, Воронеж
  • 35962

Отходные пути. Глава департамента экологии Воронежской области – о незаконных свалках

Число стихийных свалок в реестре региона уменьшилось с 246 до 130
Отходные пути. Глава департамента экологии Воронежской области – о незаконных свалках Отходные пути. Глава департамента экологии Воронежской области – о незаконных свалках
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

В начале лета в Хохольском районе были обнаружены три несанкционированных места сброса бытовых отходов. Горы мусора выросли прямо у трассы, которая ведет из Воронежа в Гремячье, справа от понтонного моста. Сотрудники областного департамента природных ресурсов и экологии выехали на место, чтобы разобраться в ситуации.

Что показала проверка, насколько актуальна для нашего региона проблема стихийных мусорок, в чем их опасность и что с ними делать – рассказала руководитель департамента Наталья Ветер. Об этом и многом другом – в материале РИА «Воронеж».

Хохольские терриконы

Общая площадь всех трех обнаруженных свалок – почти 900 кв. м. Хозяев участков установили быстро. Все необходимые сведения есть в открытом доступе на публичной кадастровой карте Росреестра.

Фото – пресс-служба областного департамента природных ресурсов и экологии
Фото – пресс-служба областного департамента природных ресурсов и экологии
Фото – пресс-служба областного департамента природных ресурсов и экологии

– Эти свалки не выглядят совсем уж стихийно: по границам участка все аккуратно выровнено спецтехникой. Возможно, хозяин просто захотел изменить целевое назначение своего участка? Изначально оно подразумевалось для сельхозиспользования. А он там создал целый террикон из отходов, – заметила Наталья Ветер.

Проверка началась в июне. Сотрудники департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области совместно с межрайонной природоохранной прокуратурой провели целое расследование. Мусор, который был разбросан по всей территории, оказался сплошь строительным. Предположительно, эти отходы образовались от разбора построек на территории санатория «Дон».

Фото – Андрей Архипов
Фото – Андрей Архипов

– Это подтвердит или опровергнет экспертиза. Но определить виновного в появлении этой свалки вполне реально, – заверила руководитель ведомства.

Главе Хохольского района Михаилу Ельчанинову отправили уведомление с просьбой разобраться в проблеме. Вот что он рассказал журналисту РИА «Воронеж»:

– Мы определили собственников всех трех участков. Каждому было вручено уведомление. На одном участке сразу приступили к ликвидации захламления, а на двух других, скажем так, работают.

Фото – Андрей Архипов (из архива)
Фото – Андрей Архипов (из архива)

По его словам, несанкционированные свалки – очень болезненная проблема для района. Органы местного самоуправления обязаны заниматься этим вопросом.

– Мы пригород Воронежа, и зачастую нам «прилетает» мусор оттуда. Эти свалки возникают постоянно, как грибы после дождя. Понятно, что вывоз на санкционированную свалку – это платное мероприятие. А тут можно просто так приехать, бросить – и все. Иногда о таких местах нам сообщают неравнодушные граждане или надзорные органы. Первое, что мы делаем при обнаружении свалки, – выясняем собственника участка. Если это не удается, то глава администрации городского или сельского поселения лично принимает меры для уборки. Если же имеется собственник или арендатор, начинается работа с ним. Ему направляется уведомление об этой проблеме и предлагается ее решить. Ставится задача ликвидировать свалку в течение 30 дней, – объяснил Михаил Ельчанинов.

Глава района уточнил, что чаще всего с собственником удается договориться «полюбовно, без репрессивных мер, потому что большинство – люди адекватные»:

– Хуже, когда на нашей, неразграниченной территории обнаруживается какой-то несанкционированный сброс. Те же дачники вывозят мусор буквально машинами, – добавил он.

Фото – пресс-служба областного департамента природных ресурсов и экологии
Фото – пресс-служба областного департамента природных ресурсов и экологии

По мнению Михаила Ельчанинова, борьба с такого рода явлением – совместная работа, в которой должны участвовать и местные жители, и организации, которые действуют на территории района.

– В нашем районе создана группа в социальной сети, которая называлась сначала «За чистый Хохол», теперь – «Чистый район», у нас 3 тыс. подписчиков. Всем не нравится, когда грязь на водоемах, когда в посадках свалки и мусор. Вместе и нужно с этим бороться. Вот в тех же соцсетях сообщать о безобразиях, – призвал глава Хохольского района.

Свалок в регионе стало меньше почти вдвое

В реестре несанкционированных свалок региона до недавнего времени числилось 246 объектов. За последнее время их число существенно сократилось: сейчас, по информации департамента экологии, таких объектов около 130.

– Единственный район, где нет подобных свалок, – Терновский. Его главе удалось ликвидировать все несанкционированные места складирования мусора за два года, – подчеркнула Наталья Ветер.

Большие свалки, которые возникают на территории региона, иногда ликвидируют, привлекая федеральные средства. На это рассчитан национальный проект «Чистая страна» в рамках проекта «Экология». В Воронежской области с его помощью предполагается ликвидировать две свалки. Одна из них находится в Воронеже – на улице Землячки, 29.

– Все документы утверждены, ждем финансирования. Как только это произойдет, приступим к работе. И буквально на этой неделе мы получили информацию о том, что Минприроды принято решение включить в этот проект и свалку площадью 16 га в Эртиле. Таких объектов (больше 2 га) у нас на территории региона не так много – порядка 20, – отметила глава департамента.

Маленькие свалки – большая проблема

Однако, по словам Натальи Ветер, стихийные свалки небольших размеров доставляют органам власти хлопот ничуть не меньше.

– Практически в каждом населенном пункте региона есть подобное. Едут дачники после выходных дней, везут с собой мусор. Договора на вывоз ТКО нет, вот и выкручиваются как могут. Оставляют свои мешки вдоль дорог. Было время, когда это кучи бесконечно «украшали» воронежские трассы. Теперь с дорог их убрали, но появился новый бич – те же дачники съезжают с трассы и бросают свой мусор в лесопосадки, на земли сельхозназначения.

Фото – Андрей Архипов
Фото – Андрей Архипов

С подобными задачами сотрудники госведомства стараются справляться оперативно.

– Пишем регоператору, в органы местного самоуправления. Кто-то пригоняет туда грейдер, кто-то – другую технику. Обычно все убирают, но «народная тропа» не зарастает. Есть такое понятие – сила привычки. Люди проторили это место и будут сбрасывать туда мусор снова и снова. Лишь в 20% случаев с проблемой удается разобраться быстро. Люди жалуются: нет урн, вот мы и бросаем где придется. Но на каждом же шагу баки не поставишь. Для этого есть определенные места, – уверена Наталья Ветер.

В советские времена, полагает она, «мусорная борьба» была выстроена разумно и проблем было меньше. Но все изменилось – и в первую очередь состав отходов.

– Раньше было так: пищевые отходы, стекло, бумага, металлолом. В деревнях почти каждый житель держал свиней, коров, кроликов. Теперь это редкое явление. Тогда пищевых отходов практически не оставалось – если их не скармливали скоту, они уходили в компостные ямы как удобрения. Бумагу сжигали в печах, бутылки были вторичной тарой и их сдавали. Все были к этому приучены и знали, что сделать это можно практически в каждом магазине. Сегодня Роспотребнадзор запрещает использовать стеклянную тару для напитков и продуктов питания. Соответственно, она уже никому не нужна и следует найти способы ее переработки. Это одна из глобальных проблем, которая сформировалась на территории нашей страны, – заключила глава департамента экологии.

Отходы совершенно нового состава – пластик, упаковку, которая не подлежит переработке, и прочий подобный мусор – сегодня девать некуда, системы их утилизации нет. Стихийные свалки – следствие такого рода непродуманности, считает Наталья Ветер.

Что делать?

По мнению главного эколога региона, бороться с несанкционированными свалками хотя и сложно, но можно. Один из главных аргументов для нарушителей – неотвратимость наказания.

– 25 лет назад ремнями безопасности пристегивались в машинах единицы, а теперь – все. Почему? Потому что за это стали наказывать, особенно с появлением видеофиксации. То же и с пожарами. Начали штрафовать за то, что жжешь мусор на своем приусадебном участке в разгар лесных пожаров, – жечь перестали, – рассуждает специалист.

Фото – Андрей Архипов
Фото – Андрей Архипов

По словам Натальи Ветер, для того чтобы «ловить за руку» нарушителей, есть все условия:

– Сегодня у нас очень развита система видеонаблюдения. Во всех соцсетях, телеграм-каналах и пабликах есть видео. Практически любое действие сейчас можно отследить. Фото- и видеофиксация сильно облегчают задачу борьбы с подобным. Когда у нас есть доказательства, нарушителя легко найти и наказать. Это уже функция полиции, с которой мы работаем рука об руку. Обычно люди едут на машинах и в кадр попадает номер. Через ГИБДД установить владельца авто – элементарно. А дальше – штраф. Если человек заплатит несколько тысяч рублей за выброшенный мусор, в следующий раз он хорошенько подумает, стоит это делать или лучше довезти до ближайшей мусорки.

Фото – пресс-служба областного департамента природных ресурсов и экологии
Фото – пресс-служба областного департамента природных ресурсов и экологии

14 июля 2022 года президент РФ подписал закон, который вводит штрафы до 200 тыс. рублей с возможностью конфискации транспорта за выброс мусора из автомобилей. Соответствующие изменения вносятся в статью 8.2 КоАП РФ. Документ опубликован на портале правовой информации.

Легко установить и собственника участка, на котором появляются несанкционированные свалки, – такие сведения имеются на публичной кадастровой карте Росреестра, и при желании их может получить любой. После этого хозяина привлекают к ответственности за ненадлежащее содержание земли: сначала понуждают, а если нет реакции – штрафуют. Кому-то проще заплатить этот штраф, чем убирать мусорку.

– Хозяин участка должен как минимум огородить свой участок, чтобы туда не бросали мусор. Или предотвратить удобство въезда. В Семилукском районе, к примеру, свалки появляются в одних и тех же местах. Мы говорим: «Поставьте шлагбаум, перекройте дорогу, уложите бетонные плиты, перекопайте, сделайте какое-то препятствие на месте въезда». В поле пакетиками выбрасывать не понесут, там выгружают машинами, особенно строительный мусор. Поэтому, если ты не хочешь, чтобы захламляли твой участок, позаботься об этом, – подытожила Наталья Ветер.

Она уверена: нужно воспитывать людей, приучать их не оставлять после пикников горы бутылок и пакетов, разделять мусор, беречь природу и любить ее как часть себя.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: