В семье Бобровниковых – три скрипача, альтистка, гобоист, виолончелист, пианистка и домрист. Есть еще два потенциальных музыканта, которые с инструментами пока не определились.
Семьи, где десять и более детей, – явление в России довольно редкое. По всей стране их чуть более 40 тысяч. Есть несколько таких семей и в Воронеже. Чтобы их стало больше, в России возрождается звание «Мать-героиня». Указом президента женщины, которые воспитали десять и более детей, помимо орденов и грамот, теперь будут получать единовременную выплату – миллион рублей. Елена Бобровникова – одна из тех, кто претендует на это звание. Журналисты РИА «Воронеж» побывали у нее в гостях и выяснили, каково это – быть матерью-героиней.
В большой семье никогда не будешь одинок
У Елены Бобровниковой, по ее признанию, есть все, о чем мечтала.
Красивый двухэтажный дом с лужайкой и садиком. О собственной баньке и небольшом бассейне она даже и не помышляла, но они тоже есть. В ее доме всегда звучат музыка и голоса любимых людей – мужа и детей. Это тоже сбывшаяся мечта.
Елена многодетная мать, в ее 42 года у нее десять детей. Вере 19 лет, Паше – 17, Вене – 16, Неле – 14, Инне – 12, Насте 10, Лиде 8, Филиппу 6 лет, Еве 4 года, а Леночке два года. Две беленькие головки, остальные темненькие. «На этих краски не хватило», – шутит их отец.
Их дом сверкает чистотой.
– Я забыла, когда последний раз мыла полы, а посуду и вовсе не мою, – удивляет женщина.
В семье семь девочек. И старшие уже взяли на себя часть обязанностей. Есть график, и каждый день кто-то убирает в общих помещениях – на кухне, в коридоре, в туалете. Это заведено и не обсуждается. Каждая девочка в их семье умеет делать все, что положено хорошей хозяйке: готовить, убирать, ухаживать за детьми.
За чистоту посуды тоже есть ответственный – «посудомойка».
– Технический прогресс здорово облегчил мне жизнь и сделал ее приятной, – призналась Елена.
Ее дело – накормить домочадцев. Это тоже непросто – наполнить 20-литровый казан и 10-литровую кастрюлю. Но из-за привычки – не в тягость. Часа два – и обед готов.
– Мое дело составить список, дать деньги и отправить детей в магазин, – делится она с журналистом РИА «Воронеж».
Им повезло – магазин через дорогу. Иногда те, кто ходит в магазин, даже не перекладывают продукты из продуктовой тележки: катят добычу прямо до дома. А оттуда – везут телегу назад.
– Моей младшей дочери уже больше двух лет. Старшие учат младших, что-то делают по дому. К пятому классу они сами уже стали ездить в школу. Физически вынашивать детей и рожать сложно, конечно. Но потом как-то все само собой получается. Иногда мне кажется, что я уже и вовсе всех вырастила и могу заниматься собой, – делится она.
«Собой» – это значит, к примеру, учить английский.
– Мне всегда очень нравился этот язык, а в моей школе учили немецкий. С детьми приходилось немного вникать, но всерьез я за него взялась только этой весной. Стала брать уроки по интернету. Мне так нравится! Уже могу читать, освоила азы грамматики! – хвастается Елена.
Из того, что ей еще доставляет удовольствие, – быть водителем. У нее долго не было машины. Муж подолгу бывал на работе, и возить детей по нескольку раз в день через весь город в специализированную музыкальную школу ее страшно утомляло. Потом появилась машина, и все стало гораздо проще.
– Если тот самый миллион, который обещает государство, я получу, потрачу его на машину получше. Но уже сейчас за рулем я как рыба в воде, – делится женщина.
Трудно себе представить, что, имея десять детей, можно рассчитывать на путешествия и отдых. Но в этой семье это – обычное дело.
– Каждый год мы ездим на море. Снять домик с такой оравой непросто, конечно, но мы находим нужных людей. Подружились с одним человеком из Абхазии, он сдает нам два домика, – признается Елена.
А в этом году супруги и вовсе ездили на море вдвоем.
– 25 августа исполнилось 20 лет нашего супружества, и мы себе сделали такой подарок – отправились в путешествие по Крыму, – рассказывает она.
Старшие дети – Павлик, Веня и Вера – отправились в другое путешествие: на Таймыр.
– У нас очень много друзей по всей стране и за ее пределами. Есть друг на Таймыре. У него сгорел дом и всем миром мы его восстанавливали. Ребята полетели туда на самолете на два месяца. Они там не только помогали, но и отдыхали. Поплавали по Енисею на моторках, рыбу ловили. В лесу в палатках стояли, выдержали, правда, немного – около полутора суток. На теплоходе плавали, на вертолетах летали. Видели даже медведей! – поделился отец семейства.
Елена и Владимир – потомственные многодетные.
– Я тоже выросла в большой семье, где было 11 детей. Мы все очень дружные, и моя старшая сестра приехала посидеть с маленькими детьми, пока мы отдыхали в Крыму, – улыбается Елена.
У мужа в семье тоже было шестеро детей – четыре сестры и два брата.
– Такие большие семьи гарантируют, что ты никогда в этой жизни не будешь одинок. У нас родственники по всему миру – в Воронеже, на Украине, в Америке, в Германии. Мы часто ездим к ним в гости и принимаем их у себя, – заметил Владимир Бобровников.
Своя жемчужина
Владимир родился в Воронеже, а потом уехал работать на Север, в Якутию. Супругу и вовсе нашел в Бурятии.
– Мы верующие, и по делам веры я и оказался на Севере, жил там до 2008 года. Найти мудрую жену непросто, цена ее – дороже жемчуга, как написано в Библии, – поделился мужчина.
Елена покорила его своей скромностью и молчаливостью. При этом в девушке угадывался «стержень» и хороший характер.
– Супруга тоже из многодетной семьи, и для нее дети и семья – главное. Мы сразу друг другу понравились и поженились, – просто рассказывает Владимир.
В Воронеж они приехали, когда у них уже было четверо детей.
– У нас была «трешка» в Северном микрорайоне. Поменяли ее на старенький домик, потому что очень хотели жить на земле, – вспоминает он.
Домик стал преображаться, разрастаться, так же, как и их семья:
– Помогали друзья – сначала ломать, потом строить. По профессии я столяр-плотник, оператор деревообработки. В свое время делал элитные дубовые диваны, так что многое мог сделать своими руками.
– Нам государство тоже очень помогало. Благодаря этому мы смогли построить второй этаж. Наш папа – единственный добытчик. Он зарабатывает установкой кондиционеров. Когда нет заказов, занимается строительством. Но главное не много зарабатывать, а разумно тратить, а у нас с этим все в порядке, – улыбается Елена.
По ее словам, на проезд и «коммуналку» в месяц уходит не меньше 80 тыс. рублей.
– Приходится, конечно, считать траты, на чем-то экономить, но в главном мы себя не ущемляем, – уверяет она.
Свой мотив
А главное, по ее мнению, это музыка.
– Я, когда была маленькой, грезила игрой на скрипке. Родилась в Марий Эл, в городе Йошкар-Ола. У нас не было преподавателей по скрипке. Играла на пианино. Четыре класса окончила – и все, дальше учиться не получилось. Но желание освоить скрипку осталось и воплотилось в детях. Оно у меня такое сильное, как жажда в пустыне, – признается женщина.
Павел, старший сын, говорит, что поначалу в «музыкалке» ему было непросто. Но последний учитель научил его любить музыку, и теперь гаммы – это не наказание, а наоборот.
– Я учился 12 лет игре на скрипке. Играю теперь в оркестре и помогаю осваивать музыку своим братьям и сестрам, – делится он.
Когда дети были маленькими и не было машины, приходилось очень много времени и сил тратить на дорогу.
– Мы живем тут, в глубине левого берега, а возить их надо было в школу в центре через весь город. Но эти усилия стоили того, – уверена Елена.
Все дети ходят в эту школу, притом что профессиональными музыкантами быть не планируют. В музыкальной школе, по мнению родителей, особая атмосфера, в которой «нет хамства, грубости», и ради этого они там учатся.
Вечером в каждом углу дома свой концерт. Чтобы нормально учиться, нужно заниматься по два-три часа в день. Маму эта какофония радует.
Музыка – это для души, а профессия – другое дело.
– Павлик пошел учиться в институт на программиста, Вера – лесному делу, – делится Елена.
– Дети – это инвестиция. Надо воспитывать хороших, разносторонних людей. Тогда и нам когда-нибудь будет от них польза. Уж как минимум не скучно, – улыбается их отец.
Этот дом особый – в нем старинные часы с боем, медвежья шкура на полу и аквариумы. При этом нет телевизора и телефоны доступны детям далеко не всегда. Зато под рукой всегда хорошие книги и музыка. Никто из девочек не красится и не пытается сделать себя интереснее татуировками и пирсингом. Под запретом в этом доме алкоголь, табак и брань.
– Когда узнают, сколько у нас детей, удивляются. Реагируют по-разному. Забот у всех, конечно, много, но мы привыкли, – рассказывает 16-летний Вениамин.
Вера старшая в семье, ей 19 лет. По ее словам, ей никогда не хотелось быть единственной.
– Я все умею, в жизни не пропаду. И одна никогда не буду. Мы все очень дружные. У нас много друзей, приходят к нам в гости, а мы к ним, – объясняет Вера.
Праздник, который всегда с тобой
Дни рождения почти у всех детей летом. Только один в октябре и два в апреле. А летом праздник в их семье случается трижды в месяц.
– Дни рождения – это всегда радость. Приезжают гости, накрываем большой стол. Печем торт «Графские развалины» – наш фирменный. С любовью выбираем подарки. Когда нашей младшей Леночке отмечали двухлетие, тут даже салют был. Все было украшено шариками и флажками и было море гостей, – поделились родители.
– Я мечтала жить счастливо. И все у меня сбылось. Большой дом, много детей, красота, путешествия. Большая семья – это много любви и счастья, – подытожила многодетная мама Елена Бобровникова.