Воронежский футбольный клуб «Факел» финишировал на 10 месте среди 20 команд ФНЛ в сезоне-2016/17. Почему команда с одним из сильнейших составов в лиге оказалась в середине турнирной таблицы, разобрался корреспондент РИА «Воронеж».
Версия тренера
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
«Факел» удачно начал сезон, набрав в июле 2016 года 10 очков из 15 возможных. Победы воронежцам приносили удачные действия новичков команды, Иванса Лукьяновса и Никиты Саталкина, и качественные розыгрыши стандартных положений – благодаря голам с угловых и штрафных сине-белые увезли шесть очков из Астрахани и Владивостока.
В августе, когда «Факел» набрал восемь очков из 15, случилось первое домашнее поражение в сезоне – команду Павла Гусева обыграла «Мордовия», ставшая одним из аутсайдеров чемпионата. Тогда тренер воронежцев справедливо указал на сложность календаря – с учетом кубковой встречи с «Черноморцем» команда провела пять матчей за 15 дней, двигаясь по маршруту Хабаровск-Воронеж-Новосибирск-Новороссийск-Воронеж.
Домашние неудачные игры против «Сокола» и «Тюмени» в сентябре и октябре Павел Гусев связал с неудачными действиями игроков. На недовольство болельщиков эффективностью позиционных атак команды специалист отвечал: «Такие проблемы – у львиной доли российских команд».
А в ноябре «Факел» столкнулся с проблемами в тренировочном процессе – поле базы клуба в Тенистом испортилось из-за непогоды, и команда набрала лишь 4 очка из 15 возможных. По словам тренера, команда готовилась к матчам со «Спартаком-2», «Тамбовом» и «Тосно», занимаясь в тренажерном зале. И специалист, и футболисты отмечали, что отсутствие необходимой инфраструктуры – одна из главных проблемворонежского футбола.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Готовясь к весенней части сезона, Павел Гусев перевел команду на схему 5-3-2 и предупредил, что его подопечным потребуется три-четыре матча на стабилизацию игры. В первых пяти весенних матчах «Факел» набрал 5 из 12 очков, параллельно переживая задержки по заработной плате. А в апреле воронежцы дважды столкнулись с судейским произволом – сначала арбитр Тимур Арсланбеков в домашнем матче с «Кубанью» ошибочно назначил в ворота сине-белых пенальти на 90 минуте, а в Тюмени хозяева поля исполнили пенальти уже три раза за 14 минут. По словам Гусева, эти скандалы надломили дух команды – в мае «Факел» проиграл дома двум аутсайдерам, «Балтике» и «Волгарю», и бесславно закончил сезон.
Версия игроков
По словам нескольких футболистов «Факела», между ними и руководством клуба не сложилось доверительных отношений. Команда начинала сезон, не заключив соглашения о премиальных – исключительный случай для реалий российского футбола. Уже в начале чемпионата якобы клуб не заказывал для футболистов медикаменты, и игроки покупали их за свои деньги.
По мнению футболистов, успехи команды на начальной стадии чемпионата были связаны с качественной селекцией, хорошим эмоциональным фоном и удачным исполнением «стандартов».
К сентябрю, когда соперники изучили манеру «Факела», команда начала сталкиваться с проблемами. Соперники скрупулезно готовились к встрече с воронежцами, в то время как сине-белые редко смотрели на игру оппонентов, пренебрегая анализом их тактического рисунка. Как признаются футболисты, игру аутсайдеров чемпионата, «Сокола», «Луча-Энергии» и их соседей по турнирной таблице, команда Павла Гусева не смотрела вообще – тренеры лишь коротко говорили о сопернике на предматчевой установке. А перед домашним матчем с «Динамо» футболисты «Факела» посмотрели на действия москвичей – но лишь один тайм одного из матчей.
«На эмоциях можно дать бой сильному сопернику, но для стабильного набора очков в матчах с закрывающимися аутсайдерами этого мало», – признавались футболисты в кулуарных беседах. По мнению игроков, тренировочный процесс был скудным и неэффективным – за словами «отработка игровых взаимодействий» в отчетах клубной пресс-службы скрывались игра в регби и двусторонние матчи. А при разборе прошедших матчей тренерский штаб якобы критиковал отдельных футболистов и сводил все к индивидуальным ошибкам подопечных, а о командных перестроениях и действиях без мяча никто не говорил.
«Все приезжают к нам стоять у собственной штрафной, а мы не знаем, что с этим делать – играем как придется, все время импровизируем. Из-за этого у нас не получается стабильно действовать первым номером», – сказал один из футболистов после поражения от «Сокола».
После серии домашних поражений болельщики начали обвинять игроков в сдаче игр из-за нежелания руководства клуба выходить в Премьер-лигу. Так, во время матча с «Лучом-Энергией» с трибун раздавались оскорбления в адрес одного из футболистов. Его мать, приехавшая посмотреть на сына из другого города, не смогла сдержать слез – такие эпизоды стали причиной разлада в отношениях болельщиков и команды.
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Задержки зарплат, по словам футболистов, не стали главной причиной поражений. В отличие от «Луча-Энергии», игроки которого открыто говорили о финансовых проблемах, в «Факеле» молчали и ждали выплат, хотя руководство клуба к весне 2017 года перевело премиальные за победу в первенстве зоны «Центр»-2014/15 не всем футболистам.
В разговорах с корреспондентом РИА «Воронеж» игроки отмечали, что некоторым из них приходилось лечить травмы за свой счет. Руководство клуба якобы предлагало игрокам делать операции в сомнительных, по мнению футболистов, медицинских учреждениях, и те предпочитали подвергаться хирургическому вмешательству в солидных клиниках, оплачивая лечение самостоятельно. Футболистов настораживали примеры экс-игроков «Факела» Юрия Дубровина и Николая Жиляева, которые не смогли вернуться на прежний уровень после операций.
Особенно сильно отношения руководства и игроков испортились в конце осенней части первенства ФНЛ, когда гендиректор клуба Ирина Петрова потребовала команду собраться на базе после последней игры первого отрезка сезона. «Руководство считает, что если матчи закончились, то и платить не за что. А раз зарплата приходит, то тренируйтесь на базе, и неважно, что следующая игра – лишь в марте», – объяснили футболисты.
Перед последним матчем сезона против «Волгаря» руководство «Факела» якобы попросило игроков написать заявление об уходе по собственному желанию, чтобы не платить им зарплату за период с 20 до 30 мая. В качестве второго варианта президент клуба Евгений Севергин предложил футболистам не появляться на базе после последнего матча, но подписать соглашение об отсрочке выплат долгов до 20 июля – это позволило бы «Факелу» получить лицензию ФНЛ на сезон-2017/18.
После отказа игроков подписать документ Севергин предложил им вернуться на базу после последнего матча чемпионата. «Раз так, то у нас травмы», – сказали игроки. Руководство клуба отправило игроков проходить МРТ, и к матчу с «Волгарем» готовились лишь семь футболистов, контракты которых истекают в 2018 году.
По мнению значительной части состава «Факела», именно регулярные конфликты с руководством клуба помешали сине-белым попасть в стыковые матчи.
Версия руководства клуба
Фото – Андрей Архипов (из архива)
Мнение президента «Факела» Евгения Севергина о выступлении команды неизвестно – руководитель клуба не дает интервью. С 2015 года клуб не проводит встреч с болельщиками. А в январе 2016 года руководство запретило тренеру давать интервью без согласования с гендиректором. Однако уже в марте запрет был снят.
Версия спортивного обозревателя РИА «Воронеж»
Ни футболисты, ни тренер не являются главными виновниками неудач «Факела». Менеджмент клуба допустил ключевую ошибку при подготовке к сезону-2015/16. Переоценив уровень ФНЛ, руководство клуба поставило задачу попасть в десятку лучших команд и собрало сильный состав – селекцией занимался спортивный директор «Факела», а не Павел Гусев. Значительная часть футболистов имела опыт выступления в Премьер-лиге и в Воронеже получила солидные контракты. После неудачной серии на старте чемпионата команда начала побеждать, забралась на третье место по итогам первого круга, и болельщики стали ожидать скорого выхода в Премьер-лигу.
В то же время, руководство клуба увидело, что без бюджетного финансирования содержание команды опытных именитых футболистов является затруднительным – начались задержки зарплат, а контракты значительной части игроков были заключены на два года. В итоге последствия ошибок летней трансферной кампании 2015 года сказались на судьбе проекта: собрав команду мастеров, руководство клуба перегрузило зарплатную ведомость и спровоцировало завышенные ожидания болельщиков.