22 октября 2020

четверг, 11:44

$

77.03

91.34

Экология и экономия. Как в Воронежской области развивают сеть метановых заправок

, Воронеж, текст — , фото — предоставлено департаментом промышленности и транспорта Воронежской области
  • 1713
Экология и экономия. Как в Воронежской области развивают сеть метановых заправок Экология и экономия. Как в Воронежской области развивают сеть метановых заправок
Регион входит в число участников программы Минэнерго.

В 2019 году Воронежская область вошла в число 27 регионов, где Минэнерго реализует программу по развитию рынка газомоторного топлива. Областные власти должны обеспечить развитие инфраструктуры, а также повышение спроса на метан среди автовладельцев. На это предусмотрены федеральные субсидии. Строительство метановых заправок в 2020 году планируется в Воронеже, а также на территории Бобровского, Новохоперского, Новоусманского, Хохольского, Верхнемамонского районов. Почему правительство заинтересовано в развитии рынка газомоторного топлива и какие меры принимаются в регионе – в материале РИА «Воронеж».

Зачем переходить на газ?

Как рассказал заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта по транспортному блоку Геннадий Боев, основной потребитель газомоторного топлива в регионе – транспортные предприятия. Речь идет как о пассажирских перевозках, так и о грузовых. Однако стоит задача увеличить число потребителей среди автолюбителей.

Чем их можно привлечь? Хотя бы тем, что при использовании метана вредные выбросы в разы ниже, чем при бензине. Кроме того, природный газ не образует отложений в топливной системе автомобиля, не смывает масляную пленку со стенок цилиндра двигателя, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя, ресурс которого в среднем увеличивается в полтора-два раза.

Наконец, заправка машины метаном обходится в два-три раза дешевле. Стоимость 1 куб. м метана в Воронеже составляет около 16,9–17 рублей (расход примерно 1:1, то есть 1 куб. м газа : 1 л бензина). При этом цена бензина Аи-92 превышает 42 рубля за литр.


Фото – Евгения Емельянова (из архива)

– Проблему использования газомоторного топлива следует рассматривать с двух позиций: что выгоднее для общества и что приемлемо для автовладельцев. Обществу необходимы хорошая экология и защита природы, а автовладельцам – менее дорогие, более доступные и безопасные продукты, – рассказал профессор кафедры технологии органических соединений, переработки полимеров и техносферной безопасности Воронежского университета инженерных технологий Юрий Шутилин. – Газ является природным соединением, жидкие топлива вроде бы естественны, но содержат синтетические добавки – например, повышающие октановое число присадки, из которых при сгорании образуется букет вреднейших соединений. Поэтому жидкое горючее можно сравнить с напичканной синтетикой пищей, а газомоторное топливо – с экологически чистым питанием для автомобиля. Выбросы двигателей на природном газе содержат в среднем на 65% меньше оксидов азота и на 80% меньше твердых частиц, чем дизельный двигатель. Кроме того, благодаря большему октановому числу газ дольше сгорает, что приводит к отсутствию детонации, уменьшению нагрузок на двигатель и увеличению его ресурса. Газ дешевле (особенно метан), чем бензин или дизельное топливо. Сеть автогазозаправочных станций в России не очень развита. Установка газового оборудования требует высокой квалификации мастеров автосервиса, при этом увеличивается примерно на 60 кг вес автомобиля и уменьшается объем багажника. Мощность двигателя снижается на 10–15%, максимальная скорость движения – на 5–6%, при повышенных или пониженных температурах использование газа специфично – ниже -10 градусов запуск с пропан-бутаном возможен только на бензине. Ну а об утечке газов и их пожаро- и взрывоопасности при ДТП говорить не нужно.

– Метан – самое экологически чистое топливо. При возгорании топливо раскладывается на углекислый газ и воду, не содержит никаких дополнительных примесей, которые могут загрязнять окружающую среду, – отметил завкафедрой эксплуатации транспортных и технологических машин Воронежского лесотехнического университета Евгений Пухов. – Бензин содержит различные химические вещества, примеси, которые долгое время не разлагаются. Если сравнивать метан с пропаном, то с точки зрения экологичности они равнозначны. Но метан может сжиматься до давления около 200 атмосфер. То есть на баке с метаном автомобиль проедет дольше, чем с пропаном. Газ значительно дешевле, чем бензин. Но надо понимать, что экономия перекроется за счет обслуживания автомобилей на газе. Запчасти стоят дороже, сервисов не так много. Малые предприятия, которые занимаются перевозками, побаиваются полностью переходить на газ. Если авто выйдет из строя, то непросто провести ремонт в городе. Поэтому требуется развитие инфраструктуры. Как правило, только крупные компании имеют ресурсы для создания заправочных сетей. Малому бизнесу тяжело включиться в это. Инфраструктура в основном развивается только за счет госсубсидий. Изначально о развитии газомоторного топлива говорили еще в 1990-х годах. Сейчас к этой теме вернулись. Цены на нефть тогда были достаточно высокие, а газа в России много, поэтому решили воспользоваться этим ресурсом. Но без субсидий компании вряд ли выбрали бы газ.

Что уже сделано?

Воронежская область уделяет большое внимание развитию инфраструктуры с февраля 2014 года. Тогда регион вошел в двадцатку пилотных регионов по реализации проектов по переводу транспортных средств и техники на природный газ. Регион заключил с основными операторами рынка соглашение о взаимодействии.

К маю 2020 года в регионе заправить автомобиль метаном можно было на 14 станциях. Из них шесть расположены в Воронеже: три автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и три многотопливных автозаправочных комплекса (то есть смешанных). Остальные находятся в районных центрах – в Калаче, Борисоглебске, Боброве, Семилуках, Кантемировке, Лисках, Острогожске и Россоши (во всех пунктах по одной заправке). В 2020 году планируют ввести в эксплуатацию еще десять, а в 2021 и 2022 годах – минимум по три.

Строительство метановой заправки в Воронеже на улице Острогожской
Фото предоставлено областным департаментом промышленности и транспорта

Как поддерживают инвесторов?

Программа Министерства энергетики начала работать с января 2020 года. По ней предусмотрено субсидирование части затрат инвесторов при строительстве или реконструкции газозаправочных станций. Доступность заправок – ключевой критерий, который будет способствовать повышению спроса на метан среди автовладельцев. 

Регионы получают субсидии из федерального бюджета на определенное количество заправок. Для Воронежской области на 2020 год установили норму в десять станций. Инвесторам компенсируют затраты в пределах 40 млн рублей. Соответственно, в общей сложности объем компенсации ограничен 400 млн рублей.

Чтобы получить поддержку, инвесторы направляют заявки в департамент. Принимая участие в программе, они обязаны в указанные сроки ввести заправки в эксплуатацию. Есть и определенные условия. К примеру, оборудование заправки должно быть новым, на 90% отечественного производства. Установить необходимо минимум четыре поста. Для того чтобы принять участие в программе, нужно иметь земельный участок соответствующего целевого назначения, а также средства.

Строительство метановой заправки в Хохольском районе
Фото предоставлено областным департаментом промышленности и транспорта

По словам Геннадия Боева, ключевых инвесторов в региона два – «Роснефть» и «Газпром». Они в основном объединяют обычные заправки с газомоторными. Однако в этом году заявки на участие в программе они не подали. Документы направили только небольшие частные организации – все воронежские. Причем заявок оказалось в два раза больше – десять инвесторов выразили готовность создать 20 объектов.

– Выделить средства всем желающим мы не можем из-за лимитов, установленных на федеральном уровне. В поступивших заявках разная степень готовности, разные сроки по вводу в эксплуатацию. Будем оценивать каждую. Те, кто не попадет под субсидирование в этом году, получат деньги в следующем. Мы никому не отказываем в поддержке, – рассказал глава областного департамента промышленности и транспорта Александр Десятириков.

– Мы проверяем документы, наличие земельного участка соответствующего целевого назначения, проектно-сметную документацию, – добавил Геннадий Боев. – Ведем мониторинг, смотрим, на каком этапе находится строительство объектов. Потенциальные инвесторы присылают нам фото и видео. Есть опасения, что из-за общемировой пандемии, ухудшения коммуникации между странами будут сбои с поставками оборудования. Мы оценим ход работ, а затем заключим соглашения с теми, у кого все идет по графику. Пандемия внесла свои коррективы. Уже четыре предпринимателя говорят, что не смогут реализовать объекты в этом году. Причины – в отсутствии финансирования или оборудования. На данный момент шесть инвесторов подтверждают свои намерения. Строительство трех объектов идет хорошими темпами – к середине лета их, вероятно, введут в эксплуатацию. Еще три объекта с большой долей вероятности успеют реализовать в этом году. В двух случаях предприниматели заказали оборудование и имеют земельный участок.

Изначально предполагалось, что предпочтение отдадут компаниям, чьи заправки будут находиться в удалении от Воронежа. В данный момент вся инфраструктура концентрируется в областном центре и на федеральных трассах. Однако сейчас, по словам Боева, на финансирование претендует предприниматель, который собирается построить заправку в Воронеже рядом с уже существующей. В нынешних условиях департамент этот проект со счетов не сбрасывает.

Ранее о необходимости четко продумать расположение заправок заявлял губернатор Александр Гусев.

– У нас должна появиться схема размещения объектов. Расположение заправок мы обязаны увязывать с соседними регионами, чтобы две станции не появлялись на границе рядом друг с другом, – это то, что касается транзитного транспорта. И, соответственно, необходимо определять наши перспективы развития внутри городов, – пояснил глава региона.

Александр Гусев также поручил продумать возможности предоставления льготных земельных участков под строительство заправок. Эта работа ведется.

Как поддерживают потребителей?

Геннадий Боев подчеркнул, что только поддержкой инвесторов обойтись нельзя. Чтобы рынок развивался, необходимо стимулировать интерес потребителей к газомоторному топливу. Иначе мы получим невостребованную инфраструктуру.

Предусмотрена поддержка при установке газобаллонного оборудования. Стоит оно недешево, в среднем 20–30 тыс. рублей. Цена зависит от объема баллона, марки автомобиля, производителя. Может быть и выше 50 тыс. рублей. Воронежское правительство предлагает автовладельцам скидку – одна треть от стоимости оборудования. Получить ее можно в сервисах, список которых опубликован на сайте департамента промышленности и транспорта. Затем затраты сервисов компенсирует правительство. Также установлены лимиты – за год перевести должны 1 тыс. 984 транспортных средства. Соответственно, на такое количество рассчитаны скидки. На это выделили 72,6 млн рублей. В 2021 и 2022 годах потратят по 24,1 млн рублей (по 660 транспортных средств каждый год).

Кроме того, существуют программы частных инвесторов, которые также предполагают скидки. В частности, их запустили «Газпром» и «Роснефть».

Строительство метановой заправки в Новохоперском районе
Фото предоставлено областным департаментом промышленности и транспорта

Как отметил Геннадий Боев, перевод на газомоторное топливо тормозят проблемы, связанные с оформлением документов. Водителю необходимо зарегистрировать газобаллонное оборудование в ГИБДД, пройти технический осмотр, а также обучение. Сейчас процедура затянута. В частности, в Воронежской области нет лаборатории, где можно провести освидетельствование оборудования транспортного средства. Ближайшая расположена в Белгородской области. Уже продуманы пути решения этой проблемы. На базе бюджетного учреждения ГАУ «Учебный автокомбинат», подведомственного департаменту промышленности, планируют создать испытательную лабораторию, которая будет проводить техническую экспертизу и проверку безопасности автомобилей, а также центр по переобучению водителей. Там же станут проводить аккредитацию сервисных центров.

Кроме того, в ближайшее время документы на переоборудование автомобиля можно будет получить через МФЦ по принципу «единого окна».

– Предполагается, что по мере реализации поддержки и увеличения числа заправок будет расти и количество потребителей – автомобилистов, которые перейдут на газомоторное топливо. Соответственно, требуется и упрощение процедуры. Мы планируем задействовать МФЦ. Сейчас дорабатываем порядок выдачи субсидий, после этого перейдем к организации работы в МФЦ, – заверил Александр Десятириков.

Ранее соответствующее поручение давал губернатор Александр Гусев. Он распорядился, чтобы человек приносил бумаги и уже через два дня получал ПТС с внесенными изменениями.

В перспективе планируется установить налоговые преференции для водителей, которые заправляются газом, – уменьшить транспортный налог. Однако для введения такой нормы должен быть принят соответствующий законопроект в областной Думе.

– Пока это только планы, так как снижение любого налога означает сокращение поступлений в бюджет. Мы должны понимать, за счет чего будем это компенсировать. Траты на социальную сферу мы уменьшить не можем. Предстоит решить этот вопрос совместно с департаментом финансов. Сейчас занимаемся подготовкой документов. Если введем норму, то не раньше 2021 года, – сказал Геннадий Боев. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Сообщить об ошибке
Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: