, Воронеж
  • 12163

Сергей Безруков в Воронеже: «Есенин писал так, как чувствовал и реально жил»

В музее имени Крамского открылась выставка, посвященная Сергею Есенину
Сергей Безруков в Воронеже: «Есенин писал так, как чувствовал и реально жил» Сергей Безруков в Воронеже: «Есенин писал так, как чувствовал и реально жил»
РИА Воронеж Текст — , фото — Наталья Трубчанинова

Десять вещей поэта Сергея Есенина доставили спецрейсом в Воронеж для экспонирования на выставке «Гой ты, Русь, моя родная...» в областном художественном музее имени Ивана Крамского. Посмертную маску поэта, цилиндр, трость, замшевые перчатки, визитку и другие мемориальные предметы предоставил Государственный музей-заповедник Есенина в селе Константиново, выступивший партнером выставки. Увидеть уникальные экспонаты можно с четверга, 29 апреля, до 27 мая.

С автографом автора

Наряду с подлинными вещами поэта, экспозиция включила 116 произведений современных художников из собрания Народного музея Сергея Есенина в Воронеже. На двух этажах музея разместились гипсовые и бронзовые скульптуры, а также живописные и графические полотна 36 авторов. Большинство работ принадлежит мастерам, народным художникам России, академикам Российской академии художеств: Александру Быстрову, Анатолию Любавину, Олегу Савостюку. Представлено творчество и членов-корреспондентов Российской академии художеств: народного художника России Владимира Пименова, заслуженных художников России Александра Лаврова, Михаила Кудреватого, Сергея Гулевского, Евгения Щеглова, Павла Золотова, Александра Золотых.

Также из коллекции Народного музея экспонируются первый сборник стихов Есенина «Радуница» 1916 года с автографом поэта литературному критику и поэтессе Зое Бухаровой, прижизненный карандашный портрет Есенина художника Бориса Эрдмана 1919 года и рукописный список поэмы Сергея Есенина «Черный человек», сделанный Софьей Толстой.

Неравнодушие к творчеству

Как отметила на открытии выставки директор музея имени Крамского Ольга Рябчикова, в таком масштабе экспозиция, посвященная творчеству Сергея Есенина, развернулась в Воронеже впервые. Ранее для широкого показа выставлялась лишь часть коллекции из собрания Народного музея Сергея Есенина: в 2018 году экспозицию привозили в воронежскую общеобразовательную школу №102 и на восьмой Международный культурный форум в Санкт-Петербурге, а в 2020 году выставка «гостила» в Магаданском краеведческом музее и литературном музее на полуострове Сахалин.

– Эта выставка самого любимого и глубоконационального поэта в России, 125-летие которого широко отмечалось в 2020 году. Всех ее авторов объединила одна тема: неравнодушие к творчеству Сергея Есенина. Данная коллекция складывалась постепенно: работы приобретались в течение многих лет, но большинство произведений появилось в результате есенинских пленэров, которые проходили на родине поэта в Константинове. Посетители заметят, что многие пейзажи имеют одинаковый сюжет, и это неслучайно – в основном художники работали на одной натуре: дом, сад, берег Оки, часовня в честь святого Духа, окрестности Константинова. И даже скамейка под цветущим кустом сирени фигурирует на многих полотнах. При этом каждый художник по-своему отразил то, что увидел и впитал на родине Есенина. У каждого из 36 авторов свой почерк и стиль, – пояснила Ольга Рябчикова.

Идеолог проведения есенинских пленэров, директор воронежского художественного училища Сергей Гулевский, вспомнил, какой успех имели поездки в Константиново у местных художников:

– Прошло более 10 лет с тех пленэров, а я до сих пор помню атмосферу, которая на них царила. Эти поездки были искренними, не пришлось никого уговаривать, чтобы поучаствовали. Желающих было больше, чем путевок, нам даже пришлось объявить конкурс в несколько этапов. Выставки работ с пленэров, которые потом проходили в Рязани, Константинове, Санкт-Петербурге и здесь, в Воронеже, лишний раз подтвердили, что творчество Есенина способно сплачивать. Минуло больше ста лет, а стихи Сергея Есенина не потеряли своей силы, их изучают наши дети, внуки. Уверен, он останется в нашей памяти навсегда. Я счастлив, что эта выставка открылась. Хотя это даже не выставка, а поистине уникальная коллекция, ставшая большим событием для Воронежа.

В собрании Народного музея Сергея Есенина представлены две работы вице-президента Академии художеств, ректора Московского государственного академического института имени Сурикова Анатолия Любавина, он выступил почетным экспонентом выставки. Художник признался, что испытывает гордость от того, что его произведения попали в воронежский музей Есенина.

Вещи с историей

Некоторые вещи и предмета быта Сергея Есенина, прибывшие из Константинова в Воронеж, фигурировали в стихах поэта. Например, о черном цилиндре упоминается в поэме «Черный человек» и стихотворении «Исповедь хулигана», перчатки описаны в стихотворении «Я иду долиной. На затылке кепи», а с тростью в руке поэт часто позировал для фотографий.

Присутствовавший на открытии экспозиции директор музея-заповедника Сергея Есенина в Константинове Борис Иогансон высоко оценил организацию выставки. За сохранение есенинского наследия по поручению правительства Рязанской области он вручил региональные награды – знак губернатора к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина почетным гостям выставки – основателю Народного музея Сергея Есенина, меценату Владимиру Бубнову, писателю Захару Прилепину и директору воронежского художественного училища Сергею Гулевскому.

Предназначение поэта

Захар Прилепин собирает книги о Есенине с 1986 года. В 2019 году он выпустил свою – биографию «Есенин. Обещая встречу впереди», где на тысяче с лишним страницах подробно расписал практически каждый день жизни поэта и все версии его смерти.

– Вся жизнь, судьба и поэзия Есенина были посвящены России, но о своем месте и предназначении поэта он, конечно, тоже думал всерьез. При этом, как нормальный человек, работяга, профессионал поэтического дела, ревностно относился к себе, к своей поэзии и вниманию, которое ему уделяли читатели. Он, безусловно, хотел быть самым любимым поэтом в России. Я испытал невероятный трепет и восторг от альбома с иллюстрациями этой экспозиции, до часа ночи не мог заснуть – любовался, восхищался, ругался. Думаю, многие посетители выставки разделят такие же чувства. И представляю, с каким бы удивлением и восторгом радовался бы этой выставке Есенин – что его жизнь, человеческая и поэтическая красота до сих пор находят бесконечное отображение и переосмысление, причем не только у художников. Мы все понимаем значение Пушкина, Блока и других великих поэтов, но Есенин для нас – самый родной. Эта выставка – не просто какое-то количество блистательных, неоднозначных, важных картин. Это подарок посетителям и самому Есенину, – отозвался об экспозиции писатель.

Специально на открытие выставки приехал народный артист России худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков. За последние годы актер неоднократно выступал в Воронеже на различных мероприятиях, связанных со знаменитым тезкой. В 2006 году он профинансировал и открыл памятник Сергею Есенину, в 2012-м повеселил горожан частушками на открытии Народного музея, созданного, к слову, по его же инициативе, раз шесть показывал здесь свой музыкально-поэтический спектакль «Хулиган. Исповедь». Фрагмент постановки Сергей Безруков исполнил и в этот раз. Кстати, на выставке имеется подарок артиста Народному музею – дверной колокольчик, которым пользовался Есенин, когда проживал с Айседорой Дункан в доме, предоставленном ей советским правительством после приезда в Россию в 1921 году. Безрукову этот колокольчик достался от племянницы Сергея Есенина.

– Автобиография Есенина к сочинениям довольно короткая, скупая. Как он сам говорил, вся моя жизнь – в моих стихах. Поэтому больше читайте его стихи. Все настоящие эмоции, подлинные чувства – они там, в его фантастических словах. Иногда поэты для красного словца что-то придумывают, а Есенин писал так, как чувствовал и реально жил. Все творчество пропитано его эмоциями, кровью, его дыханием. Уникальность этой выставки в том, что за всю историю существования образа Есенина в живописи это первое собрание, экспонирующееся в таком масштабе. Советую внимательно отнестись к каждой картине: остановиться и попробовать почувствовать эмоцию, которую испытывал автор, когда писал эту работу. Картины – это ведь не просто застывшее мгновение, как фотография, а очень сильная эмоция, пробирающая до мурашек, – заметил Сергей Безруков.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: