, Воронеж
  • 9538

Плохая репутация. Почему студенту воронежского вуза дали срок за 4 записи в соцсети

Белгородский облсуд утвердил обвинительный приговор Александру Крузе.
Плохая репутация. Почему студенту воронежского вуза дали срок за 4 записи в соцсети Плохая репутация. Почему студенту воронежского вуза дали срок за 4 записи в соцсети
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива

В Белгородской области 23-летнему студенту юрфака Воронежского экономико-правового института (ВЭПИ) Александру Крузе назначили реальный срок за четыре экстремистских поста в соцсети «ВКонтакте». По версии молодого человека, таким образом он собирал информацию для диплома об экстремизме. Однако сотрудники правоохранительных органов не поверили парню. Александра приговорили к 2 годам и 6 месяцам колонии-поселения. Приговор вступил в силу в понедельник, 12 февраля. 

В аргументах разных сторон разбиралась корреспондент РИА «Воронеж».

«Старался создать образ националиста»

Александр Крузе мечтал стать историком, но в родном Старом Осколе такое образование получить было невозможно. Тогда выпускник решил выбрать другое гуманитарное направление и поступил на юридический факультет в старооскольский филиал ВЭПИ. Парень сам оплачивал обучение: днем он работал на кондитерской фабрике, а по ночам подрабатывал на стройке.

Несмотря на то, что у Александра была отсрочка от армии, он все же решил взять академический отпуск и отслужить. В 2015 году – до службы – парень заинтересовался экстремизмом и радикальными течениями, по его словам, «с чисто научной точки зрения». Примерно в это же время студент начал ставить эксперименты в соцсети, которые через два года привели его за решетку.

– Специально провоцировать людей в интернете и выяснять, националисты они или нет, не очень морально. Подобные действия, при условии их законности, называются оперативно-розыскной деятельностью, для этих целей у нас существует специальный отдел «Э» в региональном ГУ МВД. Если молодой человек уже привлекался к уголовной ответственности за аналогичное преступление, то приговор суда объясним. Тогда наказание, которое назначил суд, не представляется мне чрезмерно суровым. Формально парень считается несудимым, потому что попал под амнистию и это не рецидив. Но очевидно, что при назначении наказания в той или иной степени учитывалось, что лицо ранее привлекали к уголовной ответственности за аналогичное умышленное преступление. Другое дело, если бы молодой человек попал под следствие впервые.
Николай Алимкин

адвокат

– С разных профилей я заводил диалоги с пользователями «ВКонтакте», которые придерживаются националистических взглядов. Мне было интересно понять, из каких социальных слоев эти люди, какие у них мотивы. Я делал пометки о возрасте и уровне достатка, отмечал, из каких они городов. Обычно переписывался с пользователями с нескольких аккаунтов. На одной странице старался создать образ националиста с Западной Украины. В другом профиле был россиянином, который, наоборот, против Украины и за русский народ. Была еще одна страничка, где представлялся националистом из Германии. Прикидывался, что не знаю русского языка, и пытался общаться по-немецки, – рассказывает Александр Крузе.

Парень утверждает, что для опросов ему нужно было входить в доверие к знакомым по интернету. Поэтому студент создавал в своих профилях «видимость радикала»: делал репосты материалов о национализме и размещал подходящие картинки. Часто это служило поводом для разговора с незнакомым человеком: Александр замечал, что пользователь высказал свое мнение под постом, делал репост записи, а потом начинал личную переписку.

За что судили

Летом 2017 года четыре записи молодого человека заинтересовали сотрудников ФСБ. Речь шла о репостах, которые Александр сделал в июне-августе 2016 года. На первом изображении были перечеркнутые серп и молот и антикоммунистическая надпись. На второй картинке изображены двое солдат, русский и украинский флаги и перечеркнутая звезда Давида. Еще один репост – выдержка из речи национал-социалиста Максима Базылева. В ней мужчина якобы ссылается на официальную статистику МВД о том, что большой процент преступлений в столице совершают мигранты. И четвертый репост – еще одна цитата Базылева, теперь уже о революции.

Студент уверяет: перед репостом информации он всегда проверял, нет ли ее в списке запрещенных материалов на сайте Минюста. По словам Александра Крузе, все четыре материала до сих пор находятся в свободном доступе и не запрещены.

Днем 11 июля 2017 года домой к студенту пришли сотрудники ФСБ. Александр Крузе связывает визит с происшествием, которое случилось за день до этого: неизвестные разрисовали свастиками памятники женщинам-строителям железной дороги в Старом Осколе и Александру Невскому. Сначала правоохранители поинтересовались, не связан ли студент с осквернением монументов. Уже потом заявили, что нашли у парня на странице подозрительные материалы. 

В конце июля правоохранители возбудили уголовное дело, все материалы передали в СК. Затем появилось еще одно дело. Александр Крузе утверждает, что силовики общались подчеркнуто вежливо, но все равно давили психологически. Молодой человек согласился на слушание дела в суде в особом порядке (без исследования доказательств), потому что боялся потерять работу и не хотел, чтобы следователи приезжали к нему на фабрику или вызывали на допросы. 

На допросах Александр пытался рассказать об исследовании и дипломной работе, но от него отмахивались. Обещали записать эту информацию позже. В ноябре 2017 года молодой человек начал подозревать, что его слова о дипломе никогда не появятся в протоколах допросов. Тогда он стал писать на полях документов «с моих слов записано неверно».

– Следователь говорил: «Вы же не хотите, чтобы я к вам на работу приезжал, давайте по-хорошему». Тогда я понял, к чему все идет, и нанял адвоката. Мы настояли на рассмотрении дела в общем порядке. На суд никто не пригласил наших свидетелей. Это были бы мои однокурсники, которым я еще в 2015 году рассказывал о своих идеях провести исследование. А свидетелями со стороны обвинения выступали обычные граждане, которым показывали мои репосты и спрашивали, как они к этому относятся, – рассказывает Александр. 


В результате Старооскольский городской суд вынес обвинительный приговор. В феврале 2018 года Белгородский облсуд утвердил это решение. Молодого человека на 2 года и 6 месяцев отправили в колонию-поселение в Чернянке Белгородской области. 

– На моих страницах «ВКонтакте» были абсолютно разные материалы. Я создавал видимость, что я националист, но были и другие записи. Например, выкладывал джаз 1930-х годов, который исполняют афроамериканцы. Или статьи о зверствах нацистов и расправах над евреями во время Второй мировой войны. Суд не учел даже распечатку моего разговора с одним из пользователей Сети: там я в конце открыто признался, что просто провожу опрос. Теперь меня отправили в Чернянку. Я уже смотрел – это барачный поселок. Не знаю, как буду там жить, смогу ли окончить обучение. Все мое будущее перечеркнуто. А я планировал или стать адвокатом, или вообще пойти в органы и заниматься темой экстремизма там, – сетует Александр.

Публично призывал к экстремизму

Адвокат студента Андрей Милевский заявил, что приговор суда был показательным и должен продемонстрировать людям, что может быть за публикацию картинок в интернете. Защитник Александра Крузе подчеркнул, что молодой человек размещал посты без комментариев и не делал никаких призывов.

– Различают посты, репосты и перепосты. Пост – это когда ты автор и создаешь контент. Репост – обыкновенное копирование, пользователь переставляет материал с другого сайта к себе на страницу. А перепост – это размещение с каким-либо комментарием, высказывание своего отношения. У Александра был чистый репост. Он не говорил, что разделяет эти идеи, – уточняет адвокат.

 – С точки зрения закона, публикация экстремистских материалов (тех, что внесены в список запрещенных), призывы к осуществлению экстремистской деятельности и разжигание ненависти или вражды – разные правонарушения с разными наказаниями. В списке экстремистских материалов на сегодняшний день больше четырех тысяч публикаций, видео, картинок. Большинство из них не идентифицированы для пользователей. Поэтому вы вряд ли сможете каждую картинку перед публикацией проверить по этому списку. В деле же студента опубликованные им изображения были признаны побуждающими к совершению экстремистских действий, их в списке запрещенных материалов быть и не могло. Раздавать советы по безопасному поведению в Сети с имеющимся законодательством и судебной практикой крайне сложно. Надо оценивать контент на предмет возможного разжигания вражды и помнить, что здравый смысл в этом деле может быть не на вашей стороне.
Светлана Кузеванова

старший юрист Центра защиты прав СМИ

По мнению Андрея Милевского, на суровый приговор суда повлияло и то, что молодой человек уже однажды попадался на распространении экстремистских материалов. В апреле 2015 года Александру Крузе назначили штраф, но парень попал под амнистию к годовщине Победы. Адвокат утверждает, что в тот раз речь шла о «каком-то изображении» и что по закону студент считается несудимым: если человек попадает под амнистию, его судимость погашена.

Правоохранители не скрывают, что плохую репутацию парню создал предыдущий случай. Согласно приговору мирового суда судебного участка №6 Старого Оскола, Александр Крузе публично призывал к экстремизму (ч. 1, ст. 280 УК РФ). Приговор вынесли 3 апреля 2015 года. 

Как установил суд, молодой человек зарегистрировался в соцсети «ВКонтакте» под псевдонимом и разместил в открытом доступе пост, в котором призывал к убийствам представителей неславянских народов и осквернению их могил. Правоохранители ожидаемо посчитали текст экстремистским. Суд решил, что парень действовал «из личной неприязни к этническим группам, не относящимся к славянским народам».

Александр в общении с корреспондентом РИА «Воронеж»отметил, что этот пост на его «стене» в соцсети разместил не он, а знакомый пользователь. Молодой человек просто не заметил публикацию и не удалил ее вовремя.

– Дело начали, когда я еще был в армии. Мне не с кем было посоветоваться, не знал, что делать. Да и боялся, что ничего не докажу. В результате согласился на бесплатного адвоката и рассмотрение дела в особом порядке, на суде признал вину. Если бы все доказательства исследовали, уверен, что меня признали бы невиновным. Но с тех пор я стал осторожнее и закрыл стену «ВКонтакте», чтобы другие пользователи не могли там ничего публиковать, – прокомментировал Александр.

Когда правоохранительные органы снова заметили подозрительные материалы на странице студента, к этому отнеслись строже. По сообщению пресс-службы прокуратуры Белгородской области, действия парня квалифицировали по ч. 2 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к экстремизму в интернете) и ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти к группе лиц по признакам национальности, происхождения, принадлежности к какой-либо социальной группе). Силовики посчитали, что посты Александра «содержат признаки возбуждения вражды по отношению к коммунистам как к группе лиц, выделяемой по идеологическому признаку, и к уроженцам Кавказа и Средней Азии как к группе лиц, выделяемой по признаку национальности».

Для диплома опросы не нужны

Декан социально-правового факультета ВЭПИ Людмила Микулина подтвердила корреспонденту РИА «Воронеж», что Александр действительно учится в вузе. В зачетке у парня в основном «тройки» и «четверки», сессии он сдавал вовремя. Людмила Микулина рассказала, что в ноябре 2017 года за молодым человеком закрепили тему «Экстремизм в современных условиях: международные аспекты противодействия». Правда, у научного руководителя Крузе так и не появился. Об уголовном преследовании студента сотрудники ВЭПИ узнали из СМИ.

– Летом 2016 года темы диплома у Александра еще не было. Молодой человек выбрал ее из списка только осенью 2017 года. Кроме того, юристу для диплома совсем не нужно проводить опросы или изучать общественные настроения – это, скорее, задача социологов или психологов. Он должен был работать с юридической литературой по теме, изучать судебную практику. Опросы в соцсетях для дипломной работы студенту бы в любом случае не пригодились, – рассказала Людмила Микулина.

– Из-за предыдущего случая в приговоре написали: «имеет криминальный опыт». Но он что, какой-то вор в законе или рецидивист? В результате суд назначил Александру на четыре месяца колонии больше, чем просило гособвинение. Слова молодого человека о дипломе посчитали только способом защиты. Но дипломная работа – это дипломная работа, человек-то может готовиться к ней гораздо раньше, это его законное право. Но даже если бы в деле и был состав преступления, все равно приговор за действия в интернете чрезмерно суровый. Мы собираемся подавать кассационную жалобу сначала в президиум областного суда, потом в Верховный суд. Одновременно закон позволяет нам жаловаться и в ЕСПЧ, – заявил Андрей Милевский.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: