, Воронеж
  • 11215

«Северные ворота» Воронежа. Какой квартал возведут на месте яблоневых садов

На форуме «Зодчество VRN» впервые представили концепцию застройки участка
«Северные ворота» Воронежа. Какой квартал возведут на месте яблоневых садов «Северные ворота» Воронежа. Какой квартал возведут на месте яблоневых садов
РИА Воронеж Текст — , фото — Эльвира Бутырина

На архитектурном форуме «Зодчество VRN – 2021» в пятницу, 28 мая, в ходе центральной пленарной сессии была впервые представлена концепция застройки яблоневых садов. Она позиционируется как один из пилотных проектов в нашей стране, который будет реализован на основе стандартов комплексного развития территорий.

На участке яблоневых садов, ограниченном улицами Ломоносова, Шишкова и Московским проспектом, планируют построить дома высотой от 12 до 22 этажей. Всего на 52 га земли возведут 740 тыс. кв. м жилья для 24 тыс. жителей. Общая площадь застройки участка с учетом жилой составит 1,1 млн кв. м.

О том, как планируют реализовать проект, в материале РИА «Воронеж».

Городские огороды и длинный променад

На территории яблоневых садов возведут не только жилые дома, но и необходимую социальную инфраструктуру – школу на 1575 мест, шесть садиков на 1 000 мест (два отдельно стоящих на 300 мест и четыре встроенно-пристроенных на 100 мест каждый).

Руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков во время своего выступления напомнил, что в декабре 2020 года госкомпания «ДОМ.РФ» провела аукцион на право аренды и комплексного развития территории бывших яблоневых садов в Воронеже. Победителем стало АО СЗ «ДСК», компания получила участок в пользование на 11 лет. Право разработки концепции застройки досталось Институту Генплана Москвы. А для разработки архитектурных решений было привлечено питерское архитектурное бюро «А.Лен».

С презентацией проекта на форуме выступил руководитель бюро «А.Лен» Сергей Орешкин. Он рассказал, что на территории яблоневых садов планируется построить город-парк с одноименным названием – «Яблоневые сады».

– Комфортная среда для меня – это особая работа с выделением зеленых пространств, зеленого каркаса. Это доминирующая тема. Наш масштаб – это масштаб квартала, района внутри территории. Мы попытались максимизировать зеленую зону. Здесь есть центр притяжения – это дендропарк, большие реализованные кварталы с юга и социальный узел с севера. Конечно, нужно организовывать связь между этими комплексами. Так, во время жарких обсуждений родилась идея большого и сложного городского внутреннего парка, – рассказал Сергей Орешкин.

Он также пояснил, что один из принципов застройки – это транспортная идеология, внешний каркас.

– Мы хотели бы сделать большой променад длиной 1200 метров. Это будет большая спортивно-оздоровительная зеленая зона, которую я бы хотел наделить той историей яблоневых садов, которые были здесь. Променад соединит социальный узел, где будут спортивный комплекс, школа и южные районы. И мы, конечно, как в Центральном парке Нью-Йорка и в других знаменитых мировых парках, пересекаем

их специальными пешеходными мостами, – отметил Сергей Орешкин.

Руководитель архитектурного бюро рассказал, что также планируется «реализовать модную идею городских огородов».

– Такие огороды есть в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине. Хотелось бы тут попробовать посадить и фруктовые сады. Это будет мечта для урбанистов, чтобы была большая территория, насыщенная социальными объектами. Ведь школы тоже могут использовать бульвар в своих целях, – пояснил Сергей Орешкин.

Общественные территории предлагается разделить на две части: публичное пространство – участки, прилегающие к магистралям, и озелененные территории внутри микрорайона, и приватное пространство – дворы.

– Одна из тем, которая для нас актуальна, – закрытость двора, безопасность, защищенность. Чтобы у родителей была возможность выпустить ребенка спокойно погулять во двор, – пояснил Сергей Орешкин.

В квартале также обустроят велодорожки и реализуют концепцию «Двор без машин».

В чем преимущество?

Директор подразделения «Градостроительство, сопровождение проектов и инфраструктура» госкомпании «ДОМ.РФ» Андрей Балук назвал одним из достоинств проекта достаточно плотную разноэтажную жилую застройку с пешеходным бульваром, который соединяет ее с социальным кластером.

– В северной части этой территории есть 24,5 га, где будут размещаться и школа, и спортивный комплекс, и поликлиника. Жители застройки этими объектами инфраструктуры будут пользоваться. Это будет очень достойный проект, он станет «северными воротами» Воронежа, не побоюсь этого слова, – рассказал Андрей Балук.

Андрей Еренков также задал вопрос генеральному директору АО СЗ «ДСК» Андрею Соболеву о том, в чем преимущество данного проекта, а также «чем это отличается от того, что в прежнее время строил ДСК».

– Я бы в рамках концепции яблоневых садов попросил делать акцент на том, что его не следует рассматривать как отдельную территорию. Потому что на сегодняшний момент уже 78 га освоено тремя застройщиками и 1,44 млн кв. м жилья введено, в том числе объекты социального значения: школы, садик, коммерческие, торговые площади, бизнес-центр уже присутствует. Что касается архитектуры, мы достаточно гибкие здесь. Ведь еще в 2014 году провели реконструкцию наших заводов панельного домостроения, – рассказал Андрей Соболев.

Он добавил, что у жилого комплекса будет закрытая территория, на которой предусмотрят зоны отдыха. Под каждым домом расположатся подземные парковки – наземных парковок не будет.

– Самая главная задача, которую нам поставил и губернатор, – обеспечить этот проект в рамках архитектурной сетки, модуля города целиком, – пояснил Андрей Соболев.

По его словам, бульвар на территории жилого массива станет центральной рекреационной зоной. Он будет создавать коридоры для занятий физкультурой и спортом. Один коридор будет выходить к спортивно-оздоровительному комплексу «Олимпик», другой – к парку «Динамо».

Жилой массив планируется строить в три очереди. Реализацию первой наметили на 2021 − 2023 годы. За это время планируют возвести многоквартирные дома, детский сад на 300 мест и школу. Реализацию второй очереди наметили на 2023 − 2025 годы, а третью – на 2025 − 2027 годы.

Андрей Соболев рассказал, что в рамках проекта будет создана и дорожная инфраструктура. От улиц Шишкова и Ломоносова застройщик сделает четырехполосную дорогу протяженностью 1,3 км.

Он также отметил, что объем инвестиций в проект составит около 50 млрд рублей, а также будет обеспечен дополнительный объем ввода жилья – 70−90 тыс. кв. м. При этом 7% от всего построенного жилья будет передано госкомпании «ДОМ.РФ».

Без критики не обойтись

Руководитель департамента архитектуры и градостроительства региона Андрей Еренков отметил, что «хоть звучит все достаточно позитивно», без критических замечаний по поводу предложенной концепции не обойтись.

– На текущий момент пока не полностью достигается инфраструктурный баланс. Из тех представленных материалов мы понимаем, что существует определенная нехватка мест в школах. Есть сложности с рекреационными зонами. Сергей Иванович, когда презентовал проект, говорил о том, что ломаная линия является таким зеленым бульваром. Вместе с тем мы считаем, что вопросы озеленения территории рекреационных зон должны были быть решены более убедительно и, возможно, при планировании размещения зданий можно было бы думать о более массивных озелененных пятнах, которые были бы парковыми пространствами, а не просто променадом, который идет линией через все жилье, – заявил глава департамента.

Еще одно замечание Андрей Еренков высказал в адрес застройщика «ДСК».

– Вы говорили сегодня о функциональном многообразии. Однако здесь мы пока, к сожалению, наблюдаем все равно существенный дисбаланс в пользу исключительно жилых массивов. На наш взгляд, нежилые первые этажи – это все-таки не совсем достаточно для того, чтобы обеспечивать баланс функционального разнообразия. Возможно, еще можно будет подумать над этим, – отметил Андрей Еренков.

По его мнению, вопрос, который требует дополнительного наблюдения и проработки, – транспортное обеспечение улично-дорожной сети.

– Есть такая черта у крупных застройщиков – они планируют развитие своих территорий, не замечая планов соседа. У нас несколько крупных застройщиков, а улично-дорожная сеть одна. Поэтому над транспортной схемой я предлагаю еще на этапе работы над проектом планировки подумать, – подытожил Андрей Еренков.

Контекст

Проект застройки яблоневых садов обсуждается в Воронеже не первый год. В апреле 2019 года решением гордумы участок перевели из зоны сельскохозяйственного использования в зону многофункциональной общественно-деловой застройки. В ноябре 2020-го речь впервые зашла о застройке участка жилыми домами – воронежцам предложили высказаться об этой идее на платформе «Активный электронный гражданин». Уже в декабре 2020 года в аукционе на право аренды спорной территории, которую многие местные жители считают парком, победила дочерняя компания ДСК. При этом губернатор Александр Гусев называл туристическую и рекреационную привлекательность яблоневых садов спорной. Первыми соцобъектами, которые появятся на месте участка, должны стать поликлиника, ее строительство профинансируют из федерального бюджета, и так называемая «мегашкола», рассчитанная на 2,8 тыс. учеников.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: