Главный архитектор Воронежа Антон Шевелев стал подозреваемым по одному из самых громких уголовных дел последних лет в регионе. Шевелев получил 0,5 млн рублей от представителя фирмы за действия в интересах компании, сообщило региональное управление СКР во вторник, 24 января. Об уголовном деле стало известно на следующий день после того, как губернатор Алексей Гордеев раскритиковал работу чиновников мэрии и лично главного архитектора. Однако формальным поводом для выступления главы региона стала не разработка чиновника оперативниками ФСБ, а строительство кафе рядом с вокзалом «Воронеж-1». Корреспонденты РИА «Воронеж» восстановили хронологию событий и попытались понять, кто такой Антон Шевелев, как его дело изменит мэрию и при чем тут семья экс-мэра Сергея Колиуха.

С чего все началось

Губернатор Алексей Гордеев на еженедельном совещании в правительстве 23 января жестко раскритиковал управление главного архитектора Воронежа и весь строительный блок мэрии. Поводом стало начало строительства кафе рядом с вокзалом «Воронеж-1». Глава региона назвал стройку «архитектурным бандитизмом», подчеркнув, что кафе нарушает облик привокзальной площади. Алексей Гордеев попросил силовиков разобраться в работе главного архитектора города Антона Шевелева.

– Воспользовались праздничными днями, снесли деревья. Техника, заборы. Я считаю, что это вообще архитектурный бандитизм, – подчеркнул Алексей Гордеев. – Мы с этим уже восемь лет боремся, чтобы оставить поколениям нормальный красивый город. Есть другие факты и примеры, но поганить город мы не дадим никому. Главный архитектор – это человек, который должен стоять на страже интересов города, формировать на 100 лет вперед вообще пространство города, а не работать в интересах коммерческих структур, – заявил губернатор.

В тот же день прокуратура Воронежа сообщила, что разрешение на строительство кафе от городских властей получило ООО «Альф». Учредителем фирмы оказалась Наталья Колиух, супруга экс-мэра, а ныне депутата гордумы Сергея Колиуха, директором – его сын Владислав.

Уже на следующий день, 24 января, региональное управление Следственного комитета сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении Антона Шевелева. Однако поводом стала отнюдь не скандальная стройка у вокзала.

В чем заподозрили Антона Шевелева

Следователи вменили главному архитектору города получение взяток в особо крупном размере – 500 тыс. рублей – от директора коммерческой организации. По версии следствия, представитель «воронежской организации» передавал деньги Шевелеву лично и переводил на банковскую карту поэтапно «за совершение действий в интересах коммерческого предприятия». В силовом ведомстве уточнили, что в основу дела легли оперативные материалы сотрудников УФСБ по Воронежской области, а взятки, как считают в СКР, Шевелев получал с начала 2016 по январь 2017 года.

шевелев2.jpeg

Компанию, представители которой якобы передавали деньги Шевелеву, следователи не назвали. «КоммерсантЪ-Черноземье» со ссылкой на собственные источники сообщил, что в деле может фигурировать ООО «ПСК "КРОиС"»: Антон Шевелев якобы получил от директора фирмы Руслана Куцева 500 тыс. рублей за согласование проекта многоэтажки на набережной Массалитинова в Воронеже. По данным издания, строить дом намеревалось ООО «Шельф», наполовину принадлежащее владельцу компьютерной фирмы «РЕТ», депутату облдумы Владимиру Колыхалину. Колыхалин сообщил «Коммерсанту», что в 2015 году проект многоэтажки прошел все этапы согласований, однако больше года находится в стадии заморозки, и сейчас лишь рассматривается возможность продления разрешения на строительство. Депутат полностью отрицал «криминальные взаимоотношения» с главным архитектором Воронежа.

«ПСК "КРОиС"» известно в первую очередь разработкой проекта Детского литературного парка в Воронеже. Объект планировали открыть в сентябре 2017 года. В январе 2017-го губернатор Алексей Гордеев поручил доработать проект парка. До 2016 года «ПСК "КРОиС"» носило название ООО «Вламиан». Компания занималась изготовлением проектной документации и строительством, в том числе по программе переселения граждан из аварийного жилья в районах Воронежской области. «Вламиан» фигурировал в нескольких уголовных делах глав сельских поселений, которые оплатили компании работы, которые она по факту не выполнила.

Почему дело Шевелева важно

Уголовных дел в отношении чиновников, сравнимых по статусу с главным архитектором Воронежа, в регионе не возбуждали несколько лет. Следователи заподозрили Антона Шевелева в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) – особо тяжком преступлении, наказание за которое – штраф от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в 70-кратном размере взятки.

По той же статье осудили экс-руководителя управления автодорог региона Александра Трубникова. Бывший чиновник получил штраф в 150 млн рублей и отправился в колонию строгого режима на 7,5 лет. Общая сумма взяток в деле Трубникова составляла 3,8 млн рублей. Бывшего руководителя воронежского управления Федеральной миграционной службы Николая Полуказакова в Белгороде осудили на 8 лет колонии со штрафом в 74,8 млн рублей. Полуказаков получил от представителей белгородского дилера автоконцерна Uz-Daewoo, компании «КМ/Ч», взятку автомобилем Volkswagen Touareg в июле 2013 года (разница между старым внедорожником, который чиновник сдал в trade-in, и «подаренным» дилером составила 1 млн рублей). Еще один крупный чиновник-фигурант коррупционного дела – начальник воронежского Госавтодорнадзора Жозеф Еркнапешян. Его задержали в апреле 2015 года за получение взяток от участников сферы грузоперевозок. Силовики предъявили окончательные обвинения 20 членам преступной группы, которую, как считает следствие, возглавлял Еркнапешян, они знакомятся с материалами дела, которое впоследствии направят в суд.

Спрогнозировать ход уголовного дела Шевелева сложно. Порой громкие дела о взятках позже переквалифицируют на более мягкую статью о мошенничестве – к примеру, если чиновник взял деньги за «услугу», которая де-юре к его служебным полномочиям вовсе не относилась. Однако дело в очередной раз обозначило проблемы в строительном блоке мэрии Воронежа, о которых говорили и горожане, и губернатор.

Как дело Шевелева изменит мэрию Воронежа

Глава региона Алексей Гордеев поручил мэру Александру Гусеву навести порядок в работе строительного блока горадминистрации. Работа уже ведется, «необходимость изменений давно назрела», заверил градоначальник. В первую очередь перемены коснутся управления главного архитектора (УГА), однако какими они будут, пока неизвестно.

– Мы в мэрии обсуждаем, как это может выглядеть, но пока к консенсусу не пришли. Могу сказать только, что эти перемены станут базой для дальнейших стратегических решений, – пояснил Гусев за день до задержания Шевелева.

Между тем Алексей Гордеев критиковал работу строительного блока мэрии Воронежа еще в марте 2012 года. Губернатор отмечал, что «у тех, кто сегодня там работает, в голове постоянно пустота и тревога, и толку не будет». После публичной критики ушел в отставку вице-мэр по градостроительной политике Юрий Гайдай. Мэр Сергей Колиух назвал кадровое решение «мерой по выполнению поручения губернатора». На смену Гайдаю сначала ненадолго пришел Михаил Кирпичев, затем, в 2013-м – Владимир Астанин. В январе 2015 года Александр Гусев вывел из ведения Астанина и подчинил УГА напрямую себе. В строительный блок, помимо УГА, входят отдел подготовки и выдачи разрешительной документации и управление строительной политики – их курирует вице-мэр Астанин.

– Решение вопроса о переподчинении главного архитектора назрело давно. Я считаю, что это позволит повысить уровень принятия решений: всего, что связано с планировкой территорий, архитектурными идеями, – отметил тогда градоначальник.

Строительный блок мэрии критиковал не только губернатор, но и горожане – в первую очередь за то, что заявления мэрии об отказе от точечной застройки расходились с делом. Антон Шевелев неоднократно представлял на публичных слушаниях проекты застройки, которые вызывали резкое неприятие воронежцев. В апреле 2016 года на публичных слушаниях жители частного сектора на центре Воронеже выступили категорически против строительства АО «ДСК» жилого комплекса «Европейский» на улице Станкевича. В конце мая мэрия предоставила компании разрешение на возведение многоэтажек. В 2016 году воронежцы протестовали против строительства крематория на улице 9 Января (крематорий все же появится), высоток на бывших территориях профтехучилища №7, больницы «Электроника» и детской инфекционной больницы. В январе 2017-го жители частного сектора на Московском проспекте публично высказались против строительства по соседству с их домами 16-этажки. На адресованный заместителю главы УГА Светлане Огневой вопрос, как согласуется строительство с заявленным городскими властями отказом от точечной застройки, горожане ответа не получили.

При чем тут кафе

Пока что – ни при чем. Компания, получившая разрешение на строительство кафе – ООО «Альф» – в уголовном деле Антона Шевелева не фигурирует, подчеркнула старший помощник руководителя областного управления СКР Елена Мануковская.

Строительство двухэтажного кафе на улице Кольцовская, 4а стартовало в начале января 2017 года. Рабочие подготовили участок площадью 808 кв. м, вырубили деревья и заложили фундамент. Проект предполагает обустройство газона, высадку кизильника и саженцев остролистных кленов. Ранее на участке располагался сквер. Проект кафе есть в распоряжении РИА «Воронеж».

В окружении учредителя фирмы Натальи Колиух заявили, что право использовать участок предприниматель получила в областном департаменте имущественных и земельных отношений (ДИЗО). Ранее у бизнесвумен было кафе, которое работало в районе вокзала в течение десяти лет. Во время реконструкции привокзальной площади его снесли: объект не соответствовал концепции благоустройства.

Разрешение на строительство кафе ООО «Альф» выдал городской отдел подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства 14 декабря 2016 года. Проект переделывали трижды, чтоб он соответствовал концепции развития привокзальной площади, пояснил источник РИА «Воронеж». Компания намеревалась пригласить базового арендатора – «предполагалось, что это будет не ресторан, а кафе с доступными ценами и без алкоголя», пояснили в окружении Натальи Колиух.

Вице-мэр Воронежа по градостроительству Владимир Астанин заявил изданию «Абирег», что документы ООО «Альф» «в порядке», а причастность к строительству семьи экс-мэра «никакой роли в данном случае не играет».

Однако «архитектурным бандитизмом» губернатор Алексей Гордеев назвал сам факт строительства кафе на месте сквера. Законно ли власти выдали разрешения фирме, выяснит прокуратура Воронежа.

Кто такой Антон Шевелев

Первым местом работы Шевелева после окончания архитектурно-строительной академии стал институт «Воронежпроект», затем – МУП «Управление главного архитектора города Воронежа», где он возглавил отдел по реализации генплана. В 2009-м, при мэре Сергее Колиухе, Антон Шевелев стал руководителем управления главного архитектора.

Чиновник принимал участие в разработке генплана Воронежа, курировал запуск и реализацию в Воронеже дизайн-регламента. В 2015 году Шевелев получил почетную грамоту правительства Воронежской области «за плодотворную работу, высокий профессионализм и ответственное отношение к порученному делу».

Депутат Воронежской гордумы четырех созывов, а ныне член городской общественной палаты Галина Кудрявцева иначе оценила достижения Антона Шевелева на посту главного архитектора.

– Я всегда считала великим чудом, что Шевелев так долго просидел на этой должности. Он получил назначение, когда городом управлял Сергей Колиух и созданная им организация «Родной Воронеж». Тогда другие люди, даже будь они семи пядей во лбу, не могли бы занять это место. Почему его взяли только сегодня? Слишком оборзел или не отдал кому-то то, что должен. Строительный блок мэрии – очень коррупционная система. Там вертятся такие деньги, на фоне которых полумиллионная взятка – это копейки, – заявила Галина Кудрявцева.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».