Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Свято-Никольский храм на улице Таранченко. Самый древний приходской храм Воронежа считается и самым «намоленным». Среди воронежцев ходят легенды, что во время эпидемии ХIХ века он защитил жителей от холеры, а в годы Великой Отечественной войны – от снарядов.
Место, где сейчас стоит Никольский храм, – одно из первых заселенных и застроенных в Воронеже. Оно было известно как Напрасная слобода и возникло почти одновременно с крепостью Воронеж. Происхождение названия историки не могут объяснить до сих пор. По основной версии, в слободе хоронили погибших «напрасной» смертью людей – казненных или тяжелобольных. Напрасная слобода и храм, возведенный на ее территории в 1614-1615 годах, упоминаются в первом из сохранившихся описаний Воронежа.
«Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государеве грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень».
Григорий Кириевский «Дозорная книга», 1615 год
Никольский храм – единственный за всю историю Воронежа, который построен за государственный счет. Для недавно воцарившихся Романовых это был вопрос политический. В Смутное время воронежцы, как и жители других пограничных земель, приняли сторону Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Новая власть причислила царевича Дмитрия к лику святых и в приграничной крепости Воронеж построила церковь в его честь, чтобы дать понять: царевич мертв, и вопрос закрыт.Владимир Размустов
историк
Деревянный храм Дмитрия Углицкого сгорел при большом пожаре 1703 года. Вскоре на месте сгоревшего прихожане начали возводить каменный храм, который назвали в честь Николая Чудотворца. Верующие помнили, что у Димитровского храма главной почитаемой иконой был образ Чудотворца Николы. К тому же пожар уничтожил в воронежской крепости церковь в честь этого святого. Два утерянных храма решили объединить под общим названием.
Мастера из Ярославской губернии строили новое каменное здание с 1712 по 1720 годы. Начали одни, закончили другие: в 1718 году договор заключили с мастером Кириллом Астафьевым и его сыном. Для Воронежа это уникальный случай – имена большинства строителей церквей неизвестны.
По мнению краеведов, Никольскую церковь вполне мог видеть Петр I. Строительство храма закончилось в 1720 году, а император последний раз был в Воронеже в 1724 году.
Храм – третье по возрасту среди сохранившихся каменных зданий Воронежа – после колокольни Акатова монастыря (1647) и Успенского храма (1702-1703). Среди приходских, не относящихся к монастырям храмов Никольский – самый старый.
Уникальна архитектура здания. Особенность в том, что колокольня стоит отдельно от церкви.
Территория Никольского храма обнесена каменным забором – это тоже редкость. Ограду возвели в 1768 году, чтобы защитить территорию от местных жителей, которые добывали тут песок и иногда раскапывали старые могилы на бывшем церковном кладбище. Высокая ограда защищала покой усопших от вандалов.
Никольская церковь прославилась чудесами. Самая известная история связана с купчихой Дьяковой. В 1831 году в Воронеже свирепствовала холера, и Дьякова получила «знак», как спасти людей. По просьбе женщины в храме отслужили молебен перед Толгской иконой Божьей Матери и иконой преподобного Кассиана. Затем Толгский образ пронесли по улице. По легенде, в домах, вокруг которых прошли с иконой, никто не заразился холерой и не умер.
В предвоенные годы Никольский храм был последней работающей церковью города. Власти закрыли его в 1940 году, но уже в феврале 1942 года, понимая важность религии в такие трудные времена, разрешили проводить в храме службы. Возобновили работу церкви и фашистские захватчики. Под предлогом борьбы с коммунизмом они разрешали открывать храмы и молиться. В оккупированном Воронеже Никольская церковь начала работу в июле 1942 года, а уже в августе всем жителям приказали покинуть город.
Советская власть вернула храм верующим в 1943 году. В январе 1944 года именно его настоятелю протоиерею Алексею Образцову разрешили провести крестный ход в честь Крещения.
Разрушительные для Воронежа годы войны Никольская церковь пережила с минимальными потерями. Старожилы утверждают, что даже в дни страшных бомбежек в нее не попал ни один снаряд. На территории храма и в его подвалах пряталось множество людей.
На первых послевоенных фотографиях видно, что здание почти полностью сохранилось. И это несмотря на то, что по высоким колокольням храмов прицельный огонь велся в первую очередь. Многие церкви были разрушены именно в 1942 году. В Никольском храме пострадали лишь два верхних яруса колокольни, которые впоследствии восстановили в прежнем виде под руководством архитектора Бориса Зотова.
В послевоенные годы Никольская церковь была одним из двух храмов правобережья, наряду с Покровским, в которых разрешалось вести службы. Поэтому сюда приходили верующие почти со всего Воронежа.
– Получается, что почти за 296 лет своего существования Никольский храм не работал лишь около трех лет. Это рекорд для Воронежа, ведь остальные церкви были закрыты в советские годы. Неудивительно, что среди верующих воронежцев он считается самым «намоленным», – рассказал Владимир Размустов.
Сегодня в Свято-Никольской церкви работают одна из самых крупных в Воронеже воскресных школ, благотворительный склад вещей, столовая для бесплатных завтраков. Рядом с храмом в 2014 году открыли новый корпус духовной семинарии. На богослужения сюда приходит много людей. Воронежцы по-прежнему любят свою «намоленную» церковь.