Специалисты конструкторского бюро №1 «Воронежстальмост» воссоздали макет корабля «Меркурий». Баркалон решили временно установить в сквере Ильича в Левобережном районе.
Корреспонденты РИА «Воронеж» узнали у куратора проекта по восстановлению «Меркурия» Сергея Широбокова, как конструировали новый корабль, что в нем осталось от старого, зачем обновленный баркалон «обстреляли» из ружья и сколько лет он сможет прослужить.
Почему «Меркурий» пришлось практически создавать заново?
В конце мая 2018 года городские власти попросили «Воронежстальмост» оказать безвозмездную помощь в восстановлении корабля. Памятник демонтировали и привезли на завод 31 мая. Куратором проекта его восстановления назначили руководителя конструкторского бюро №1 «Воронежстальмост» Сергея Широбокова – он работал над чертежами и контролировал весь процесс изготовления новых деталей корабля.
Конструктор никогда не имел дела с судостроением. Он окончил авиационный факультет Воронежского политехнического института (ВГТУ), изучал самолето- и вертолетостроение. На «Воронежстальмосте» Широбоков работает больше 12 лет.
Когда корабль привезли на завод, он был в паутине и в ржавчине. Памятник отправили на очистку пескоструйной машиной: корабль под большим давлением «обстреливали» песком. «Пескоструйка» помогает выявить скрытые дефекты металла, которые не видны из-за ржавчины, пояснил Сергей Широбоков корреспонденту РИА «Воронеж».
– В результате «бомбардировки» песком на корабле «вылезли» такие дыры, что удар кулаком пробивал корпус корабля насквозь. Спустя три дня очистки мы поняли, что на корабле нет живого места и восстанавливать, по большому счету, нечего. Так приняли решение оторвать от корабля все, что сгнило, и сделать новый корабль – его точную копию, – рассказал конструктор.
Старый макет корабля остался лежать кверху килем за одним из цехов завода. Что будет с ним дальше, сотрудники «Воронежстальмоста» пока не знают. Сергей Широбоков отметил, что «по-хорошему его нужно на металлолом: переплавки на заводе нет».
Некоторые элементы старого «Меркурия» все же продолжат жить на его копии. Это якоря, цепи и наконечники на мачте. По словам конструктора, они абсолютно не пострадали. Уцелел и штурвал, но для нового баркалона на заводе сделали руль, который можно крутить.
Официальная дата окончания всех работ – 22 августа. По заводскому графику их должны были завершить к 24 августа. Заводчане трудились над кораблем около трех месяцев. Корабль воссоздавали семь человек.
– Для нашего завода, на котором делают гигантские мосты, это поистине ювелирная работа, – подчеркнул Сергей Широбоков.
Как изготавливали баркалон?
Сотрудники конструкторского бюро создавали новую модель корабля с помощью 3D-сканера. Фигурные детали вырезали на лазерном станке.
– Современные технологии оказали нам неоценимую помощь. Мы постарались создать максимально приближенную к оригиналу копию баркалона. Хотя сделать идеальную копию корабля не получится в принципе: каждая конструкция уникальна по своей сути. Но если смотреть на корабль издалека и не сильно критически, то получилась полная копия, – сказал Сергей Широбоков.
По его подсчетам, новый «Меркурий» состоит почти из 400 стальных фрагментов. При создании баркалона использовали полуавтоматическую сварку. Поскольку мостозавод работает с черными металлами и все мосты делают из стали, корабль «Меркурий» тоже создали стальным. «Дырчатые» – чтобы не сломало ветром – паруса сделали из листов перфорированной оцинкованной стали толщиной 1 мм.
– Городские власти выразили желание, чтобы паруса были алюминиевые или медные, но мы в результате сделали их стальными. Может, и к лучшему: у охотников за цветным металлом будет меньше соблазна их своровать. К тому же если их не покрасят, то на солнце паруса будут ярко блестеть, – заметил Сергей Широбоков.
Корпус корабля при сварке делали со специальными просветами, чтобы вода через них или испарялась, или вытекала. Это технология сварки прерывистыми швами. Поэтому плыть новый корабль, как и старый, не сможет.
– Если его поставят на воду, он, как топор, пойдет ко дну. Если бы мы тонкие стальные листы проварили сплошными швами, то корпус корабля сильно бы деформировался. Да, такая конструкция плавать смогла бы, но получилось бы корыто, а не корабль, – говорит Широбоков.
По словам конструктора, проще всего рабочим далось изготовление пушек и парусов. А сложнее всего было создать новый корпус корабля.
– Верхняя часть корпуса сделана из прямых листов. Там нет ничего сложного. А изогнутые места корабля, развертки материала дались нам с большим трудом, – признался руководитель проекта.
Длина нового «Меркурия» – 5,8 м, ширина – 1,6 м, высота – чуть больше 7 м. Пропорции составляли по фотографиям старого корабля.
По словам Сергея Широбокова, длину старого «Меркурия» угадать было сложно: его передняя часть была спилена, а флажок на задней части погнулся до неузнаваемости.
– Думаю, мы не сильно ошиблись – скорее всего, она получилась такой же, как у оригинала, – предположил конструктор.
Новый баркалон весит 2 т. По словам Широбокова, некоторые элементы на корабле сделали толще, чтобы металл не страдал от коррозии и стал прочнее:
– Не хотелось бы, но следует учесть, что по «Меркурию» будут лазить дети. Хотя я против – это памятник, в конце концов.
Некоторых деталей старого корабля на новом не будет. Баркалон не станут отделывать мореным дубом. На носу корабля не будет морды льва, а на корме – изначальной декоративной чеканки. По словам Сергея Широбокова, ее видно на старых фотографиях баркалона, но деталей чеканки разглядеть не удалось.
Зачем новый корабль чистили дробью?
Стальной корабль прошел два этапа очистки, обязательных перед нанесением антикоррозийного слоя и покраской.
– С завода-изготовителя металл приходит вместе с окалинами. Чтобы качество металла было лучше, его поверхность предварительно обрабатывают, – объяснил Сергей Широбоков.
«Новорожденный» корабль «обстреляли» песком из пескоструйной машины, однако и после этого поверхность стали не достигла нужного качества. А если ее хорошо не очистить, антикоррозионный слой грунтовки отвалится. Поэтому новый баркалон отправили на второй этап очистки – на этот раз дробью.
– Для этого корабль поместили в закрытую дробеструйную камеру. Дробь – страшная вещь: по сути, корабль там под большим давлением обстреливается, как из ружья. Под разную толщину металла подбирается абсолютно разная дробь, – рассказал Сергей Широбоков.
Стальной корпус корабля рабочие сделали под дерево, в виде досок. Корпус наглухо закрыт: так он лучше смотрится; кроме того, в него попадает меньше воды и не заберется человек.
После нанесения слоя грунтовки корабль осталось только художественно разукрасить. Кто будет этим заниматься и в какие цвета покрасят баркалон – решат в управе Левобережного района.
– У нас не художественный цех. У нас красят большие поверхности – например, мосты. А такие маленькие, как корабль, мы покрасить не сможем, – сообщил Сергей Широбоков.
Почему «Меркурий» будут монтировать в разобранном виде?
На монтаж с завода корабль повезут в разобранном виде: корпус отдельно, мачты с парусами отдельно. Если сразу поставить их на корабль и повезти на место монтажа, они заденут провода.
По словам Сергея Широбокова, монтаж обновленного памятника начнется только после того, как под корабль сделают бетонное основание. Первым делом, до установки всех мачт, прикрутят корпус корабля.
– По большому счету, осталась только сборка «конструктора»: нужно поставить мачты в заранее подготовленные ложементы в корабле. Рабочие приварят их намертво, чтобы они не шатались. Обычным гаечным ключом закрутят ванты, приварят лестницы, которые есть на каждой мачте, – описал Сергей Широбоков.
Создатель нового «Меркурия» надеется, что корабль прослужит Воронежу дольше, чем оригинал, за счет увеличенной толщины металла, прочного швеллера.
– Современные антикоррозионные материалы должны внести свою лепту. Надеемся, что он простоит и 50 лет. Если дольше, будем только рады. В любом случае так сильно гнить он уже не будет, – уверен руководитель проекта.
Контекст
Макет корабля «Меркурий» установили возле моста ВОГРЭС перед заполнением Воронежского водохранилища в 1972 году. Корабль является копией баркалона, который участвовал в Керченском походе Петра I.
Из-за коррозии металла корабль стал сильно крениться к воде. Разговоры о ремонте памятника начались в 2006 году. Восстановительные работы оценивали в 200 тыс. рублей. В феврале 2015 года мэрия Воронежа вновь предложила снять «Меркурий» с постамента и детально обследовать. Однако в итоге власти не нашли средств на его ремонт.
Весной 2018 года общественный совет при регуправлении архитектуры и градостроительства обратился к мэру Воронежа Вадиму Кстенину с просьбой спасти копию баркалона «Меркурий». Открытое письмо главе города опубликовали 12 апреля.
Баркалон демонтировали 29 мая 2018 года. Руководитель управы Левобережного района предложил создателю «Меркурия» – инженеру-проектировщику Виктору Неберекутину – поучаствовать в реставрации памятника.
В начале августа администрация Воронежа запустила опрос о том, где расположить корабль. Большинство – 1148 человек – проголосовали за установку корабля на суше (в Левобережном районе). Еще 885 воронежцев высказались против, а 177 человек предложили свои варианты, в числе которых Петровский остров, залив между парком «Алые паруса» и Чернавским мостом, а также рядом со смотровой площадкой Чернавского моста. Некоторые посчитали, что корабль нужно вернуть на старое место.
Власти решили установить баркалон в сквере Ильича. Если горожанам понравится новое место, корабль оставят там. Чтобы выяснить мнение жителей, власти запустят очередной опрос.