, Воронеж
  • 4918

В Воронеже переиздали уникальную педагогическую методику, избавляющую детей «от зубристики»

В XIX веке по системе, созданной воронежскими педагогами, работали многие учителя.
В Воронеже переиздали уникальную педагогическую методику, избавляющую детей «от зубристики» В Воронеже переиздали уникальную педагогическую методику, избавляющую детей «от зубристики»
РИА Воронеж Текст —

Наверное, не существует воронежца, который ни разу не слышал бы о нашем знаменитом земляке Алексее Хованском – педагоге, филологе, создателе первого в России научного журнала, посвященного филологии. В его «Филологических записках», которые издавались в Воронеже в течение полувека, с 1860 по 1917 годы, печатались все самые известные российские филологи, с чьих фамилий теперь начинается любой учебник русского языка: Амфитеатров, Бодуэн де Куртенэ, Веселовский, Даль, Потебня, Ушинский, а выписывали издание даже за границу. Но об одном из важных достижений великого педагога сегодня мало кто знает: пока политики, общественные деятели и педагоги обсуждают необходимость духовно-нравственного воспитания и деятельностно-компетентностный подход в обучении, в архивах почти столетие пылилась педагогическая методика, созданная на основе статей воронежских педагогов в журнале Хованского и объединившая эти требования, успешно работавшая с конца XIX века и забытая почти на столетие.

В год 200-летия Алексея Андреевича воронежский Фонд Хованского выпустил репринтное издание методики «Живое слово», сформированной воронежскими педагогами в XIX веке.

Изменение общественного устройства в XIX веке потребовало радикальных перемен в области образования, реформирования российской школы. В 1887 году в статье о двадцатипятилетнем юбилее «Филологических записок» Хованский, вспоминая о причинах, побудивших его взяться в предреформенном 1860 году за создание журнала, пишет, что главной его целью было составление нового учебника по преподаванию русского языка. В течение трех десятилетий редактор публикует свои статьи и статьи других авторов на эту тему, собирает материалы для такого учебника: «считаем не лишнею всякую заметку, в которой указывается, – где, когда и как развивалась эта деятельность, – как шло преподавание русского языка».

«Выработка метода для более разумного, более целесообразного и практичного ведения дела преподавания» и издание практико-методического характера для изучения родного языка были самыми заветными стремлениями и желаниями редактора-издателя воронежского журнала «Филологические Записки» Алексея Хованского, делом всей его жизни, о чём он, как в завещании, свидетельствовал в заключительной статье своего творческого пути «Живое слово и живые факты», в которой метафора была специально представлена как название «Методики».

Краткое содержание методики было изложено в статье Хованского «В чем нуждается наше учебное дело по преподаванию русского языка?» (1889), в которой автор обращает внимание на то, что при излишестве учебников недостает руководства, которое, в числе прочего «не обременяло бы учащихся, а заключало в себе легкий, простой и общедоступный способ передачи строя языка и форм языка в живых рассказах и объяснениях, велось бы в виде собеседования», «могло интересовать учащихся и возбуждало бы в них любовь к родному языку», «заключало бы в себе условия для развития и воспитания учащихся не только в отношении умственном, но и нравственно-религиозном и эстетическом».

Такая методика, по мнению авторов, должна была прийти на смену преимущественного способа — погони за подлежащим и сказуемым и «схоластике с зубристикой, обременяющими и подавляющими память учащихся, рассудок, сознание». Только лишь умственное развитие школьников Хованский считал недостаточным: для полного образования учащихся необходимо и нравственное, духовное воспитание, что в особенности входило в число задач его «Методики».

Однако в атеистические годы методика, содержащая «Пояснение учения Иисуса Христа о надежде на Бога» и толкование гимна «Боже, царя храни!», была исключена из программ обучения; практически все учебники были уничтожены, и даже в воронежских библиотеках не осталось ни одного экземпляра.

По одному выпуску учебника сохранилось лишь в отделе редких книг Российской государственной библиотеки. Спустя почти сто лет забвения их переизданные копии вновь вышли в свет: Воронежский Фонд Хованского переиздал, по сути, возрожденные материалы – два учебника «Живое слово» для изучения родного языка, хрестоматию и приложения: «Хрестоматия к курсу первого класса», «Методика русского языка в рассказах и объяснениях по литературным образцам. Практический курс первого и второго класса», «Приложение сведений из логики к чтению и писанию сочинений».

Уникальная методика интеллектуального и духовно-нравственного воспитания вернулась в образовательное поле после столетия забвения. Эта методика, развивающая научное направление в педагогике и продолжающая наследие таких знаменитых европейских учителей, как Ян Коменский и Иоганн Песталоцци, является старейшей в России.

По словам руководителя Фонда Хованского Андрея Лазарева, метафора «Живое слово» представляется современными филологами как «этнокультурная константа языкового сознания», а это, в его понимании, уже «ядерный уровень» в языковой культуре. 

– Сегодняшнему читателю эта книга может показаться очень сложной. Даже я, человек с филологическим образованием, листая ее, не раз удивлялся, какие сложные материи объясняли тогдашним первоклассникам. 
Андрей Лазарев, руководитель фонда Хованского.

Впервые учебники, содержащие подробный обзор лучших произведений поэтической и художественной литературы XIX века, были опубликованы в Воронеже в 1889 году.

Примечательно, что первым поэтическим произведением, которым начинался методический курс, стало стихотворение еще одного нашего земляка , Ивана Никитина, - «Молитва дитяти» (1853), в котором наш выдающийся земляк пишет о том, что нужно делать, «если жизнь тебя измучит, ум и сердце возмутит, если жизнь роптать научит».

Автор методики рассматривает также среди первых стихотворение «Молитва» Лермонтова. Художественное чтение, разбор предложения, анализ, индукция, катехизация. В основе всех методов – ясная логика и нравственное зерно.

– О чем хочет сказать Лермонтов? – О молитве. – О какой? – О чудной. – В чем обнаруживается чудесность? – Она успокаивает героя. «Есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная святая прелесть в них».

На примере избранных литературных образцов, таких как «Молитва дитяти» Никитина, «Перелетная птичка» Пушкина, «Классная комната» Льва Толстого, «Птичка» Жуковского, авторы демонстрируют методы преподавания русского языка младшему школьному возрасту.

– Каким тиражом была издана книга, нам выяснить не удалось, но конец 1980-х годов – это то время, когда Министерство просвещения уже вовсю поддерживало начинания Хованского, так что эта книга вполне могла быть настольной для многих учителей.
Андрей Лазарев, руководитель фонда Хованского.

Сохраненный современным издателем дореформенный письменный русский язык и опечатки с поправками – это тоже элементы той самой живой речи, живого обращения, педагогической поэмы нашего земляка.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: