В феврале 2021 года разрушенный комплекс зданий бывшего хлебозавода №1 (улица Фридриха Энгельса, 88) признали не имеющим историко-культурной, мемориальной, архитектурной, градостроительной, научно-познавательной, художественной или иной ценности. Экспертизу провел Станислав Смирнов из ульяновского ООО «Эксперт». Согласно его заключению, на момент экспертизы комплекс зданий уже был уничтожен.
Воронежские специалисты планируют обжаловать это заключение. По регламенту на обсуждение экспертизы дается 45 дней, общественники могут высказать замечания до 18 марта. Архитектор, преподаватель ВГТУ, член общественного совета при департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области Владимир Чесноков считает, что если в результате новой экспертизы статус объекта культурного наследия (ОКН) для руин будет подтвержден, то можно будет реализовать два варианта использования территории хлебозавода. О них он рассказал журналисту РИА «Воронеж» во вторник, 2 марта.
Реставрация и консервация
По мнению Владимира Чеснокова, оптимальным использованием территории хлебозавода может быть реставрация или консервация руин.
— Держа в уме большой процент утраты, под реставрацией мы в данном случае понимаем воссоздание, когда сохранившиеся стены включают в новые здания, чей облик максимально точно повторяет уничтоженные памятники. Для такой работы кафедра Композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, на которой я работаю, может предоставить обмерные чертежи и фотографии хлебозавода №1, выполненные в ходе дипломного проектирования в 2016 году. Финансово это затратный вариант, но он бы позволил вернуть «Комплексу зданий паровой мельницы Третьего товарищества» облик столетней давности вместе с возможностью получить новые арендные интерьеры в благородном краснокирпичном стиле. Пример такого удачного приспособления — бывший Воронежский ликеро-водочный завод. Пример же консервации руин — воронежская Ротонда. После консервации, которая направлена на предотвращение обрушения, следующим этапом может стать их музеефикация — превращение уцелевших конструкций в экспонат под открытым небом. А на оставшемся участке можно сделать сквер, — рассказал Владимир Чесноков.
Он пояснил, что судьба территории разрушенного хлебозавода №1 будет зависеть от обжалования результата экспертизы и от того, какой статус будет закреплен за уцелевшими сооружениями и территорией старинного предприятия.
— Если завод лишится статуса ОКН, то будет окончательно утрачен, а на его месте, скорее всего, начнется строительство многоэтажки. Помешать такому развитию событий все еще будет возможно, если инициировать перевод территории хлебозавода в зону застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5 до 8 этажей). Это компромиссное решение, которое минимизировало бы негативный эффект от точечной застройки, — отметил Владимир Чесноков.
Какие претензии?
По словам воронежского архитектора, его основной претензией к ульяновской экспертизе является то, что из документов, представленных заказчиком, и данных, собранных экспертом, нельзя сделать обоснованный вывод об отсутствии какой бы то ни было ценности построек на территории хлебозавода №1.
Виталий Грасс (из архива)
— В опубликованном акте государственной историко-культурной экспертизы многократно подчеркивается, что комплекс зданий «полностью утрачен». Это утверждение является отправным для всех последующих выводов. Однако такое мнение противоречит реальному положению дел и даже фотографиям, которые приведены на страницах самого документа. Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть, что «Главный производственный корпус» и «Двухэтажный служебный корпус» по большей части сохранили свой фасад вдоль улицы Красноармейской: на стенах уцелели характерные декоры, со двора видны оставшиеся фрагменты межэтажных перекрытий. Следовательно, не может быть речи о полной утрате. По предварительной визуальной оценке можно сказать, что ОКН утрачен не более чем на 85−90%, — отметил Владимир Чесноков.
Вопросом обжалования экспертизы уже занимается Воронежское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Владимир Чесноков пообещал поднять тему в общественном совете при департаменте архитектуры и градостроительства региона, а по результатам обсуждения отправить список претензий в Управление по охране объектов культурного наследия (УООКН).
— Учитывая повышенное внимание, которое привлекает к себе ситуация вокруг хлебозавода, смею предположить, что УООКН будет вынуждено отреагировать на обращения граждан и общественных организаций и назначить повторную экспертизу, — подчеркнул Владимир Чесноков.
Первый в городе
Архитектор напомнил, что «Комплекс зданий паровой мельницы Третьего товарищества» относится к старейшим памятникам промышленной архитектуры Воронежа — первые постройки комплекса относятся к 1870-м годам.
— Типологически это последний сохранившийся объект дореволюционной пищевой промышленности, что подчеркивает его историческую ценность. Фасады разновременных построек содержат элементы декоров краснокирпичного стиля — характерное решение для заводской архитектуры рубежа XIX-XX веков. Преемственная смена производственной функции от мельницы к хлебозаводу потребовала в 1928 году привлечения знаменитого воронежского архитектора Михаила Замятнина. Опытный зодчий осуществил перестройку главного корпуса без значительных изменений объемно-пространственной структуры, обеспечив высокую подлинность сооружения. Открытый в 1929 году хлебозавод №1 стал первым в городе. Стоит отметить, что значительный ущерб, нанесенный самовольным сносом, не уменьшает перечисленные ценностные характеристики, — сказал Владимир Чесноков.
Контекст
Краеведы и общественники забили тревогу в середине октября, когда стало известно о продаже старейшего воронежского хлебозавода. Через несколько дней региональное управление по охране объектов культурного наследия издало приказ о включении ряда строений Воронежского хлебозавода №1 в перечень объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Но 18 ноября на территорию бывшего предприятия начали загонять тяжелую технику. Дымовую трубу паровой мельницы, построенную в XIX веке и пережившую Великую Отечественную войну, снесли.
В начале февраля 2021 года строительную компанию ООО СЗ «Выбор-Север» признали виновной в сносе здания бывшего хлебозавода и оштрафовали на 750 тыс. рублей. Застройщик нарушил ч. 3 ст. 7.13 КоАП по факту производства работ по сносу объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Культурный слой Воронежа». По этой же статье и на такую же сумму оштрафовали АО «Хлебозавод №1».
Возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия) и по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Правоохранители установили, что должностные лица управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области несвоевременно приняли меры по включению комплекса зданий в перечень выявленных объектов культурного наследия региона. Из-за этой задержки новый собственник земельного участка успел снести объекты.