Чемпионат России по высшему пилотажу на планерах стартовал на аэродроме Усмань-Шаршки (Липецкая область) в пятницу, 9 октября. Из-за пандемии коронавируса – без зрителей. В течение трех дней за звание лучших пилотов страны сразятся сильнейшие представители российского авиаспорта. Соревнования проходят на базе Верхнехавского авиационно-технического спортклуба. Чемпионат завершится 11 октября.
Соревноваться будут 16 участников из разных регионов в четырех номинациях: международных Unlimited и Advanced и двух внутрироссийских категориях. Воронежскую команду на чемпионате России представит пилот Сергей Серов. По результатам чемпионата будет составлена сборная команда России на 2021 год.
Впервые на соревнованиях в России встретились три абсолютных чемпиона мира: Георгий Каминский, Михаил Мамистов и Владимир Ильинский.
Михаил Мамистов – самый титулованный российский пилот спортивных самолетов и планеров. Он летчик сборной России по высшему пилотажу, трехкратный обладатель высшей пилотажной награды – переходящего кубка Арести, а также единственный в истории соревнований по высшему пилотажу пятикратный абсолютный чемпион Европы и единственный трехкратный абсолютный чемпион мира.
Мамистов получил мировую известность благодаря самолетному пилотажу. Планерным спортом не занимался с 1997 года. Спустя 23 года снова поднялся в небо на планере. Говорит, что ощущения непередаваемые.
– Появилось время, решил тряхнуть стариной. Я приехал на аэродром неделю назад, 2 октября начал тренироваться. Конечно, руки помнят, такое никогда не забывается, но тренироваться обязательно нужно, даже если ты чемпион в самолетном пилотаже, так как в планерном спорте свои тонкости. Нельзя сказать, какой из этих видов спорта сложнее или легче, они принципиально разные, – рассказал Михаил Мамистов корреспонденту РИА «Воронеж».
Семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете по самолетному спорту, лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации Светлана Капанина на чемпионате стала почетным гостем. Она приехала поддержать знакомых пилотов и обучить 16-летнюю дочку Есению планерному спорту.
– Я профессионально занимаюсь сноубордом, являюсь членом сборной России по этому виду спорта, но при этом мне всегда нравилась спортивная авиация. Два года назад мама впервые прокатила меня на пилотажном самолете Extra, с тех пор я загорелась полетами, но не хватало времени. А сейчас так совпало, что в московских школах двухнедельные каникулы и нет сборов среди сноубордистов, поэтому мы решили появившееся свободное время использовать для обучения планерному спорту. В будущем хочу связать свою жизнь со спортом, но пока не решила с каким: авиационным или сноубордом, – сказала дочь самой титулованной женщины-пилота.
Лучший пилот столетия рассказала, что никогда не тянула своих детей в авиацию. В отличие от своей младшей сестры Есении 18-летний Пересвет еще ни разу не поднимался в небо на пилотажном самолете.
– Если он не хочет этого, зачем силой туда тянуть. Дети должны сами выбирать свой путь, а не выполнять родительскую прихоть. Если дочь или сын захотят попробовать себя в самолетном спорте, я им помогу, а если нет – расстраиваться не буду, ведь это экстремальный вид спорта, как любая мать, я переживаю за детей, – говорит Светлана Капанина.
Биографии Светланы Капаниной хорошо подходит изречение «через тернии к звездам». Ее путь в авиацию был непростым. Родилась в рабочей семье. Занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта СССР. Училась на фармацевта, после получения диплома работала в аптеке. Но через год ее жизнь сделала крутой вираж, новая глава жизни началась с прихода в курганский ДОСААФ.
– Я туда пришла, чтобы научиться прыгать с парашютом, но запуталась и по чистой случайности записалась на самолетный спорт. Когда поняла, что оказалась не там, куда изначально хотела попасть, решила попробовать себя тут, хотя даже понятия не имела, на каких самолетах летают и как проходит обучение, – вспомнила пилот.
Через два года Светлана уже работала летчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ, после поступила в Калужское авиационное летно-техническое училище.
Соревнования по высшему пилотажу на планерах – завораживающее зрелище, не уступающее по эффектности пилотажу на истребителях, за трюками которых любят наблюдать зрители на авиашоу. Планер – это летательный аппарат, похожий на самолет, но без мотора и более скромных размеров. Конструкция легко разбирается силами нескольких человек и помещается в специальный автомобильный прицеп. Высоту планер набирает в восходящих потоках воздуха. Летает он без топлива, в небо планер на тросе поднимает самолет-буксировщик.
Член судейской коллегии чемпионата России, секретарь Федерации планерного спорта России Лада Баламут отметила, что планерный спорт сейчас в стране ассоциируется с картинкой из 1930-х годов, где планер – хлипкая фанерная конструкция. Но современные планеры высокотехничны, сделаны из композитных материалов.
– Планерный пилотаж – сравнительно молодая дисциплина, пришедшая в Россию в середине 1990-х. Российские спортсмены стояли у истоков планерного пилотажа. Набор спортсменов происходил из пилотов самолетов, они владели навыками фигурного пилотажа, но не могли летать на безмоторных аппаратах, а также классических планеристов. Они, в свою очередь, могли летать на планерах, но не имели опыта в пилотаже. Наши спортсмены быстро стали лидерами в планерном пилотаже на мировой арене. Делали в воздухе такое, что иностранцы начали протестовать, говорили, что планер для такого не предназначен – значит, нельзя засчитывать. На что наши ребята отвечали: «Если мы такие фигуры делаем, значит, это возможно!» – рассказала Лада Баламут.
Апогеем развития планерного пилотажа в России стал чемпионат мира 2005 года – тогда и командное, и личное первенство было завоевано россиянами. Но в дальнейшем из-за экономических трудностей российской сборной выпадало все меньше возможностей для тренировок. Российские спортсмены приезжали на чемпионат мира в другую страну, и только там у них была возможность хоть как-то потренироваться. А с 2010 по 2018 год в сборной вообще тренировались максимум четыре спортсмена. Не всегда у России получалось выставить на чемпионат мира полную команду. Лидерство в планерном пилотаже захватили итальянцы, поляки, французы и венгры.
– К счастью, в прошлом году ситуация стала меняться. По приглашению руководства Верхнехавского селекционно-гибридного центра в лице Антона Пермякова, предоставившего льготные условия для тренировок на базе аэроклуба, сборная России по высшему пилотажу на планерах перебазировалась на аэродром в Усмани. Здесь планерная деятельность идет гораздо активнее, чем в предыдущем месте тренировок сборной планеристов-пилотажников в Дракино Московской области, где часто возникали проблемы с буксировщиками. В Усмани пилотам создали все условия для качественных тренировок. В результате в сборной были подготовлены два новых спортсмена, которые и представили Россию на чемпионате мира 2019 года. А сейчас на аэродром Усмань-Шаршки приехали и молодые спортсмены, и мировые звезды, – добавила секретарь Федерации планерного спорта России Лада Баламут.