Воронежский биосферный заповедник презентовал вторую по счету экологическую тропу 24 сентября 2016 года. К первой тропе «Заповедная сказка» прибавили вторую – «Черепахинскую». Она называется так по двум причинам: идет к бывшему Черепахинскому кордону заповедника, и большая часть ее проходит по заболоченной пойме реки Усманка, где действительно обитают черепахи.
У «Черепахинской» экотропы будет два маршрута. Первый, действующий, имеет протяженность 1,5 км, причем две трети пути проходят по специальному дощатому настилу, на полметра возвышающемуся над болотистой поймой Усманки. Второй маршрут длиной около 4 км еще не открыт для туристов. По словам директора заповедника Романа Холода, он готов примерно на 90% по состоянию на 10 октября.
Корреспонденты РИА «Воронеж» одними из первых отправились в пешую прогулку по Черепахинской экотропе с замдиректора заповедника по экологическому просвещению Игорем Воробьевым.
– Мы начали строить Черепахинскую тропу летом 2015 года, – рассказал Игорь Воробьев. – Часть тропы – это старая грунтовая дорога, проложенная давным-давно в сторону районного центра Усмань Липецкой области, до которого около 13 км. Раньше из-за рубок и выпаса скота лес был гораздо светлее. Черепахи любят откладывать яйца на таких прогреваемых песчаных участках над поймой. Видимо, поэтому стоящий здесь кордон назвали Черепахинским.
Чтобы попасть в начало тропы, надо пройти от главной усадьбы заповедника около 500 м по асфальту, миновать Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь и углубиться в сосновый лес. По нему туристов поведут дальше более десятка аншлагов, установленных примерно через каждые 100 м.
По словам Игоря Воробьева, уровень удобств на всем пути туриста определяет протяженность маршрута заповедника. Если пешая прогулка длится около пяти часов, то на пути движения туристов должны быть скамейки для отдыха и туалеты. А если речь идет о 1,5 км, на которые максимально уходит два часа, то достаточно двух ящиков для мусора в начале и конце пути, а также аншлагов с подробной информацией о маршруте.
Этот маршрут начинается с входа в сосновый бор – именно из здешних сосен Петр I строил корабли. Сегодня деревья высотой в 30-35 м и возрастом до 200 лет преобладают в самом начале экотропы.
Через 100 м дорога раздваивается – малая Черепахинская тропа уходит вправо, а ее второй, четырехкилометровый маршрут, идет прямо.
И если «малая» тропа образует петлю, которая автоматически приводит туриста в начало маршрута, то «большая» уходит в чащу, проходя по бору, дубравам, болотам.
– Примерно 50 тыс. человек в год посещает наш заповедник, – рассказал Игорь Воробьев. – Как правило, это не обычная городская публика, а любители природы или люди, желающие узнать о ней как можно больше. В базовом варианте экскурсоводов на тропе не будет – на аншлагах много информации о маршруте: о деревьях, зверях и птицах, которых можно здесь увидеть. Разговор с туристами-детьми поведут наши сказочные персонажи – Черепаха и Заяц. Наша задача – дать гостям заповедника первичные факты, узнав которые на экскурсии, они захотят найти дополнительную информацию дома в книгах или интернете.
Игорь Воробьев рассказал о взаимоотношениях деревьев в заповеднике. Тут есть так называемые «львы» – породы деревьев, которые «держат» территорию. К ним относятся сосна и дуб. Есть «шакалы», которые захватывают освобождающиеся лесные площади. Это береза, ольха, осина. «Верблюдами» называют породы, которые терпят и потихоньку тянутся к свету. Например, вяз.
– У ольхи древесина цвета апельсина, – рассказал провожатый журналистов РИА «Воронеж», показывая приделанный к одному из аншлагов поперечный срез ствола.
Древесина этого дерева легкая, известна своей стойкостью под водой. Знатоки используют ольховые дрова для копчения. Из-за того, что ольха растет на сырых участках, ее корни находятся практически в воде, и им неоткуда брать кислород, поэтому у этого дерева образуются так называемые «ходульные» корни (по-здешнему «коблы»), и сам ствол как бы поднимается над землей, что позволяет ольхе «дышать».
Вдоль берегов Усманки бобры не строят свои хатки, а обычно выгрызают углубления в ходульных корнях ольхи, которая в избытке произрастает прямо возле воды.
Самый интересный участок этого маршрута – деревянный настил почти километровой длины и полутораметровой ширины. Он проложен по тем низким местам, где до начала лета еще стоит вода и где крапива достигает высоты почти 2 м.
Сюда не могла проехать никакая техника, и поэтому все сваи и доски, из которых делался настил, доставляли в чащу на прицепах квадроциклов. Сваи вкручивались на 3-6 метровую глубину, а сверху укладывали доски.
В 50 м от одного из участков настила со временем сделают кормушку для копытных, чтобы туристы могли хотя бы изредка видеть кабанов, оленей и косуль.
Деревянный настил петляет по пойме Усманки, мостками проходя через ее заболоченное старое русло.
На тропе журналисты РИА «Воронеж» встретили белгородца Александра Бутусова. Он с отцом приехал пожить в гостиницу заповедника на несколько дней.
– Я часто путешествую по России, – рассказал Александр. – В Воронежском заповеднике я уже был лет пять тому назад. И за эти годы он заметно преобразился – стал гораздо интереснее. А Черепахинская экотропа – вообще сказка! В нашей области ничего подобного нет.
Игорь Воробьев завершил экскурсию для журналистов РИА «Воронеж» двумя любопытными экспонатами заповедника.
– Что это, по-вашему? – спросил замдиректора заповедника, указывая на желтый стебелек, растущий на сплавине посередине Усманки.
Не дожидаясь ответа, Игорь Воробьев пояснил:
– Это цикута или вех ядовитый. По одной из версий, яд именно этого растения принял древнегреческий философ Сократ, приговоренный к смерти.
Последний экспонат новой экотропы – самый старый дуб этой части заповедника. Он в три охвата толщиной и возрастом не менее 300 лет.
Справка РИА «Воронеж»
Воронежский государственный биосферный заповедник имени Василия Пескова имеет площадь более 31 тыс. га. На его территории обитает примерно 80 оленей, 100 лосей, три волчьи семьи, более 200 видов птиц, 39 видов рыб. Многие животные и птицы занесены в Красную книгу России. В 1985 году территорию заповедника включили в список биосферных резерватов ЮНЕСКО по решению Бюро международного координационного совета программы «Человек и биосфера».