, Воронеж
  • 9378

В черном-черном кубе. Как воронежцы отнеслись к возможной переделке фасада ВГУИТ

Мнения горожан разделились
В черном-черном кубе. Как воронежцы отнеслись к возможной переделке фасада ВГУИТ В черном-черном кубе. Как воронежцы отнеслись к возможной переделке фасада ВГУИТ
РИА Воронеж Текст — , фото — предоставлено ВГУИТ

Решение перекрасить фасад Воронежского государственного университета инженерных технологий в черный цвет в рамках грядущего фестиваля современного искусства вызвало неоднозначную реакцию горожан. Если коротко, то мнения разделились: от восторженного «какая прелесть» до условного «какая гадость». Корреспондент РИА «Воронеж» постаралась разобраться в происходящем.

С чего началось

Фестиваль современного искусства и паблик–арта «Techno/Техно» состоится во ВГУИТ, но о дате проведения пока говорить рано.

– По проекту территория ВГУИТ превратится в масштабный арт–объект, который может стать дополнительной достопримечательностью города и точкой притяжения молодежи. Мы находимся в самом центре Воронежа и хотели бы, чтобы наш вуз органично вписывался в его культурный контекст. Кроме того, мы работаем с молодежью и обязаны идти в ногу со временем, а запрос на современное искусство и паблик–арт в Воронеже определенно есть, – рассказали в пресс–службе вуза.

Кураторы проекта – Ян Посадский и Михаил Гудвин – при поддержке самого вуза предложили экспонировать на его базе работы современных художников, «разбросанные» как в здании, так и на территории. Кроме того, особым образом предполагается оформить здание баннерной сеткой на период реконструкции. На сетке смонтируют сменные панели с изображением стрит–арта различных мастеров. Менять их можно будет каждый сезон или в зависимости от идейной задумки, представив, таким образом, работы сразу нескольких художников.

фото предоставлено ВГУИТ
фото предоставлено ВГУИТ

За или против

Само здание давно требует капитального ремонта, на время проведения работ предлагается применить нестандартное решение – доминирующим цветом съемной конструкции может стать полностью черный, а вот сменные панели могут быть выполнены в различных цветовых и графических решениях. После проведения реконструкции баннеры демонтируют, но само здание по задумке художников в итоге тоже должно стать черным.

– Корпус ВГУИТ сейчас находится в довольно унылом состоянии, предлагается сделать капитальный ремонт, выкрасить его в черный цвет. Так сложилось, что черный и белый цвета у нас неприемлемы, поскольку это очень полярные, чистые цвета. И черной архитектуры у нас, к сожалению, очень мало, хотя она очень стильно смотрится. Это здание находится в панорамной точке и будет просматриваться от Чернавского моста, пока ремонт будет идти, на баннерной сетке хотелось бы видеть работы художников, – поделился Ян Посадский.

фото - Дарья Снегова (из архива)
фото - Дарья Снегова (из архива)

Еще одну волну интереса к нестандартной переделке видового здания поднял создатель галереи Х. Л. А. М. Алексей Горбунов на странице Facebook:

«Говорят, что предложение Яна Посадского о фестивале паблик–арта и современного искусства на территории воронежского Технологического института (ВГУИТ) в целом одобрено. Мэром. Думаю, что выставки современного искусства в актовом зале бывшего обкома, а также росписи и скульптуры во дворе реальны. Но обсуждение с архитекторами и с «общественностью» облика кубического корпуса университета может принести сюрпризы. Поднимаясь и спускаясь по Степана Разина, любуемся черно–белым фасадом «куба» с работами Алисы Йоффе. Но пока только на картинке. И фантазируем об отваге архитектурного сообщества».

фото - Роман Демьяненко (из архива)
фото - Роман Демьяненко (из архива)

Ссылаясь на публикацию Горбунова, telegram–канал «Спойлер» назвал проект «похоронами вкуса» и «крематорием». Кроме того, сообщение также собрало несколько негативных комментариев: «Мне он кажется просто невероятно мрачным, почти угрожающим», «Это не очень красиво вписывается в ландшафт. Как «Марриотт» ... Ян, вы талантливы. Но, мне кажется, вы часто ухватываетесь за первое решение, просто за идею, не желая учитывать контекст».

Художник Ян Посадский парировал: «А отель «Украина» по соседству вписывается в ландшафт, то, что надо!.. Там весь перекресток и площадь депрессивная, после которой идут прекрасные улочки тихого центра. Если не начинать улучшать ландшафт с ВГУИТ – отель «Украина» тоже никогда не изменится, и мы с этим ещё долго будем жить. Современная архитектура и искусство эстетизируют среду всегда и в любой ситуации!».

Были и те, кто поддержал проект: «Это просто супер! Со всех сторон: и архитектурно, и такая выставочная площадка. Я бы тоже с удовольствием поучаствовала через годик», «Это ... какая прелесть».

Шокирующий паблик–арт

РИА «Воронеж» запустило опрос о том, как горожане отнеслись к предложению современных художников. Большинство проголосовавших на момент публикации отказались признавать проект «искусством».

Корреспондент РИА «Воронеж» также собрала мнение официальных лиц и общественников.

Ректор ВГУИТ Василий Попов

– ВГУИТ является центром не только образовательной и научной, но и социально–культурной жизни. Поэтому мы со студентами пообщавшись, пришли к тому, что у них есть большой интерес к современному искусству и всему, что с ним связано. А тем, кто обучается по профильным направлениям (туризм, гостиничное дело, сервис), интересен ещё и процесс создания своего рода центров притяжения в городе. Думаю, новому фестивалю быть и новым интересным объектам на нашей территории тоже. Что касается черного фасада, эта концепция была предложена нам Яном Посадским, и мы его в этом поддержали. Однако, как и прозвучало на встрече с мэром, окончательное архитектурное решение мы будем согласовывать с экспертным сообществом и соответствующими государственными органами. Последнее слово в любом случае будет за профессионалами.

Мэр Воронежа Вадим Кстенин

– Мне нравятся и сама идея, и даже предлагаемый цвет временной баннерной сетки. И в качестве постоянного цвета здания черный лично меня не пугает. Но не уверен, что его положительно оценят все горожане. К тому же оформление зданий в центре города очень жестко зарегламентировано. Соответственно, оценивать идею предстоит специалистам – людям, которые учились на архитекторов и дизайнеров. Нужно узнать мнение и наших молодых специалистов, которые уже имеют большой опыт работы с городскими пространствами.

Художница Марина Демченко

– Я всячески поддерживаю идею фестиваля, который придумали Ян Посадский и Миша Гудвин. Мне представляется очень актуальным наличие контраста в этой точке города, наличие некой цветовой и тоновой доминанты. Черный цвет не является мрачным и пугающим, наоборот, это наиболее яркий фон работ известных художников. Мне кажется, что такой проект созвучен европейской городской среде. Современные города в Европе не боятся смелых решений, не бояться коллаборации художников. Да что там Европа! Посмотрите на культурные творческие кластеры в Москве: подобные росписи на домах выглядят очень стильно и привлекательно. Они способствуют формированию мнения о городской среде, как о среде, открытой к творчеству, креативу, и, следовательно, о среде, готовой экономически развиваться, коммуницировать с горожанами. Мне, конечно, очень хотелось бы верить, что в Воронеже такие процессы возможны, город может быть открыт к инициативам подобного рода, что горожане, даже с учетом противоречивого отношения к черному цвету, смогут и захотят принять взаимодействие искусства с городской средой в таких больших масштабах, как предлагается в рамках этого проекта. Сама идея, что росписи на этом здании будут меняться через какое–то время, и что техноложку смогут расписать Покрас Лампас или Алиса Йоффе – это нереально круто. Желаю удачи этому проекту. Очень хочется верить, что горожане склонны к более смелым предложениям, чем к просто консервативным, скучным решениям. Но, если честно, у меня есть скепсис: в последнее время я вижу очень мало позитивных тенденций в городской среде Воронежа, в культурной среде, как будто существуют только низовые инициативы. Готовности воплощать смелые проекты на уровне власти как будто бы нет. Жалко, что город не готов развиваться, быть современным, быть креативным, не готов вкладываться в эту сферу, становиться привлекательным для экономики, для туристов, для будущего.

Художник Михаил Гудвин

– Наша инициатива по перекраске фасада продиктована в первую очередь функциональной задачей – созданием нейтрального черного фона для масштабных работ, ведь в первую очередь мы говорим о фестивале современного искусства. Подобная практика перекраски зданий уже давно используется за границей. Черный цвет у нас часто может ассоциироваться с чем–то траурным. Мне кажется, лучше избавляться от таких клишированных представлений. Для современной культуры черный – это в первую очередь стильно. У нас в стране принято красить здания в бежевый или желтый – цвет болезни и казенных зданий по Достоевскому. Но гораздо эстетичней могут смотреться контрастные и насыщенные цвета – темно–красный кирпич, синий (подобно перекрашенному дому 48 на улице 20–летия ВЛКСМ) или даже черный. Но, конечно, горожане вправе считать подобное решение «не вписанным в ландшафт», и это тоже прекрасно. Черное здание, еще и с рисунками на нем, ставит задачу не угодить каждому прохожему, а как бы встряхнуть его, вывести из обычного восприятия города. Хороший пример привёл основатель галереи Х. Л.А.М. Алексей Горбунов: «В послевоенной Европе именно шокирующий паблик–арт снимал с людей депрессию. У людей прояснялись лица».

Общественник Вячеслав Минаков

– Решение перекрасить в черный цвет здание в центре города, даже на время его ремонта является дискуссионным и найдет своих сторонников и противников. Своё мнение обязательно должно высказать широкое профессиональное сообщество. Последнее слово здесь, конечно, должны сказать жители города. Согласен с мэром в том, что последнее время у нас сложилась неплохая практика голосования в соцсетях, однако нужно понимать, что и у такого голосования безусловно есть свои минусы – прежде всего технического характера. Что касается лично моего мнения по данной идее, скажу следующее: мне нравятся черные здания, их достаточно много, например, в Скандинавии, однако, что касается здания ВГУИТ, там есть сложившаяся историческая среда, и у меня нет уверенности, что черное здание хорошо впишется в данном месте, я бы сказал, что в данном месте, это спорное решение.

Общественник Денис Евграфов

– Мне в целом нравится. Приведу в пример дом в Котельниках, который ввел моду на черный цвет. Думаю, этот дом украсит город, осовременит взгляд на архитектуру. Долгое время внешним видом здания не занимались. Поэтому в целом я приветствую визуальные изменения в облике города, в лучшую сторону естественно. А вот открытое голосование – вопрос спорный. Я бы больше профессиональное экспертное сообщество спрашивал бы. Потому что любое голосование – это манипуляция. Как задашь вопрос, как визуально его подашь – такой результат и получишь.

Мэр Вадим Кстенин отметил, что инициативные идеи, направленные на развитие города, администрация всегда приветствует, но нетривиальные решения требуют общественного обсуждения. Что чаще всего и происходит в последнее время.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: