, я сужу субъективно и пытаюсь найти положительные изменения. Однако так кажется мне и большинству моих друзей и знакомых, Московский проспект стал дышать легче. Правда, из-за сугробов и постоянных снегопадов все равно приходится стоять в пробках. Думаю, весной мы оценим пользу от «умных» светофоров, – подытожил Александр.

Что думают о системе профессиональные водители

Водитель троллейбуса №7 Игорь:

– Я не могу пока ни хвалить, ни ругать эту систему. Да и мои коллеги тоже. Мой маршрут проходит как раз там, где установлены новые светофоры, но пока у меня было лишь 2-3 пиковых часа, а они не могут быть показательными. Думаю, через пару месяцев смогу точно оценить работу системы.

Водитель одной из городских служб такси Виктор:

– Если честно, ничего положительного я в этих «умных» светофорах не вижу. По-моему, ситуация на дороге вообще не меняется. Пока никто из моих знакомых ничего хорошего по этому поводу сказать не может. Город как стоял в пробках, так и стоит. Поэтому нам вообще часто приходится миновать Московский проспект и Плехановскую по прилегающим улицам, потому что там можно хоть как-то сократить время в пробке.

Водитель маршрута 5а Александр:

– Знал, что раньше новые светофоры обкатывали, и поэтому замечать какие-то изменения не удавалась. Но когда нам перед выездом на маршрут сказали, что система работает, я сам для себя подметил, что и утром, и вечером получается быстро проходить заторы. Сегодня буквально пролетел Московский проспект. Хотя скажу сразу, что автобусы привязаны к жесткому графику, поэтому в любом случае приходится очень быстро объезжать заторы, перескакивая через полосы, чтобы пассажиры успевали вовремя добраться до места назначения. Мне кажется, что ситуация на дорогах улучшилась.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: