Адмиралтейский, Петровский, Заячий – как только не называют островок напротив Адмиралтейской площади. Долгое время считалось, что он появился после заполнения Воронежского водохранилища, однако историк Павел Попов уверен, что остров имеет древнее происхождение.
Воронежское адмиралтейство
Воронежское адмиралтейство: корабли на реке Воронеж возле Успенской церкви. Репродукция. Конец XVII в. Изображение предоставлено архивной службой Воронежской области
Самое старое изображение Петровского острова Павел Попов нашел в Российском государственном архиве древних актов. На чертеже 1695 года запечатлен Успенский монастырь с каменной Успенской церковью. Напротив церкви неизвестный автор нарисовал реку Воронеж с протоками и озерами и несколько островов. Самый крупный из них был вытянут с севера на юг. В 1696 году, когда в Воронеже началось строительство русского военно-морского флота, на этом куске суши и на правом берегу реки расположили корабельные верфи. Остров и берег соединял деревянный мост.
Дом Петра I в Воронеже. Репродукция. Начало XVIII в. Изображение предоставлено архивной службой Воронежской области
На первом построили трехэтажный цейхгауз – склад, в котором хранились инструменты, материалы, используемые в кораблестроении, оружие, амуниция, провиант и т. д. В южной части расположился адмиралтейский двор с цитаделью. В то время специального названия у большого острова не было – в старинных бумагах его называли «Особым островом».
Позже был освоен один из небольших островков. Там построили деревянный дворец царя Петра I, а на берегу напротив – дворцы его приближенных, Александра Меншикова и Федора Апраксина.
Хранилище истории
Вид Воронежа и корабельной верфи на гравюре голландского живописца Корнелия де Бруина, 1702 год. Изображение предоставлено архивной службой Воронежской области
В XVIII веке губернские власти передали цитадель в частную собственность. Здесь долгое время располагались мыловаренный и салотопенный заводы, а позже – мойка шерсти, принадлежавшая купцам Капканщиковым.
Что до цейхгауза, то, как отмечает в своей статье историк Николай Комолов, после завершения воронежского кораблестроения он стал приходить в плачевное состояние. Каждую весну во время половодья склад подтоплялся, из-за этого внутри все время стояла сырость. Крыша цейхгауза постоянно протекала. Воронежские власти неоднократно докладывали в Сенат о плачевном состоянии здания и просили выделить деньги на ремонт. Был даже поставлен вопрос о переносе склада на другую сторону реки. Летом 1745 года во время урагана крыша цейхгауза обвалилась, а в 1746-м здание пострадало во время пожара, но устояло.
Более 35 лет остров принадлежал семье коллежского советника Ивана Якимова. В 1812 году он продал цейхгауз частному лицу «на слом», но разрушить его не удалось – настолько крепкими и толстыми были стены.
Первый линейный корабль «Гото Предестинация», спущенный на воду на воронежской верфи. Начало XVIII в. Изображение предоставлено архивной службой Воронежской области
В 1830-х годах, во время губернаторства Дмитрия Бегичева, власти снова заинтересовались цейхгаузом. В нем хотели создать музей Петра I и устроить домовую церковь во имя епископа Митрофана. Но эти планы так и не воплотили в жизнь.
В собственность Воронежа остров вернулся в 1834 году. С тех пор цейхгауз сдавали в аренду. Здание год от года приходило во все более плачевное состояние, ему требовался капитальный ремонт. Но никто из арендаторов не хотел вкладывать в него свои средства.
Склад, клуб, руины
Фото Евгении Емельяновой
С 1876 года остров вместе со зданием цейхгауза был передан в аренду Петровскому яхт-клубу, объединившему любителей катания на парусных и гребных лодках. Его главными учредителями стали молодой педагог Сергей Карпинский, а также купец и гласный городской думы Иван Федоров.
С появлением яхт-клуба остров и цейхгауз стали культурным и спортивным центром дореволюционного Воронежа.
Воронежские любители парусного и гребного спорта спасли этот памятник Петровской эпохи. Они его восстановили, сделали ремонт. Разбили на острове ухоженный парк с аллеями и скамейками. Члены яхт-клуба построили мостик, который соединял остров с правым берегом. Кроме того, был организован перевоз горожан на яликах.Павел Попов
Историк
У цейхгауза началась новая жизнь. На первом этаже находилась шлюпочная мастерская, склад для снастей. На верхнем – яхт-клуб, библиотека и музей, созданный в память о Петре I.
В 1880-е годы в здании яхт-клуба были два танцевальных зала, столовая, зал для игры в карты и бильярд. Нижние помещения использовались как зимние склады для сборно-разборных конструкций и шлюпок. В клубе было более 50 лодок разного типа, гребных и парусных, причем большинство изготавливалось в мастерской яхт-клуба.
Члены клуба устраивали гребные и парусные гонки. Самые ответственные соревнования на парусных лодках проводили у «Раздольного колена», где ширина реки достигала 300−400 м (рядом с нынешним мостом ВОГРЭС).
Фото Евгении Емельяновой
В начале XX века в соревнованиях стали участвовать и женщины. Например, в июле 1907 года в дамской гонке на байдарках было 11 представительниц слабого пола. Корреспонденты газеты «Воронежский телеграф» писали, что это событие привлекло массу зрителей. Приз за первое место – золотое байдарочное весло – получила некая госпожа Е. Попова.
При яхт-клубе работало общество велосипедистов и кружки – шахматный, атлетический, борьбы. Рядом был оборудован небольшой гимнастический городок. В 1908 году там появилось первое в Воронеже футбольное поле, и в 1910 году было разыграно первенство яхт-клуба. Победила команда учащейся молодежи «Сфинкс», которая стала первой постоянной воронежской командой.
Фото Евгении Емельяновой
Яхт-клуб проводил конькобежные соревнования, состязания по фигурному катанию и легкой атлетике. Члены клуба организовывали катки в Городском саду, в саду Общественного собрания и в саду Семейного собрания. Штангисты и борцы тоже нашли пристанище в яхт-клубе. Борьбой занимались на танцплощадке или открытой сцене.
Яхт-клуб был еще и центром культурной жизни: здесь ставили спектакли по пьесам Островского, Чехова, Леонида Андреева, а хор насчитывал до 50 участников.
Клуб просуществовал в Воронеже до 1919 года. Во время Гражданской войны имущество организации было разграблено. На рубеже 1920−1930-х годов на первом этаже яхт-клуба сделали рыбоводную станцию, второй этаж оставался полуразрушенным. А в годы Великой Отечественной войны в здание попала бомба. Руины цейхгауза разобрали местные жители.
На основе того самого
Фото Евгении Емельяновой
До недавнего времени воронежские краеведы и историки утверждали, что Петровский остров – полностью искусственный. Якобы настоящий был затоплен в 1972 году, когда заполняли Воронежское водохранилище, и было решено в память о нем намыть новый. К этой точке зрения долгое время склонялся и Павел Попов. Но сейчас историк полагает, что нынешний остров был создан на основе того самого, на котором располагалось Адмиралтейство.
Этот остров аутентичный, древний, но уменьшенный, видоизмененный. Он был немного увеличен в высоту – на нем сделали насыпь перед заполнением водохранилища, чтобы сохранить память о Петре I. В любом случае осталась пусть и подсыпанная, но часть того самого острова.Павел Попов
Историк
По словам историка, к 1977 году Воронежский филиал проектного института «Гипрокоммундортранс» разработал проект не намыва, а небольшого расширения острова. Предлагалось также соединить его мостиком с правым берегом.
Фото Евгении Емельяновой
В том же году, как уверяет Павел Попов, в газете «Молодой коммунар» вышел материал инженера «Гипрокоммундортранса» Щербакова, который выступил с несколькими предложениями по возрождению острова. В частности, предлагалось воссоздать здание цейхгауза, построить символический дом-музей Петра I, установить большой макет корабля либо построить ресторан со сквером.
В 1980 году в газете «Коммуна» вышел репортаж о расширении древнего острова и углублении соседних мелководий.
Воронежский участок треста «Гидромеханизация» ежедневно намывал 1,5 тыс. куб. м грунта. С помощью насоса песок поднимали со дна и намывали территорию острова. Благодаря этим работам углублялось мелководье, в особенности затопленная часть острова. В результате остров немного увеличился в размерах.Павел Попов
Историк
К сожалению, проекты по освоению острова, предложенные институтом «Гипродоркоммундортранс», так и не были реализованы. Но с тех пор этот кусочек суши стали называть Петровским.
Кстати, обновленный остров был «голым», никакой растительности на нем не было. Только с 1980-х годов этот клочок суши стал зарастать. Как пояснил Павел Попов, специально никто ничего не сажал – семечки кустарников и деревьев занесло ветром.
Мост сквозь время
Сейчас для многих воронежцев заросший лесом Петровский остров – Terra incognita. Попасть на него можно только на лодке или катере. В 2000-х годах власти вернулись к идее освоения этой территории. Архитекторы предложили несколько концепций благоустройства. Например, в 2008 году обсуждалось создание там историко-культурного парка со зданием Адмиралтейства и музеем военно-морского флота.
В 2019 году была разработана очередная концепция парка «Петровский остров». Предполагалось, что там появится уменьшенная копия воронежской крепости ХVII века, два музея, детские площадки, торговая площадь, мастерские, а входная группа будет сделана в виде двух башен. В центре острова предлагалось разместить площадь для различных мероприятий и здание цейхгауза с музеем, конференц-залами, административными помещениями и яхт-клубом. По задумке авторов проекта, остров с Адмиралтейской площадью должен был связать мост.
12 июня 2002 года по случаю 330-летия Петра I ветеранами флота на острове был установлен дубовый православный поклонный крест, освященный служителями Адмиралтейской церкви.
В 2020 году работы по проектированию парка «Петровский остров» приостановили. К этому моменту уже были проведены инженерные изыскания.
В 2023 году к идее создания парка на острове вернулись. Уже подготовлено техническое задание на проектирование, в которое включены разработка проекта пешеходного разводного моста, а также прокладка минимально необходимой инженерной инфраструктуры по дну водохранилища.