Воронежский художник Ян Посадский создал новый стрит-арт «Маятник Фуко» на стене дома №6−8 на улице Орджоникидзе. Из-за конфликта с собственником здания автору предстоит самостоятельно уничтожить свою работу. Об этом он рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» в четверг, 15 апреля.
– Проект я делал вместе с ребятами с моего курса Public Art и неравнодушными воронежцами, которые откликнулись на призыв в соцсетях. Здание находится близко к Покровской церкви, поэтому я использовал его для репрезентации истории с антирелигиозным музеем и маятником Фуко. Изображение закрашу я сам вместе с волонтерами и друзьями: мой друг, арендатор этого помещения, который дал добро на работу, попал в неловкую ситуацию с собственником здания. Тот наотрез против этой работы и требует убрать ее до конца недели.
Стрит-арт закрасят в 15:00 в пятницу, 16 апреля, но художник признался, что уже нашел новую локацию для реинкарнации «Маятника» рядом с Покровской церковью.
– Мне кажется, это забавный жест с самоуничтожением своего же творения. «Я тебя породил, я тебя и убью», помните? Стрит-арт – нелегальное, эпизодичное, временное искусство. Оно не претендует на вечность, монументальность. Работа прожила всего несколько дней, такова ее судьба – быть закрашенной.
У «Маятника Фуко», как и у всех остальных работ Яна Посадского, есть обоснование. Его начали рисовать в ночь с 11 на 12 апреля. В 1931 году в этот день в Исаакиевском соборе, отданном под антирелигиозный музей, в присутствии 7 тыс. зрителей впервые показали опыт с маятником Фуко, подтверждающий вращение Земли. Демонстрацию приурочили к пасхальной ночи – главному празднику православной веры.
– В Воронеже был свой маятник Фуко. В 1932 году облисполком принял решение об изъятии Покровского храма у общины. В церкви расположился выделившийся из краеведческого государственный антирелигиозный музей. Современники, посещавшие его, помнят закрепленный под куполом храма маятник Фуко. Висел он совсем недолго. В 1942 году музей был эвакуирован, а по возвращении слился с краеведческим, – рассказал художник. – В проекте я соотношу религию и науку в единый, «сакральный» символ – условная траектория движения маятника Фуко накладывается поверх росписи купола Покровского храма, выполненной в технике газетного растра.
Яна Посадского называют «воронежским Бэнкси» и главной фигурой городского стрит-арта. Горожанам он известен неоднозначным проектом переделки фасада ВГУИТ, надписью «Не докапывайся» на брусчатке проспекта Революции, огромными буквами «ВОНЕЖ» на опорах Чернавского моста. К уничтожению своих работ Посадский относится спокойно. Надпись «Хлеба и зрелищ» на заборе вдоль улицы Кольцовской просуществовала всего восемь часов – надпись закрасили, а художнику пришлось объясняться с полицией. Никитинский театр запустил совместно с Яном Посадским экспериментальный проект «Децентрализация»: 30 зрителей разделятся на команды, каждая из них станет ответственной за какой-либо район города. В результате игры команды, соревнуясь и предлагая позитивные перемены, создадут привлекательный для них самих облик Воронежа.