В Воронеже каждая пятая могила является заброшенной, сообщила пресс-служба АО «Воронежское похоронное бюро» в понедельник, 8 августа. Инвентаризация прошла на Юго-Западном, Коминтерновском, Левобережном, Лесном и Казанском кладбищах. На самом старом городском кладбище – Казанском – оказалось 60% забытых захоронений.
На Коминтерновском кладбище таких могил было 35%. В основном это могилы тех, кто воевал в Великую Отечественную войну. Большинство находится в критическом состоянии: установить, кто здесь захоронен, уже невозможно. Многие погибшие были из других городов, поэтому навещать могилы и следить за их состоянием некому.
На Левобережном и Юго-западном кладбищах забытых могил было около 12%. Меньше всего заброшенных захоронений – 10,2% – оказалось на Лесном кладбище. По закону «О погребении и похоронном деле», использовать забытые могилы повторно запрещено.
– В этом году мы запустили проект по реставрации мест захоронений участников Великой Отечественной войны. Уже восстановили захоронения полковника медицинской службы Якова Семеновича Бруна и полковника Георгия Михайловича Уварова, – рассказала пресс-секретарь АО «Воронежское похоронное бюро» Валентина Усманова.
Сотрудники похоронного бюро планируют реставрировать солдатские захоронения ежегодно. К работе привлекут волонтеров.
Контекст
Мэрия в конце марта 2016 года объявила о строительстве крематория в Воронеже. Возведением объекта займется ООО «Городская похоронная служба». По первоначальному плану крематорий площадью 800 кв. м должен был разместиться в 700 м от микрорайона «Новый Бомбей» и в 900 м от жилого комплекса «Скандинавия».
По результатам опросов 200 человек против строительства крематория проголосовали 59% жителей. В апреле активисты стали распространять в городе листовки и разносить по почтовым ящикам заявления против строительства крематория. На общественных слушаниях 18 мая воронежцы требовали перенести крематорий подальше от жилых кварталов.
Мэрия попыталась отреагировать на протесты граждан и подыскать новый участок. Но в итоге депутаты гордумы 29 июня вернулись к прежнему решению и включили в зону кладбищ земельный участок на улице 9 Января. По предварительным данным, в крематории будет однокамерная печь и колумбарий. Зал для обрядов и подготовки к кремации в помещении не предусмотрели.
Крематории работают как минимум в 17 российских городах, и не всегда их строительство местные жители воспринимали спокойно. К примеру, в Волгограде горожан возмутило соседство крематория с жилыми домами, православным храмом и детскими садами.