, Воронеж
  • 6984

Равняться на Париж. В Воронеже обсудили проблему озеленения города

Общественники показали, что менялось в этой сфере на протяжении 10 лет
Равняться на Париж. В Воронеже обсудили проблему озеленения города Равняться на Париж. В Воронеже обсудили проблему озеленения города
РИА Воронеж Текст — , фото — Анастасия Сарма

Пресс-конференция «Как превратить Воронеж в город-сад и самый зеленый миллионник страны» прошла в Воронежском Доме журналистов во вторник, 23 марта. Мероприятие организовала общественная организация «Институт общественного контроля». На встрече присутствовали ее руководитель Вячеслав Минаков, краевед Ольга Рудева и и. о. главы городского управления экологии Галина Воробьева. Почему в Воронеже нужно менять подход к уходу за деревьями, какие улицы центра города требуют озеленения – читайте в материале РИА «Воронеж».

Город без зелени

Объединение «Институт общественного контроля» появилось в Воронеже полгода назад. Как пояснил ее руководитель Вячеслав Минаков, организация сосредоточилась на вопросах благоустройства Воронежа, в первую очередь, его центра. Основные направления, в которых работают общественники – это экология (озеленение города), ремонт зданий (прежде всего, старинных домов), благоустройство тротуаров, улиц и парков, снос старинных зданий.

Пресс-конференцию общественники посвятили проблемам «опустынивания» центра Воронежа, исчезновению в нем зелени. Вячеслав Минаков показал журналистам и общественникам фотографии центральных улиц Воронежа, сделанные в 2010, 2019 и 2020 годах, на которых видно, что деревьев и зеленых насаждений за десять лет стало намного меньше. Это улицы проспект Революции, Кирова, Плехановская, Кольцовская, Чайковского.

Так, например, на фотографиях улицы Чайковского видно, что город лишился красивой аллеи – деревья испортил вредитель. По словам общественника, самая пострадавшая с точки зрения потери озеленения улица Воронежа – Кольцовская. На ней за 10 лет вырубили много взрослых деревьев. А на Кольцовском бульваре исчезла аллея, в тени которой горожане спасались от жары.

– Меняется не только количество деревьев, но и крона этих деревьях, объем биомассы. Кольцовская – большая улица, озеленения на ней сейчас явно не хватает, поэтому на ней неуютно, – пришел к выводу Вячеслав Минаков.

По мнению активиста, среди причин, по которым деревья начинают портиться и засыхать, – ремонтные работы на коммуникациях и укладка тротуарной плитки. Так, при ремонте в сквере на ул. Ворошилова рабочие испортили корни деревьев. Страдают деревья и от прокладки коммуникаций по воздуху: коммунальщики тянут провода и неправильно обрезают ветви деревьев. После такой процедуры они засыхают.

– Эти работы нельзя отдавать только на откуп коммунальщикам, их нужно согласовывать и контролировать с экологами и общественниками, – отметил руководитель «Института общественного контроля»

Краевед Ольга Рудева добавила, что дышать в центре города в последние годы стало очень тяжело.

– По центру города гуляют дети, мамы с колясками, кислород там просто необходим. У нас в центре города расположена усадебная застройка. Если мы сядем в машину времени и вернемся на 15 лет назад, то увидим, что здесь были большие зеленые участки со старинными домами. Сейчас на их месте особняки и заасфальтированные участки. Самый яркий пример – то, что было на месте «Петровского пассажа» – лестница и колоссальный массив деревьев. Сейчас там бетонные джунгли, – рассказала Ольга Рудева.

Общественник отметила, что в городе много неухоженных кусочков земли, из которых можно сделать клумбы. Сейчас их используют под стихийные стоянки.

– Не обратиться ли нам к маленьким ландшафтным фирмам посмотреть эти кусочки, набрать их с десяток и попросить их ухаживать за ними? Желающие найдутся, – предложила Ольга Рудева.

И. о. руководителя городского управления экологии Галина Воробьева поддержала идею Ольги Рудевой. Она отметила, что сейчас в городе проводится много конкурсов, по которым инициативные жители, ландшафтные фирмы и управляющие компании могут получить гранты на создание озелененных территорий.

– Весь вопрос – в уходе. Если озелененную территорию сделали во дворе, значит, ее должны поливать жители. Безусловно, полив – это 90% успеха, – отметила Галина Воробьева.

Вячеслав Минаков подчеркнул, что тенденция по сокращению озеленения – не только воронежская, она характерна для всей России. Он продемонстрировал фотографии видовых мест Санкт-Петербурга с разницей в десять лет, где деревьев стало заметно меньше. В то же время активист привел в пример снимки Парижа – самой зеленой столицы Европы, где количество зеленых насаждений за последние 12 лет не сократилось.

– Это то, к чему мы должны стремиться, – отметил общественник.

Он также рассказал, что Воронежу важно сохранить взрослые деревья.

– Если дерево срубили, нам неоткуда взять новое – придется ждать, пока дерево вырастет. Пересадить взрослые деревья почти невозможно. Да, в Вене пересаживали даже 80-летний платан, но мы себе такого позволить не можем, – рассказал Вячеслав Минаков.

Общественник подсчитал стоимость взрослых деревьев, растущих в центре города. Он рассказал, что с каждым полуметром нового саженца цена на него возрастает на 40%. Так, саженец высотой 5,5−6 метров стоит 92 тыс. рублей.

– По моим подсчетам, дерево высотой в 20 метров будет стоить примерно в 100 раз больше. Это цена нового автомобиля марки Mercedes. Деревья, которые растут на улицах и в скверах, – это золото, – добавил общественник.

Не вина экологов

Вячеслав Минаков пришел к выводу, что город теряет зелень из-за того, что за деревьями в последние 20 лет должным образом не ухаживали. Но и говорить о том, что полная ответственность за исчезновение зелени лежит на городском управлении экологии тоже нельзя.

– Есть целый ряд законодательных нормативов, по которым работает управление экологии. К тому же в управлении экологии всего 16 человек. Нужно увеличивать штат сотрудников. Поэтому вопрос с озеленением нужно решать комплексно, обсуждать с представителями всех уровней власти, – рассказал общественник.

Галина Воробьева добавила, что работа ведомства регламентирована и подчиняется определенным правовым актам.

– У нашего управления экологии есть регламент, согласно которому мы и работаем. Управление экологии – уполномоченный орган, который дает разрешение либо запрет на вырубку деревьев. Мотивы порубочных работ могут быть разные: например, это может быть аварийное дерево. Жители обращаются к нам с просьбой его срубить. Собирается комиссия, определяет, аварийное дерево или нет, в комиссии принимает участие городская аварийная служба или районная управа, либо управляющая компания, – рассказала Галина Воробьева.

Она рассказала, что вырубка деревьев индивидуальными предпринимателями при строительстве домов либо при прокладке коммуникаций осуществляется также при наличии разрешительной документации.

– Поверьте мне, как уполномоченный орган мы боремся за сохранение каждого дерева и каждого зеленого островка, который есть на территории Воронежа. Мы предлагаем строителям альтернативные варианты – как обойти зеленые островки. Если все же без вырубки дерева не обойтись, предприниматель обязан выплатить за него штраф и посадить новое дерево взамен утраченного, – пояснила Галина Воробьева.

Меры по спасению деревьев

По словам Вячеслава Минакова, Воронеж все еще остается зеленым городом, и задача воронежцев – сохранить оставшиеся деревья. Он рассказал, что вместе с ландшафтным дизайнером Евгенией Жеребцовой разработали проект озеленения центра города. Сейчас он находится на стадии финальной доработки, его согласовывают вместе с городским управлением экологии и властями. По его словам, в первую очередь, посадить деревья необходимо на двух магистральных улицах – Кирова и Плехановской. Помощь в озеленении планируют попросить у городских властей и предпринимателей.

Кроме того, совместно с управлением экологии общественники разработают интерактивную карту. На нее нанесут деревья, которые будут вырублены. С помощью карты также будут оповещать горожан о предстоящей обрезке зеленых насаждений.

Главное, на что общественники предлагают направить все силы по спасению взрослых деревьев, -профессиональный уход, которого, по мнению Вячеслава Минакова, в Воронеже нет.

В комплекс мер по профессиональному уходу за деревьями общественники из «Института общественного контроля» предложили включить орошение (полив) деревьев и их подкормку.

– К сожалению, есть нормативы, по которым мы можем осуществить только десять поливов деревьев за сезон, потому что это заложено нормативом Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова 1905 года. Долгое время нормативы обслуживания деревьев и растений, нормы посадки зеленых насаждений не пересматривались, – объяснила Галина Воробьева.

Также общественники предложили закрывать грунт у корней деревьев.

- Открытого грунта быть не должно. Он должен быть защищен мульчированием, решеткой либо травой. Сохранить деревья поможет и единая широкая полоса грунта. Именно так высажены деревья у облправительства. Это правильно с точки зрения экологии: чем больше грунта, тем больше питательных веществ получат корни деревьев, – пояснил Вячеслав Минаков.

Вячеслав Минаков подчеркнул: отдельное внимание нужно уделить каштанам, которые стали визитной карточкой Воронежа. Он привел в пример каштановую аллею на ул. Комиссаржевской.

– Это улица-лес, улица-парк. В европейских городах таких улиц можно пересчитать по пальцам. Они есть в Париже, Милане, Риме, – пояснил общественник.

Одна из мер по уходу за деревьями – грамотная обрезка. Общественник раскритиковал жесткую обрезку – кронирование, после которого ветви спиливаются, а деревья смотрятся не эстетично, даже когда начинают обрастать. По словам активиста, в Европе этот метод не используется, поэтому деревья имеют естественный вид и радуют глаз.

Галина Воробьева не стала отрицать, что проблемы с обрезкой деревьев имеются.

– Вопрос обрезки стоит, действительно, остро. Специалисты, которые будут делать качественную обрезку, в Воронеже есть. Но есть нюансы: пресловутый федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По нему идут торги, и побеждает та фирма, которая предложит наименьшую стоимость работ, – пояснила эколог.

Вот и получается, что на торгах по обрезке деревьев побеждают не воронежские фирмы-подрядчики, а фирмы из Ханты-Мансийска, Бурятии, Красноярска. К сожалению, отметила Галина Воробьева, это не всегда профессионалы.

– Есть регламент обрезки деревьев, есть омолаживающая обрезка, с удалением больных деревьев. Если мы видим, что где-то работы ведутся с нарушением, безусловно, таких подрядчиков мы штрафуем, – отметила Галина Воробьева.

В разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» эколог отметила: возможно, радикальная обрезка и создает у горожан иллюзию, что зелени в Воронеже стало меньше. Но это не так. «Голые», обрезанные деревья на улицах города – это временный эффект: через год-два они обрастут.

Фото предоставлено Воронежским домом журналистов
Фото предоставлено Воронежским домом журналистов

– В 1980-е годы обрезку деревьев делали постоянно, она была профилактической. В 1990-е годы обрезку деревьев не делали вообще. С одной стороны, повсюду была зелень, а с другой – посмотрите, сколько деревьев при усилении ветра стало падать – на машины, на людей. Данных о том, что идет сокращение зеленых насаждений в городе, у нас нет. Давайте не забывать те скверы и озелененные территории, которые у нас возникают, приводятся в порядок. Ежегодно на в городе высаживают более 20 тыс. деревьев. Нужно набраться терпения, подождать, пока они поднимутся, и наш город будет зеленым и красивым, – подчеркнула эколог.

Отвечая на вопрос, почему на проспекте Революции стало меньше деревьев, а в жару не ощущается тени, Галина Воробьева ответила: в 2021–2022 годах будет проводиться реконструкция проспекта Революции. После нее на главной улице города будут высажены взрослые растения.

– Была проведена большая работа, обследованы все зеленые насаждения, было определено, какие деревья – больные и фаутные (деревья с повреждениями и дефектами стволов различного происхождения) будут удалены. Сейчас то время, когда проспект Революции готовится к реконструкции. Надеемся, что в ближайшее время он заиграет зеленью, станет нашим Бродвеем, – рассказала Галина Воробьева.

На пресс-конференции управлению экологии предложили высаживать растения и деревья в кадках и вазонах. Но, по словам Галины Воробьевой, из-за климатических условий это невозможно. Уровень промерзания грунтов в Воронежской области – полтора-два метра.

– Какого размера должна быть кадка? Если бы это были карликовые деревья, при определенных условиях это было бы возможно. Но в основном наши городские деревья – липа, клен, тополь – это деревья с влагоразвитой корневой системой. При озеленении проспекта Революции будут использоваться кадки и вазоны, но для цветников, – рассказала Галина Воробьева.

В конце конференции координатор федерального и международного движения «Живые города» в Воронеже Алла Рам рассказала о проекте «Зеленые острова», помогающий развивать зеленый низовой активизм.

– Мы стали принимать заявки от людей, которые хотят озеленить какой-то участок. У нас идет проверка этих зон, мы выясняем, чьи они. Без проверки мы не можем помогать активистам. Общественники не могут просто прийти туда и начать там что-то делать, – отметила Алла Рам.

Сейчас «Живые города» в Воронеже помогают воронежцам сплотиться в команды для благоустройства двух зеленых островов – на ул. 45 Стрелковой дивизии и на ул. 9 Января.

– Мы работаем с командой, активом и лидерами. Помогаем им организовывать воркшопы. Они собираются, проводят обсуждения и двигаются дальше, – добавила Алла Рам.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: