, Воронеж
  • 19117

Под угрозой. Топ-6 воронежских зданий советского модернизма

Архитектор – о ценности архитектуры тех лет и важности ее сохранения
Под угрозой. Топ-6 воронежских зданий советского модернизма Под угрозой. Топ-6 воронежских зданий советского модернизма
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Советский модернизм в Воронеже находится под угрозой исчезновения, считают архитекторы. К зданиям добавляют пристройки, искажающие первоначальный облик, или подвергают агрессивному капремонту.

РИА «Воронеж» вместе с архитектором, преподавателем ВГТУ, членом Общественного совета Владимиром Чесноковым сделало подборку знаковых воронежских зданий советского модернизма, которые не находятся на государственной охране, но очень ценны для города.

Дворец культуры 50-летия Октября

Здание Дворца культуры 50-летия Октября, расположенное по адресу ул. Ворошилова, 19, – едва ли не единственное в Воронеже, связанное с первым полетом человека в космос. На охране Дворец не стоит, при этом, по мнению краеведов и архитекторов, для Воронежа он имеет большую ценность.

Проект ДК 50-летия Октября создала воронежский архитектор Римма Березина. Здание было построено в 1967 году и открыто к полувековой годовщине Октябрьской революции.

– Композиция дворца строится на контрасте глухих и остекленных объемов. Сплошное остекление главного фасада поворачивает за угол и переходит на боковую поверхность. Акцентом для бокового фасада служит «космический» барельеф. Козырек входной группы украшает стилизованный фриз на тему науки и творчества. К концу 70-х годов закончилось формирование комплекса ДК: основному объему добавился цилиндр танцевального зала. Ребристая словно шестеренка шайба зала нависает над первым этажом на едва заметных опорах. В этом решении можно увидеть отсылку к конструктивистским клубам 20-х годов, – рассказал Владимир Чесноков.

По мнению архитектора, хорошим тематическим дополнением к Дворцу стал самолет-монумент летчикам на пересечении улиц Ворошилова, Космонавтов и летчика Колесниченко. Весь комплекс объединяет тема реактивной авиации и покорения космоса, что одновременно связанно как с общим настроением эпохи 60-х годов, так и с профилем работы Механического завода.

– Зрительный зал на 1200 мест позволил дворцу стать важной гастрольной площадкой. Здесь выступали знаменитые на всю страну певцы и музыканты, проводились творческие вечера с актерами, читались лекции, работал кинотеатр. В кружках ДК занимались не только работники Механического завода, но и творческие люди со всего города. Важно отметить, что здание продолжало жить и выполнять свои функции вплоть до последней смены владельца летом 2021 года. Это значит, что дворец культуры 50-летия Октября – важная часть социальной инфраструктуры города. Он нужен людям, его уничтожение недопустимо, – отметил архитектор.

Здание Дворца культуры 50-летия Октября принадлежало Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева. В начале июля его и прилегающую территорию с садом общей площадью 10,3 тыс. кв. м продали по итогам аукциона крупному застройщику – финансовой компании «Аксиома». Имущество ДК и землю оценили в 509,4 млн рублей. О планах компании на выкупленный участок до сих пор ничего не известно. Активисты написали письмо в управление по охране ОКН с просьбой признать ДК 50-летия Октября объектом культурного наследия. Однако чиновники отклонили его: сведения, содержащиеся в заявлении, признали недостаточными. Позднее, 3 августа, ДК включили в список объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Историко-культурную ценность «Полтинника» планируют установить до ноября.

Воронежский цирк

Здание современного цирка Воронежа было открыто в 1972 году, оно рассчитано на 2400 мест. Несмотря на то, что это типовой проект, разработанный в институте «Гипротеатр» архитекторами Саломеей Гельфер и Георгием Наприенко, он заслуживает упоминания как уникальный для города инженерный объект.

–  Круглый зал перекрыт с помощью системы вантов – натянутых стальных тросов. Получившаяся оболочка имеет форму гиперболического параболоида, напоминающего седло. Поиск новых «космических» форм характерен для советского модернизма. Опоры скрыты за сплошным остеклением, что подчеркивает легкость конструкций, создает эффект невесомости крыши. В данный момент главный фасад утратил целостность из-за новых дверей контрастного светлого оттенка и больших растяжек-афиш над входом, – рассказал Владимир Чесноков.

Воронежский государственный цирк имени Дурова ждет глобальная реконструкция за 1,8 млрд рублей, которая начнется не раньше 2023 года.

Дом актера

Дом актера был построен по проекту архитектора Владимира Быховского в 1978 году. По словам Владимира Чеснокова, здание отличается деликатностью и гармонично вписалось в застройку улицы Дзержинского.

–  Главный фасад имеет простую композицию из чередующихся глухих ризалитов и более узких западающих оконных блоков. Скругленные ризалиты дают фасаду пластику, вызывающую ассоциации то ли со средневековым замком, то ли со складками театрального занавеса. Вход в Дом актера акцентирован ажурным декоративным панно из бетона. На нем изображены бродячие русские скоморохи, – отметил Владимир Чесноков.

За проект Дома актера Владимир Быховский был удостоен госпремии в 1981 году. В настоящее время облик здания искажен пристроенной с главного фасада верандой ресторана.

Детская художественная школа

Здание детской художественной школы Воронежа на ул. Средне-Московской, 3А было построено в 1980 году. Автором проекта стал воронежский архитектор Алексей Трунов.

По мнению Владимира Чеснокова, здание выделяется тем, что его объем соединяет сразу две типовых 12-этажки, замыкая угловую композицию, и «формирует сомасштабное человеку пространство в уровне первого этажа».

– Использование первых этажей для объектов, как это тогда называлось «культурно-бытового обслуживания» – характерная особенность эпохи. Объектов подобного рода достаточно много можно встретить в разных районах Воронежа. Выставочный зал Союза художников на ул. Кирова или бывший магазин «Детский мир» на Плехановской – из того же ряда, – рассказал Владимир Чесноков.

Фасад школы развивается по диагонали, освобождая место для небольшого сквера на пересечении ул. Среднемосковской и Никитинской.

Дворец детей и юношества

Здание Дворца творчества пионеров и школьников на площади Детей, 1 построено в 1988 году по проекту воронежских архитекторов Владимира Быховского и Александра Бузова. На сегодняшний день учреждение носит название Дворец творчества детей и молодежи.

По словам Владимира Чеснокова, это самое величественное и крупное здание тех лет в Воронеже.

–  Хочется сравнить его с белоснежным трансатлантическим лайнером. Тогда активные горизонтали межэтажных перекрытий на фасаде – это его палубы, а возвышающаяся башня обсерватории – пароходная труба. Ядро дворца – просторный внутренний двор с верхним светом. В композиции есть интересный рефрен: ажурные, как бы висящие в воздухе железобетонные лестничные блоки снаружи и внутри здания. Объем дворца рассчитан на визуальное восприятие, как со стороны левого берега, так и со стороны спуска площади Детей. Очень жаль, что многие годы Площадь детей находится в полузаброшенном состоянии, – отметил Владимир Чесноков.

Воронежский концертный зал

Проект здания был разработан московским институтом «Гипротеатр» в середине 1970-х годов как новая сцена Воронежского драматического театра.

Воронежский концертный зал возводился почти 30 лет – с конца 1970-х годов – и был построен в 1996 году.

– Здание отличается выверенной планировкой, во многом типичной для театральных зданий тех лет. Кстати, если посмотреть на здание сверху, то можно увидеть, что его «многоугольная», без прямых углов форма плана повторяется в Советской площади, в форме ее скамеек с парапетом. Концертный зал при всех своих достоинствах обладает одной негативной чертой: он подавляет своей массой здание Покровской церкви. Отсутствие уважения к исторической застройке – характерно для 60−70-х. Сейчас архитекторы таким вопросам уделяют гораздо больше внимания, – рассказал Владимир Чесноков.

Что с советским модернизмом в Воронеже?

Архитектор Владимир Чесноков считает, что наглядный пример ремонта, который уничтожает один из лучших, отмеченных в 1990 году государственной премией, объектов 1980-х годов прямо сейчас – это ремонт Кукольного театра. Хоть это здание и не является советским модернизмом в чистом виде.

– К негативным явлениям можно отнести и недавнюю попытку разместить медиафасад на кинотеатре «Пролетарий». Здания этой эпохи постепенно исчезают. Так, снесли универмаг «Россия» – на его месте теперь «Галерея Чижова», а для строительства нового здания рынка снесли старое модернистское, – подчеркнул он.

По мнению архитектора, проблема заключается в том, что ни одно из зданий, о которых шла речь, не находится на государственной охране.

– Причина этого в том, что в обществе нет еще устойчивого понимания ценности архитектуры этих лет. Для многих понятие «советская архитектура» равно «сталинская архитектура». Дома с колоннами и лепниной гораздо проще признать красивыми. А все, что было построено после, часто воспринимается как скучные бетонные коробки. Поэтому, мне кажется, что рассказать об этой позднесоветской архитектуре будет полезно. В ней есть своя красота. Советский модернизм, как и положено хорошей архитектуре, запечатлел дух времени – эпохи, когда люди гордились достижениями советской науки и с надеждой смотрели в будущее, – заявил Владимир Чесноков.

Почему важно сохранить?

По мнению Владимира Чеснокова, здания 60−80-х годов в Воронеже никак не охраняются государством, из-за чего теряют первоначальный облик. Одни объекты уже уничтожены, а некоторым зданиям грозит снос.

Архитектор считает, что памятники советского модернизма необходимо сохранять как любые другие памятники прошедшей эпохи.

– Речь идет про отдельные здания, имеющие ценность в архитектурном, градостроительном, историческом или ином аспекте. Уважительное отношение к прошлому города позволяет ему сохранять свою идентичность, иными словами уникальность, отражающую его развитие и историю, – отметил он.

Справка РИА «Воронеж»

В отличие от зарубежного – советский модернизм не стал естественным результатом творческих поисков архитекторов. Он явился ответом на радикальное изменение государственной политики в сфере строительства. В 1955 году вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Этот документ порицает сталинскую архитектуру за избыточное украшательство и ставит задачу по разработке дешевых типовых проектов. Отдельного упоминания в документе, как примеры нерационального расходования средств, удостоились воронежские башня ЮВДЖ и высотка на Девицком выезде.
Эстетика в массовом строительстве отошла на второй план, гораздо важней стали экономические показатели и объемы вводимого в эксплуатацию жилья. Символом эпохи стала «хрущевка» – малометражная пятиэтажка, позволившая многим семьям обрести свою маленькую квартиру взамен угла в коммуналке.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: