Инженер-проектировщик Юрий Красиков предложил построить транспортный тоннель под проспектом Революции и улицей Кирова в Воронеже и в дальнейшем освоить подземное пространство. Идею представили на общественном совете при областном управлении по архитектуре и градостроительству в понедельник, 20 февраля. Концепция Юрия Красикова вызвала неоднозначную реакцию горожан – воронежцы усомнились в том, что такую идею возможно реализовать в ближайшие годы. Однако проектировщик уверен: тоннель можно и нужно строить, более того – он принесет деньги городскому бюджету.
В чем заключается идея, как она решит транспортные проблемы города и почему освоение подземных пространств – перспектива ближайших лет, Юрий Красиков рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».
В чем суть идеи
Общая длина тоннеля, согласно концепции, должна составить 6-7 км, рассказал в беседе с корреспондентом РИА «Воронеж» Юрий Красиков. Инженер предложил сделать въезд в тоннель со стороны Вогресовского моста, далее транспорт направится по улице 20 Лет Октября, затем направо, на улицу Кирова в одну сторону, и налево, на улицу Моисеева – в другую. От улицы Кирова транспорт пойдет по проспекту Революции, затем спуск вниз – к Чернавскому мосту. Врезка на Степана Разина – следующий тоннель: от Петровского сквера по проспекту Революции в сторону улицы Ленина, выезд – на спуске у Центрального парка («Динамо»). Врезки в транспортный тоннель предполагаются у мемориала Чижовский плацдарм, на улице Степана Разина и вблизи Центрального парка.
Подобные транспортные тоннели уже существуют в России, отметил Юрий Красиков. Наиболее протяженными считаются Гимринский автодорожный тоннель в Дагестане (4,3 км) и тоннель в Красную поляну в Сочи (4,47 км).
Каким образом тоннель решит транспортные проблемы
Строительство тоннеля позволит увести транспорт под проспект Революции и сделать центр города практически пешеходным, отметил Красиков.
– Воронеж попал в пятерку городов России с самыми загруженными дорогами. Сейчас в городе 300 автомобилей на 1 тыс. жителей, не считая автобусов, маршруток, в Европе – 600 авто на 1 тыс. жителей, в США – 900 машин. Прогнозируется, что через 20 лет Россия догонит Европу, и у нас будет 600 машин на 1 тыс. жителей – то есть вдвое больше. Что делать с этим транспортом? Здесь много разных возможностей. Тоннель позволит в значительной степени разгрузить центр города, – рассказал инженер-проектировщик.
Российские города с транспортными тоннелями имеют полную систему наземного и подземного транспорта, подчеркнул Юрий Красиков.
– Там есть и трамваи, и метро, и автобусы. Города используют это подземное пространство. Это показывает, что все виды транспорта сопоставимы, взаимодополняемы. В Воронеже трамвай уже ушел в прошлое, но имеются другие возможности в будущем, – добавил планировщик.
Тоннель как первый шаг к освоению подземного пространства
Подземное пространство освоено во многих европейских городах, в том числе в Хельсинки, Монреале, Окленде, Мадриде, отметил Юрий Красиков.
– Для Воронежа строительство тоннеля и дальнейшее освоение подземного пространства – взгляд вперед, в будущее. У меня есть схемы. Тоннель можно соединить с подземным пространством под стадионом «Труд», под детским парком «Орленок», под площадью Ленина. Можно сделать выход к железнодорожному вокзалу – там имеются скверы и площадь, под которыми можно построить разные объекты, – пояснил Красиков.
Инженер-проектировщик уверен, что под землей можно разместить торговые и развлекательные центры, парковки, архивы.
– Дело в том, что в хозяйственный оборот нашей городской власти будет поднят новый пласт земли, расположенный уровнем ниже. Этот пласт будет ценен для коммерсантов, предпринимателей. Под землей можно размещать те же самые торговые, спортивные, бизнес-центры, культовые сооружения. Это будет облагаться меньшим налогом, исчезнет проблема с парковками, – уверен Красиков. – Никто в Воронеже не занимается темой освоения подземного пространства. Ни архитектурно-строительный университет, ни проектные институты, ни футурологи. Хотя с 2004 года существуют рекомендации Российской академии архитектуры и строительства по освоению общественных подземных пространств крупных городов России.
Сколько это стоит
Примерную стоимость строительства тоннеля в центре Воронежа Юрий Красиков назвать затруднился. По его словам, в Мадриде на строительство 1 км трехуровневого тоннеля на глубине 45 м ориентировочно тратили 2 млрд рублей.
– То, что я предлагаю – это не сиюминутное строительство. Это видение того, каким может быть город в будущем. Оценивать это в современных деньгах нельзя. Требуются проработки. Сейчас моя главная цель – зарезервировать землю на тех местах, где могут появиться врезки в тоннель. Если землю отдадут под застройку – идея погибнет, – отметил Красиков.
По словам планировщика, проходка и обделка тоннеля в Воронеже займет около шести лет. В будущем, с развитием технологий, работа может идти значительно быстрее, заверил Юрий Красиков.
Как родилась идея строительства тоннеля в Воронеже
О тоннеле, который решил бы транспортные проблемы Воронежа, Юрий Красиков задумался в 2007 году. Тогда власти посоветовали инженеру найти инвестора. В 2016 году планировщик направил концепцию обустройства в облправительство на имя губернатора Алексея Гордеева. Оттуда документ переслали в областное управление архитектуры и градостроительства.
– Глава областного управления архитектуры Марина Ракова сказала, что идея нужная и интересная. Но она объяснила, что тему должны рассмотреть в комитете при городском управлении архитектуры. Документ направили туда. В ответе мне сообщили, что не могут принять предложение и включить идею в генеральный план города, потому что он уже сформирован. Я объяснил, что это может быть отдельная разработка, – рассказал Юрий Красиков.
Более детально идею строительства тоннеля рассмотрят на заседании общественного совета областного управления архитектуры в марте 2017 года.
Насколько реальна идея
Корректировка генплана Воронежа станет возможна через десять лет – к этому времени Юрий Красиков намерен подготовить схему подземных пространств, чтобы власти внесли ее в генплан.
– Это дело в перспективе, дело реального проектирования. Мы должны думать о будущем. Это не означает, что вот сейчас взяли и стали копать. Я недавно был на круглом столе с участием японцев. Они ходили по нашим стройкам, смотрели. И я думал, как же отстало мы выглядим по сравнению с ними. Да мы лет на 30 отстаем от цивилизованного мира, к сожалению, – резюмировал Красиков.
Контекст
Воронежские власти и активисты уже предлагали необычные идеи для решения проблем транспортной загруженности. В феврале 2013 года представители воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» предложили ввести маршруты-экспрессы, действующие в часы пик. Предполагалось, что стоимость проезда на таких спецмаршрутах с прореженными остановками будет выше.
В декабре 2013 года горадминистрация заявила, что рассмотрит проект строительства легкого метро. Мэр Александр Гусев отмечал, что проект предполагает «преимущественно наземное метро». План предполагал появление в центре города и частично на Московском проспекте линий «легкого» метро. Строительство оценили в 15-18 млрд рублей. Проект не получил развития. В 2016 году городские власти решили не включать концепт метро в пятилетний план строительства крупных дорожных объектов.
В феврале 2015 года неизвестный активист предложил закупить двухэтажные автобусы для городских маршрутов Воронежа. По мнению автора идеи, двухэтажные автобусы помогли бы решить проблему пробок и избавили бы людей от давки в общественном транспорте. Власти не стали рассматривать инициативу, поскольку она не набрала достаточного количества голосов.
В ноябре 2016 года на сайте Российских общественных инициатив появилась петиция воронежским властям с просьбой построить линии скоростного трамвая. По мнению активистов, запустить скоростной трамвай дешевле и быстрее, чем построить метро. Инициативу рассмотрят на муниципальном уровне, если петицию подпишут 49,5 тыс. человек. Голосование завершится 15 ноября 2017 года. К 22 февраля 2017-го идея набрала 491 голос.