Городские власти объявили, что строительство муниципального приюта для бездомных животных начнется в Воронеже в 2018 году на улице Балашовской в Левобережном районе. Как будет работать приют, на какие средства существовать и как эту идею оценивают зоозащитники – разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».
Зачем Воронежу приют для животных?
По самым скромным оценкам, по городу бегают 3,5-4 тыс. бродячих собак (кошек никто никогда не считал). Если не проводить стерилизацию, популяция бездомных животных будет неуклонно расти. Особенно учитывая тот факт, что люди продолжают выкидывать на улицы собак и кошек, которые им надоели.
В Воронеже и области нет ни одного муниципального или частного приюта, который занимался бы этой проблемой. Волонтерские организации (например, Фонд «Право на жизнь», ветгоспиталь «Друзья») забирают с улиц только больных животных. Добровольцы лечат зверей и пытаются пристроить новым хозяевам.
Больше всего бездомных собак – 500 – живет в «Доре», но приют не имеет официального статуса. Директор приюта Юрий Шамарин пытается привлечь внимание властей к проблеме бездомных животных. В августе 2014 года мужчина вместе с дворнягой Максом пешком дошел из Воронежа в Москву. Юрий Шамарин прославился скандальными акциями по защите животных: мужчина трижды приносил к дверям мэрии и ветеринарной службы трупы погибших собак, утилизацию которых он не может оплатить. Соседи Юрия Шамарина часто жалуются на шум и неприятный запах из-за сотен собак. В ответ на предупреждения чиновников мужчина угрожает выпустить животных на улицу.
По словам сотрудников городского управления экологии, сейчас в городе нет ни одного объекта, который мог бы получить статус приюта для животных и полностью соответствовал бы закону.
Что уже сделано?
Сейчас в городском управлении экологии готовят техзадание и рассылают заявки на получение техусловий для подключения к коммунальным сетям. После этого устроят два аукциона: на формирование проекта и, после того как он пройдет экспертизу, на строительство приюта, пояснили корреспонденту РИА «Воронеж» в городском управлении экологии. По планам строительство начнется в 2018 году. Заказчик работ – городское управление строительной политики.
Где будет приют?
В мае 2016 года приют собирались возводить на окраине Советского района – на улице Холмистой, 68/1. Но горожане из жилого квартала «Скандинавия» оказались против и попросили перенести объект, который должен был появиться недалеко от домов. Воронежцы разместили петицию против этого строительства на платформе Change.org, документ подписали 310 человек. Местные жители посчитали, что приют будет постоянным источником шума, инфекций и неприятного запаха.
Мэрия города прислушалась к мнению воронежцев. На повторных публичных слушаниях в октябре 2016 года обсудили вариант строительства приюта на улице Балашовской. Местные жители опять выступили против, обращение к губернатору подписали 303 человека. Их позиция сводилась к мысли, что «собак жалко, но пусть приют построят в другом районе, подальше от наших домов». Чиновники объяснили местным жителям, что объект не будет им мешать. Дом для собак построят в районе Левобережных очистных сооружений, до ближайших жилых домов – около 1 км. Под строительство оформили участок площадью 14 тыс. кв. м.
Кто будет ловить собак?
Полномочия по отлову и помещению бродячих собак в государственные или частные приюты есть у органов местного самоуправления. Управам районов выделяют деньги из областного бюджета, они устраивают торги и выбирают подрядчиков. В 2017 году власти города потратили около 1 млн рублей, на них отловили 248 собак по заявкам местных жителей.
Эту модель не будут использовать, чтобы пополнять бродячими животными приют. Чиновники жалуются, что найти исполнителя работ сложно – никто не хочет заниматься отловом собак.
– Такая проблема действительно есть. Бизнесмены, видимо, не считают это выгодным для себя: занятие специфическое, очень много требований, – рассказал пресс-секретарь управы Ленинского района Александр Барбашинов.
В другой управе корреспонденту РИА «Воронеж» на условиях анонимности рассказали, что часто собак усыпляют, не разбираясь, больные они или здоровые. Многих животных автоматически признают бешеными: иначе придется оплатить содержание животного в ветклинике после операции, а делать это никто не хочет.
Чтобы избежать торгов, заниматься отловом животных и возвращением их на улицы города будут сотрудники приюта (понадобится два-три человека). На публичных слушаниях горожане высказывали опасения, что собак будут выпускать прямо у питомника. Сотрудники мэрии заверили, что работники приюта будут отвозить животных туда же, где поймали.
Как будут содержать животных?
По предварительным данным, приют рассчитан на 250 животных. Он будет работать как приют-передержка. Собаки будут находиться здесь не пожизненно, а только на время операции. Больных и агрессивных животных усыпят, остальных стерилизуют. Получится что-то вроде стационара, в котором собак будут содержать в послеоперационный период.
По словам чиновников, это самая эффективная модель для муниципального приюта. Поместить все 3,5 тыс. дворняжек сюда не получится. Забрать с улиц только часть, а других оставить на свободе, неправильно: животные продолжат размножаться, популяция бродячих собак все равно будет увеличиваться.– Животных будут отлавливать на улицах города, стерилизовать, а потом возвращать обратно. Мы рассчитываем, что в будущем там смогут оперировать и кошек, но пока речь идет только о собаках, потому что они создают больше проблем и неприятностей для жителей города.Наталья Ветер
глава городского управления экологии
– Нельзя посадить всех животных в клетки и пожизненно содержать. У нас просто не хватит бюджета на такой вариант. На обслуживание муниципального приюта в Перми, где живут 500 собак, в год тратят примерно 30-40 млн рублей. Сколько же потребуется денег для 3 тыс. животных? Поэтому когда приют построят, нельзя будет просто прийти и отдать надоевшую собачку. Максимум мы будем рассматривать вариант, чтобы животных сдавали для операции, но и то не факт, – сообщили в городском управлении экологии.
Управление ветеринарии региона разработало требования для муниципального собачьего приюта. Комплекс должен состоять из административно-бытового корпуса, ветеринарно-операционного блока и здания для временного содержания животных. Территорию обнесут углубленным ограждением и дезбарьерами, обустроят вокруг защитные насаждения. Двор зальют бетоном, чтобы собаки не могли сбежать. Также предполагается двойное остекление зданий и оснащение объекта закрытыми контейнерами для сбора отходов. Чиновники обещают проследить за обеззараживанием сточных вод и помещений, жестко регламентировать уборку на объекте. «Постояльцев» будут содержать в отдельных клетках.
Погибших животных планируют вывозить в Хохольский район, где работает ветеринарно-санитарный утилизационный завод.
Сколько нужно денег?
Какая сумма нужна на строительство объекта и проживание собак, пока неизвестно. На последних публичных слушаниях чиновники говорили, что на стерилизацию и содержание одного животного после операции будут тратить около 3 тыс. рублей. В среднем, собака будет проводить в приюте 20 дней.
– На строительство пойдут деньги из областного и городского бюджетов. Дальше мы будем рассматривать все варианты финансирования. Дело в том, что содержать такой объект только за счет бюджета, по меньшей мере, нецелесообразно. Мы нацелены на вариант государственно-частного партнерства. Волонтеры однозначно смогут участвовать в работе приюта. Мы будем только приветствовать эту помощь. Понятно, что работы одних добровольцев будет мало, но она будет необходима, – сообщила Наталья Ветер.
Руководитель городского управления экологии также подчеркнула, что сотрудники будут максимально работать над тем, чтобы пристраивать собак горожанам, которые хотят завести питомца.
Что думают зоозащитники?
Наталия Саунина, председатель правления Фонда «Право на жизнь»:
– Наша организация позитивно относится к идее строительства приюта, с нетерпением ждем этого. Очень хорошо, что это будет приют-передержка, где животные смогут находиться во время стерилизации и в послеоперационный период. Это правильный вариант – гораздо лучше, чем приют, в котором собаки находятся всю жизнь. Сколько мест может предоставить город? Даже если брать максимальные цифры – 300-500 мест, – этого мало, чтобы таким образом решить проблему. Пожизненный приют ничего не изменит, кроме траты бюджетных средств. Также хорошо, что в приюте будут вакцинировать собак от бешенства перед возвращением на место обитания. Естественно, мы поможем в пиаре, чтобы собак из приюта забирали жители города, и активно подключимся, если будет нужна волонтерская помощь.
– Я думаю, что приют не решит проблему бездомных животных в Воронеже. Он будет забит буквально за сутки, а остальные собаки так и останутся безнадзорными. Кроме того, наверняка найдутся несознательные люди, которые будут оставлять надоевших питомцев у дверей приюта. Содержать животных пожизненно там не смогут, что будут делать с подкидышами? Обычно жители города против того, чтобы собак после стерилизации выпускали к ним обратно во дворы. Люди хотят, чтобы животные просто исчезли с улиц.
В целом, правильная модель работы приюта, когда собак осматривают врачи, помещают в карантин, стерилизуют, а потом возвращают в среду обитания. Это помогает снизить популяцию бездомных животных. На ухе у таких собак будет бирка. Она означает, что животное здорово, привито и стерилизовано. Пока я не верю, что в бюджетах города и области найдутся деньги на бездомных животных, если их не всегда хватает на дороги и медицину. Власти выполнят свою задачу – приют в Воронеже откроют, но вряд ли это будет эффективно.
Контекст
Муниципальные приюты для животных работают в Московской области (13 учреждений), Казани, Перми и других городах России. Их опыт нельзя назвать исключительно положительным. Так, приют в Перми функционирует с 2000 года, в 2015 году его директора судили за растрату бюджетных средств. В Екатеринбурге с 2010 года работает муниципальный пункт кратковременного содержания животных. Если собакам не находят хозяина за три недели, то их переводят в частный приют или передают на передержку. Часть животных усыпляют. В Казани собаку держат в приюте 30 дней. Если за ней никто не приходит, ее отпускают на волю. СМИ неоднократно указывали, что приюты, работающие по принципу стерилизации, не решают проблему собачьих стай в городах.
В ноябре 2017 года разгорелся скандал вокруг городского центра безнадзорных животных в Ростове-на-Дону, который также содержат за счет бюджетных средств (с начала года выделили более 7 млн рублей). Прокуратура начала проверку после сообщения одного из волонтеров. По данным ведомства, сотрудники центра массово отправляли на эвтаназию животных, которых можно было вылечить. Кроме того, из 800 постояльцев была привита только треть.