, Воронеж
  • 10575

Нехватка техники и кадров. Что мешает Воронежской области развить элитное семеноводство

Эксперты – о решении проблемы с местным посадочным материалом.
Нехватка техники и кадров. Что мешает Воронежской области развить элитное семеноводство Нехватка техники и кадров. Что мешает Воронежской области развить элитное семеноводство
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов (из архива); Лилия Сланцева

Форсайт-сессия департамента аграрной политики «Развитие элитного семеноводства на территории Воронежской области: приоритеты и точки роста» состоялась в Воронеже в четверг, 9 июля. На ней отраслевые эксперты, ученые, селекционеры, владельцы хозяйств и чиновники обсудили, как и зачем развивать в регионе элитное семеноводство.

ffb8046b-1f85-49bc-b6f3-cafbef2e8f33.jpg

Что посеем?

По данным областного департамента аграрной политики, доля отечественных семян на рынке снижается. С зерновыми и зернобобовыми все не так критично, но есть культуры, по которым ситуация гораздо хуже: это сахарная свекла, кукуруза, подсолнечник, картофель и овощи.

– Понятно, что бизнес всегда хочет получать прибыль. Причем, чем быстрее мы получаем прибыль, тем это выгоднее – таков закон экономики. В то же время бизнес начинает понимать, что нужно думать о получении прибыли в долгосрочной перспективе, а значит, надо думать и о рисках. И когда мы видим, что доля семян отечественной селекции резко падает, то это приводит к определенным рискам, – сказала модератор встречи, замруководителя автономного учреждения Воронежской области (АУ ВО) «Институт регионального развития» Ольга Хорошилова.

Чем меньше в России производится посадочного материала, тем больше аграрный рынок страны зависит от процессов, происходящих за ее пределами. Зарубежные поставщики начинают диктовать цены и условия, сами определяют сорта и качество продукции.

– Ситуация по некоторым культурам в Воронежской области хуже, чем в целом по России: это кукуруза, подсолнечник и даже яровая пшеница. Я считаю, что и эксперты, и бизнес, и власти должны уже начинать задумываться по поводу этой ситуации, – подчеркнула Ольга Хорошилова.

Кроме того, существуют стандарты продовольственной безопасности, установленные Минсельхозом. Согласно им, доля отечественного посадочного материала должна составлять не менее 75% рынка.

– И опять же мы видим, что если по озимой пшенице никаких проблем нет, то по тому же подсолнечнику, сахарной свекле и кукурузе на зерно они существуют. И если вдруг встанет задача достичь норматива, нам придется значительно увеличить площади этих культур, засеянных отечественными семенами. Поэтому мы начали думать, можем ли мы сами себя обеспечить. Конечно же, один регион вряд ли сможет это сделать, нужна федеральная кооперация. Но нам сегодня нужно подумать, какой вклад можем внести именно мы, – закончила модератор.

Финансовый вопрос

На федеральном уровне проблему нехватки отечественного посадочного материала пытаются решить, создавая семеноводческие центры. Воронежские эксперты опасаются, что такой подход не даст желаемого эффекта.

– Проблема в том, что под этими центрами понимают в первую очередь семзаводы – предприятия по производству семян. Между тем у нас, например, уже есть два таких предприятия для сахарной свеклы. Такие мощные, что способны обеспечить посадочным материалом всю Россию. Но сажаем мы все еще почему-то импортную культуру, – посетовал директор семеноводческого хозяйства «Павловская нива» Иван Савченко.

Основная задача состоит не в том, чтобы строить мощности для производства посадочного материала, а в том, чтобы отечественные селекционеры выдавали на рынок конкурентоспособный продукт. Чтобы его производить, нужны немалые вложения в отрасль.

– С какими сталкиваемся трудностями? Во-первых, техника, на которой приходится работать. Ей по 20-30 лет, а может, и 50. Она просто ломается. А в западных селекцентрах используют современные технологии, генную инженерию, – рассказал Иван Савченко.

По подсчетам экспертов, чтобы отечественные селекционные институты смогли закупить современное оборудование, финансирование нужно увеличить примерно в 16 раз. И это уже задача явно федерального масштаба, решить ее исключительно на местном уровне не получится.

Человеческий фактор

Селекцией занимаются не только государственные, но и частные предприятия. Часто они готовы вкладываться в современное оборудование, но сталкиваются с отсутствием кадров.

– Мы занимаемся селекцией и биотехнологиями, разрабатываем ДНК-чипы (сложное молекулярное устройство, отдаленно напоминающее электронную микросхему, созданное для одновременного выявления множества определенных последовательностей ДНК) для сахарной свеклы. Когда мы только начинали, то думали: сейчас зайдем в любой сельскохозяйственный институт и найдем там себе сотрудников. Не тут-то было! Первое, что обнаружилось, это то, что в вузах селекцией занимаются в основном очень взрослые люди, многим из них за 70. Соответственно, строить какие-то долгосрочные планы работ с ними сложно. Тогда мы решили найти молодых студентов-отличников, заинтересовать их хорошей зарплатой. Но к нам никто не пришел, – разводит руками руководитель отдела семеноводства ООО «Союзсемсвекла» Иван Амелин.

Селекционеры-семеноводы сейчас – штучный товар. Если раньше в разных вузах страны было около 50 кафедр селекции, то теперь осталось пять. Одна из них функционирует при Воронежском государственном аграрном университете (ВГАУ), но она набирает студентов не каждый год, а старшеклассники не спешат идти учиться на селекционеров.

– У нас на первом курсе всего 25 мест, а мы не можем набрать даже целевиков. Дай бог, через четыре года выпустить хоть человек 15, – говорит заведующая кафедрой селекции ВГАУ Галина Голева.

Те немногие, кто все-таки решается связать жизнь с селекцией и успешно оканчивает вуз, часто уходят работать в иностранные компании, которые предлагают множество бонусов для молодых ученых.

– Эту проблему возможно решить. Ведь их переманило не государство, а бизнес. Я уверена, что наши предприниматели способны предложить ценным кадрам отличные условия и получить их обратно, – отмечает Ольга Хорошилова.

Поэтому основной задачей остается заинтересовать молодых людей в том, чтобы они пошли учиться на селекционеров.

– Я вот что хочу сказать: давайте как-то поддержим наш аграрный университет. Я помню, как там все было, когда мы учились. Были огромные опытные сады и поля, на которых тренировались студенты. Сейчас у вуза становится все меньше и меньше земель. Понятно, что это происходит не от хорошей жизни. Надо с этим что-то делать, – предложил руководитель ООО «Восток-Агро» Иван Коновалов.

5f465133-cc73-4476-857f-97f83df9554b.jpg

Представители департамента аграрной политики приняли к сведению все экспертные мнения. Они будут учтены при дальнейшем рассмотрении этого вопроса. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: