, Воронеж
  • 15138

«Мы пережили 90-е, что нам пандемия!» О чем рассказали российские книгоиздатели в Воронеже

Как коронавирусный год сказался на книжном бизнесе
«Мы пережили 90-е, что нам пандемия!» О чем рассказали российские книгоиздатели в Воронеже «Мы пережили 90-е, что нам пандемия!» О чем рассказали российские книгоиздатели в Воронеже
РИА Воронеж Текст — , фото — Дарья Снегова

Представители более 40 издательств съехались на книжную ярмарку Платоновского фестиваля искусств на Советской площади. Корреспондент РИА «Воронеж» пообщалась с книгоиздателями и узнала, как они пережили ковидный 2020 год.

«Развиваем новое направление»

Представитель «Издательского дома Мещерякова» Мария Сафронова отметила, что их книги практически полностью ушли из магазинов – большинство из них не пережили карантин:

– Зато мы начали развивать интернет-площадки. Освоили новые направления, новый маркетинг, придумали новые акции. Пандемия дала нам огромный толчок к развитию: несмотря на то что мы просели на офлайн-площадках, нашли огромную аудиторию в интернете. Раньше мы делали упор на классику, теперь развиваем направление детской литературы. Молодое поколение мамочек привыкло к онлайн-покупкам. Мы не пытаемся подстроиться под аудиторию – наоборот, наши читатели сами нас находят. Платоновская книжная ярмарка для нас стала первым событием после пандемии. Будем надеяться, что фестивальная жизнь вновь наберет обороты.

«Ушел большой культурный пласт»

В 2021 году на Платоновской ярмарке впервые за 11 лет не было шатра книжного клуба «Петровский». Но сотрудники клуба не остались в стороне. Бывший консультант «Петровского» Игорь Иосифов представил стенд «Объединенных гуманитарных издательств»: ОГИ, «БСГ-пресс» и «Рутения». Все они специализируются в основном на поэзии, аннотированных изданиях. ОГИ первыми в России придумали формат «магазин + площадка для концертов + кафе». Именно так в Воронеже работал «Петровский».

– До сих пор жив чатик, в котором общаются наши «книжники», мы периодически встречаемся. Это не траурные посиделки, больше похоже на встречи выпускников. Пандемию и закрытие клуба я воспринял как некий жизненный институт. Закончил – нужно идти дальше. Каждый из нас пошел своей дорогой. Я решил кардинально сменить род занятий и работаю поваром в местном баре. Так сказать, сменил духовную пищу на земную, – поделился Игорь Иосифов.

После «Петровского» он по инерции несколько месяцев поработал в крупном сетевом книжном, но быстро разочаровался:

– Книжный большой федеральной сети – это индустрия, бизнес. Основной доход они получают даже не от книг, а от сопутствующих товаров – «канцелярки», подарков, учебников. Из художественной литературы представлены бестселлеры, классика – раскрученные имена и издательства. Для покупки этих книг людям даже не нужны консультанты. «Петровский» был направлен на создание комьюнити. Я испытывал органический восторг, когда советовал кому-то какую-то книжку, покупатель возвращался и рассказывал: «Мой ребенок начал читать» или «Я открыл для себя потрясающее издательство». Была обратная связь. В сетевом книжном я продержался несколько месяцев. Душе стало душно. Скучно. Недоставало общения с покупателями, не хватало свободы. Все выкладки на полках были жестко регламентированы. В «Петровском» особым удовольствием было выстроить какую-то историю, создать скрытый метанарратив из новых и старых изданий. Это тоже творчество.

Он считает, что с закрытием «Петровского» Воронеж потерял многое:

– В первую очередь люди, которые очень любили свое дело, потеряли работу. Ушел большой культурный пласт – сообщество молодежи, интересующейся культурологией, искусствоведением, архитектурой, урбанистикой. Они приходили к нам после таких ярмарок, после «Зодчества VRN» и оставались надолго.

В разговор вступил покупатель Евгений:

– Купить книгу не проблема. Совсем другое – выбрать книгу в магазине, постоять, полистать ее. Мы потеряли целый мир с уникальной атмосферой, куда можно было прийти и приятно провести несколько часов, пусть даже ничего не купив. Нас всегда ждали умные книги и умные собеседники. В сетевые книжные заходить не хочется, на полках стоит откровенная макулатура.

«Безостановочно работали»

Пожалуй, тяжелее всего в 2020 году было узкоспециализированным издательствам. Директор «Алетейи» Татьяна Савкина рассказала, что во время карантина они полностью погрузились в новые проекты.

– Год дался тяжело всем книгоиздателям. Нас очень долго не могли причислить к «потерпевшей» отрасли. Самое ужасное время наступило, когда закрылись книжные магазины. Те издательства, у которых были хорошие сайты, начали продавать книги там, те, у кого интернет-магазины хромали, начали их дорабатывать и наверстывать упущенное. У нас интернет-магазина нет совсем, это наша принципиальная позиция. Мы издаем книги, а реализуют их в основном оптовики-книгораспространители. Нельзя объять необъятное. «Алетейя», что называется, на нервной почве ударилась в подготовку книг. Мы безостановочно работали, например, с переводами новогреческой литературы. Вышли целые четыре книги. Выжили трудами! В сентябре начали активно выпускать то, что подготовили, сидя дома в карантинах. Остановиться не можем до сих пор: у нас выходит около 15 новых наименований в месяц! Это очень много, учитывая наш научный профиль. На самом деле издательства находятся в режиме выживания года эдак с 1992-го. Преодоление трудностей для нас привычный рабочий ритм. То банк лопнул, то дефолты, то аренда подорожала в 13 раз. Мы живучие, несгибаемые, стойкие оловянные солдатики. Мы пережили 1990-е, что нам пандемия!

Как и практически все издатели – собеседники корреспондента РИА «Воронеж» на ярмарке, Татьяна Савкина призналась, что любит возвращаться в столицу Черноземья:

– Мы не книгопродавцы, не работники ларьков, но очень любим такие ярмарки за живое общение с читателями: они приходят, благодарят, восхищаются, приносят свои предложения. Везде, где мы бываем, есть наш костяк, люди, которые приходят из года в год. Платоновская ярмарка – одна из лучших в стране, очень заботливая по отношению к участникам.

Наплыв покупателей в интернете

Представитель издательства «Карьера Пресс» Владислава Кузнецова отметила, что 2020 год не стал большим потрясением:

– Наше издательство и раньше работало удаленно. Конечно, продажи в физмагазинах стали меньше, зато наплыв покупателей испытала наша интернет-площадка. Читатели сидели дома и искали возможности для саморазвития. Радостно, что сейчас мы снова вошли в любимый рабочий ритм. Стать участником Платоновского фестиваля – большая честь и огромный праздник. В Воронеже живут классные читатели, очень заинтересованные. «Карьера Пресс» выпускает бизнес-литературу, научно-популярную литературу и мировую детскую классику. Основные наши покупатели сегодня – это родители с детьми. Я стараюсь узнать у каждого ребенка, какую литературу он читал и какую любит. Исходя из этого, предлагаю новые книги. Большинство родителей наших читателей открыты всему новому, но иногда приходят те, кто читает только классических русских авторов. Мы все любим Пушкина, но Пушкина мы уже прочитали, давайте пробовать что-то новое! Я советую родителям больше доверять своим детям, они сами могут выбрать для себя подходящее чтение.

«Удар не смертельный, но больше не надо»

Директор и основатель петербургского издательства «Симпозиум» Александр Кононов признался, что пандемия сильно испортила планы:

– Я рассчитывал привезти в Воронеж четыре новые книжки, а привез одну маленькую. Потихоньку восстанавливаемся. Удар был не смертельный, но больше такого, пожалуйста, не надо. Интернет не замена реальным магазинам. Обычно интернет-продажи составляли около 5% от всего объема. В 2020-м этот показатель вырос до 10%, но 90% мы теряли из-за закрытых физических книжных. Живое общение не заменить ничем! Если мы все разбежимся по своим пещерам, произойдет атомизация общества, мы развалимся на отдельные клубы по интересам. Ничего хорошего ждать не придется.

Александр Кононов объяснил, что к стенду издательства приходят самые разные люди:

– С умными читателями просто приятно поговорить. Из таких случайных встреч иногда рождаются планы изданий. Так, на прошлой Платоновской ярмарке мы поговорили с одним отставным летчиком и сошлись на том, что хорошо бы найти самый первый учебник вождения самолета, который вышел на русском языке. И вот он, перед вами: точный репринт издания 1911 года. Посмотрите, какой объем: весь учебник – 24 страницы. Это мелочь, конечно, но я очень жду, что кто-то из той компании летчиков еще вернется. Если издатель долго не общается с читателями, он может уйти в какие-то умозрительные дебри. Поговорить со своим читателем – это вернуться на землю.

Книгоиздатель рассказал, что не пропустил ни одной ярмарки Платоновского фестиваля.

– Не пускаю сюда сотрудников, приезжаю только сам. Платоновская ярмарка стала неотъемлемой частью жизни. Каждый год провести три дня в Воронеже – это обязательная программа. Почему? Ответ простой: у вас лучшая ярмарка страны! Безупречная организация, при этом свободный, нерегламентированный доступ. Мне нравится ваша публика. С некоторыми посетителями у нас длится 11-летний диалог. Самый объективный показатель – выручка. Семимиллионный Петербург отстает от миллионного Воронежа в три-четыре раза. Здесь более открытая аудитория, темп чуть более медленный, чем в Питере и Москве. Но книжки для того и существуют: чуть замедлиться, а потом посмотреть на мир другими глазами.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: