Мэрия Воронежа проигнорировала протесты горожан против попытки строителей втиснуть еще одну многоэтажку в квартал на Московском проспекте, занятый преимущественно частным жильем. На публичных слушаниях горожане заявили о нежелании жить под строительными кранами и упрекнули мэрию в приверженности точечной застройке. Рабочая группа горадминистрации в заключении об итогах публичных слушаниях говорить об аргументах противников строительства не стала, ограничившись неопределенными формулировками о «заданных вопросах» и «высказанных» замечаниях.

Публичные слушания в очередной раз стали лишь возможностью выпустить пар для недовольных застройкой Воронежа – но проблем горожан не решили. Есть ли вообще смысл в слушаниях, зачем их проводят и обязаны ли власти учитывать мнение их участников, РИА «Воронеж» помог разобраться заведующий адвокатской конторой «Мазалов и партнеры» Александр Мазалов.

Что такое публичные слушания

– Публичные слушания – одна из форм участия граждан в местном самоуправлении, наравне с выборами и референдумом. В Воронеже процедура публичных слушаний регулируется положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж» и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ФЗ-131).

Фото – Виталий Грасс

Зачем проводят слушания

– Слушания создавались как форма прямого диалога между жителями и властью, чтобы позволить инициативным жителям быстро доносить до власти важные вопросы, разрешение которых не может ждать следующих выборов или громоздкой процедуры запуска референдума. Правовое значение этого явления огромно: фактически, рядовые граждане, любой житель городского округа Воронеж, были допущены непосредственно к выработке решений, которые влияют на их жизнь, жизнь района, двора, города.

Какие вопросы рассматривают на публичных слушаниях

На публичные слушания выносят проект устава муниципалитета и поправки в него, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ развития города. Горожане могут высказать мнение об изменениях в правила землепользования и застройки, проектах планировки и межевания территорий. Положение о публичных слушаниях обязывает обсуждать с горожанами вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.

Кто может участвовать в публичных слушаниях

С юридической точки зрения заключение [об итогах слушаний] не обязательно к исполнению, ответственность за игнорирование мнения граждан не предусмотрена. Сам механизм «учета мнения граждан» намеренно или по недосмотру не был прописан в федеральном законе о местном самоуправлении и в решении Воронежской городской думы,
Александр Мазалов

заведующий адвокатской конторой «Мазалов и партнеры»

– Любой воронежец не позднее, чем за три дня до начала слушаний может зарегистрироваться как выступающий либо обратиться с письменным заявлением в рабочую группу, которая проводит мероприятие. Рабочая группа ведет протокол слушаний (выступления, письменные замечания и предложения), по итогам которого выносит заключение. Глава города обязан опубликовать это заключение в СМИ.

Имеют ли публичные слушания реальный вес

– К сожалению, влияние заключения об итогах публичных слушаний весьма ограничено – оно носит «рекомендательный характер», хотя власти и должны учитывать его при принятии итогового решения. С юридической точки зрения заключение не обязательно к исполнению, ответственность за игнорирование мнения граждан не предусмотрена, более того, сам механизм «учета мнения граждан» намеренно или по недосмотру не был прописан в федеральном законе о местном самоуправлении и в решении Воронежской городской думы. В итоге институт публичных слушаний – это своеобразный «набросок» важного и полезного правового института, в действующей своей форме не имеющий большого значения.

Фото – Виталий Грасс

Контекст

Чем заканчивались публичные слушания в Воронеже

Администрация города выносит на слушания планы застройки территорий, горожане протестуют, мэрия протесты игнорирует.

В апреле 2016 года воронежцы высказались против многоэтажной застройки компанией «ДСК» квартала в историческом центре города, в границах улиц Станкевича, Красноармейской и Красных партизан Жители частного сектора заявили, что многоэтажки создадут «невыносимые условия для жизни в частных домах». В мае мэрия выдала разрешение на застройку участка.

В мае 2016-го воронежцы выступили против строительства крематория на улице 9 Января. Горожане опасались ухудшения экологической ситуации в микрорайоне и негативного влияния объекта на психику детей. В июне депутаты гордумы согласовали изменения в генплан и правила землепользования – участок под крематорий перевели из зоны зеленых насаждений спецназначения в зону кладбищ. В январе 2017-го правы аренды участка получило «Воронежское похоронное бюро».

Весной 2016 года жители Советского района города воспротивились строительству приюта для собак на улице Холмистая. Мэрия подыскала другой участок – на улице Балашовская, рядом с Левобережными очистными сооружениями. Протестовать принялись уже местные жители, но менять планы городские власти не стали. Приют спроектируют в 2017-м.

В январе 2017 года жители частного сектора на публичных слушаниях высказались против строительства 16-этажки на Московском проспекте, 85 и пригрозили властям пикетами, если стройка начнется. В феврале управление главного архитектора опубликовало заключение по итогам слушаний, не упомянув о протестах горожан.

В декабре 2016 года 20 из 33 выступивших на публичных слушаниях горожан высказались против отмены прямых выборов мэра Воронежа. Через три недели гордума внесла поправки в устав Воронежа, отменив прямые выборы градоначальника – 27 голосов «за», 6 – «против». Как заявлял на слушаниях депутат Константин Ашифин, протестовавший против отмены выборов, мэрии было важно провести слушания – и совершенно неважно, с каким результатом.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter