Воронежский облсуд утвердил обвинительный приговор бывшему оперативнику Валерию Мочалову в понедельник, 18 апреля. Экс-полицейский получил 3,7 лет колонии за превышение служебных полномочий. По самому серьезному эпизоду – причинению тяжких телесных повреждений гражданину Узбекистана – наказаний не последовало. Поводом для исключения эпизода из дела стала невозможность допросить в зале суда Марата М., получившего разрыв печени при пытках. Мужчину выслали из России вскоре после возбуждения дела. В итоге обвинения по самой тяжкой статье - о причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека группой лиц (ч. 3 ст.111 УК РФ) были с Мочалова сняты.
На стороне Марата М. с самого начала выступали правозащитники Ольга Гнездилова и Илья Сиволдаев. Как рассказала Ольга Гнездилова, основным препятствием правосудию послужило то, что потерпевший не был допрошен в суде. За нарушение миграционного закона ему выписали запрет в течение трех лет находиться на территории страны.
- Когда трехлетний срок истек, контакт с потерпевшим в Узбекистане уже был утерян. Мы попросили суд со ссылкой на минскую Конвенцию направить международное поручение в Узбекистан о розыске и допросе потерпевшего, так как возможности адвокатов тут ограничены. Но областной суд отказал, утвердив приговор райсуда, - пояснила Ольга Гнездилова.
История о пытках в полиции тянется с марта 2012 года. За Маратом М. пришли полицейские и потребовали признаться в изнасиловании. Мужчину привезли куда-то, где его били два человека, пытали электрическим током. Оголенные провода подносили к пальцам, половым органам. Требуя признаний, по Марату топтались ногами. Не добившись признаний, доставили в Железнодорожный отдел полиции и уехали. Там его увидели сотрудники и вызвали «скорую».
Врачи застали задержанного в полубессознательном состоянии. В больнице Марату сделали срочную операцию, без которой он умер бы.
Уголовное дело о пытках возбудили в Следственном комитете после десятидневной проверки. В нем сразу появились более ранние эпизоды о пытках в Россоши и Таловой.
- Марат сразу же уверенно опознал Мочалова. После чего потерпевшему из-за шока потребовалась помощь психолога. Следствию был известен и водитель автомобиля, на котором из Нововоронежа везли Марата, но его допрашивали только в качестве свидетеля. Из-за шапки на лице потерпевший не видел, кто еще его бил, помимо Мочалова. Кроме того, опознание на следствии оформили с нарушениями, что позже превратилось в большую проблему и повод оставить Мочалова безнаказанным, - отметила Ольга Гнездилова.
Во время следствия Марата М. выслали из России. Мужчина родился и провел детство в России, в Узбекистане он жил на момент получения гражданства. В 2012 году в Узбекистане у него не было ни родных, ни знакомых. Правозащитники расценили запрет на въезд в Россию Марату как способ помочь уйти пытавшим его полицейским от ответственности. Из-за отсутствия потерпевшего его эпизод начали разваливать еще во время первого суда.
В первом процессе Бутурлиновский райсуд приговорил Валерия Мочаловав в июле 2014 года за пытки 5 человек к 6 годам тюрьмы. Но облсуд исключил из приговора эпизод с разорванной печенью и снизил наказание до 3,5 года, дело направили на новое рассмотрение из-за эпизода с Маратом. Железнодорожный райсуд после годового процесса вынес обвинительный приговор, убрав самую серьезную статью из обвинения и назначив наказание 3,7 лет. Судя по всему, в ближайшее время у Мочалова появится возможность просить об условно-досрочном освобождении и выйти на свободу.