, Воронеж
  • 5831

«Лучшие практики». Как Воронеж становится «умным»

Проблемы внедрения цифровых технологий и способы их решения.
«Лучшие практики». Как Воронеж становится «умным» «Лучшие практики». Как Воронеж становится «умным»
РИА Воронеж Текст — , фото — пресс-центр правительства Воронежской области

Необходимость внедрения цифровых технологий обсудили на первом Воронежском областном съезде органов территориального самоуправления в пятницу, 23 ноября. Президент Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО), депутат Госдумы Виктор Кидяев, рассказал об основных проблемах, с которыми сталкиваются малые населенные пункты, и способах их решения.

Единая информационная система

Подробно Вадим Кидяев остановился на вопросах цифровизации. По его словам, для многих населенных пунктов внедрение таких технологий достаточно проблематично. При этом цифровизация – федеральный тренд, который обозначен в майских указах президента.

Главная проблема – в отсутствии единого подхода к сбору информации. На муниципальном уровне есть огромное количество отчетности, однако обратной связи нет – информация уходит в ведомства и там остается. Проводить анализ дальнейшего развития поселений затруднительно.

И.о. исполнительного директора ОКМО Марина Фанакина рассказала, что конгресс ведет работу над созданием единой информационной системы:

– В цифровой экономике данные из инструмента мониторинга превращаются в инструмент управления. Решения принимаются по определенным алгоритмам. Для того чтобы подойти к такой работе, в муниципальных образованиях необходимо создать единое информационное пространство. Речь идет о том, чтобы данные, к примеру, о бюджете, демографической ситуации, состоянии жилого фонда не просто лежали мертвым грузом, а анализировались. На их основе должны приниматься решения.

По словам Марины Фанакиной, информационная система позволит создать 22 тыс. личных кабинетов органов местного самоуправления. Система предлагает индикаторы, по которым будет характеризироваться состояние муниципального образования, будут видны слабые и сильные стороны. Это позволит выявить точки роста. Система будет анализировать данные и предлагать способы дальнейшего развития. Пока проект пилотный, он реализуется в пяти регионах.

Обсуждение продолжилось на совещании в правительстве области «Цифровые технологии в муниципальном управлении». Перед гостями выступил губернатор Александр Гусев.

– Безусловно, существуют отработанные подходы внедрения цифровых технологий. Мы должны обмениваться опытом между регионами, применять лучшие практики. Но при этом нам следует сделать и более широкий шаг, внедрив у нас все самое современное, что только доступно. Я надеюсь, что мы сумеем правильно построить взаимоотношения, – отметил глава региона.

Спикер облдумы Владимир Нетесов отметил, что вопрос развития цифровых технологий актуален. Его продвигают на федеральном уровне.

Умные технологии

Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис рассказал, что существует «банк решений "умного" города», в котором отражено более 100 проектов, опробованных в более чем 200 городах. Воронеж, по словам Андрея Чибиса, является примером по внедрению умных технологий в сфере коммуналки и транспорта.

Андрей Чибис отметил, что Воронеж – один из тех городов, которые двигаются вперед в развитии цифровизации. В частности, речь идет о реализации проекта «Умный город».

– Единого определения понятия «умный город» нет. Дискуссии на эту тему продолжаются уже около 10 лет. Мы решили, что «умный город» – это прежде всего город, удобный для людей, – отметил Андрей Чибис. – Ключевая задача – сделать так, чтобы люди не уезжали из города. Если посмотреть на динамику миграции, то она неутешительна. Теперь Москва и Санкт-Петербург конкурируют с Азией – в первую очередь, с Китаем. Поэтому нам надо ответить на вызовы, повысив эффективность работы инфраструктуры, и сделать города комфортными для проживания.

Стоп-фактором в развитии «умного города» замминистра назвал загруженность инфраструктуры. Модернизировав ее, можно сэкономить средства.

– Тепло – самый дорогой ресурс наших городов. Все знают, что такое тепловизор. При обследовании дома мы смотрим на уровень износа сетей. Российские технологии позволяют при помощи летающих тепловизоров выявить точки, в которых происходит потеря на сетях. Во-первых, это экономия, во-вторых, можно выяснить, на каких участках в ближайшее время может произойти авария. Подход, когда мы сначала анализируем, а потом планируем, позволяет значительно повысить эффективность, экономить большое количество денег.

«Умные» технологии также применяются для обеспечения безопасности. Автоматическая программа с искусственным интеллектом может анализировать обстановку в городе, при необходимости вызывать полицию. Технология распознавания лиц помогает в поиске людей. По словам Андрея Чибиса, пять российских компаний продают такие технологии за рубеж. При этом в России их использовали только при подготовке к чемпионату мира по футболу. Кроме того, существует «умная» система оповещения, которая сообщает о чрезвычайных ситуациях.

Замминистра привел еще несколько примеров внедрения «умных» технологий. Это, в частности, цифровизация генерального плана города, когда власти могут отслеживать строительство объектов в режиме реального времени. Такая технология позволит не только контролировать сроки работ, но и выявлять незаконные строения.

Активно внедряется сервис «Электронное правительство», который помогает систематизировать данные. Электронные сервисы способствуют вовлечению людей в принятие управленческих решений. Таким образом проводится мониторинг общественного мнения.

Андрей Чибис сообщил, что планируется увеличить субсидии городам, в которых развиваются цифровые технологии. Речь идет о развитии проектов «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда», в рамках которых утвержден проект «Умный город».

– Воронеж становится одним из комплексных «пилотов» по цифровизации. Надеюсь, что уже через полтора года мы будем приезжать сюда и учиться, как правильно внедрять «умные» технологии, – подчеркнул замминистра.

«Банки решений»

Об опыте Воронежа в развитии «умных» технологий подробно рассказал мэр Вадим Кстенин. По его словам, так как решений очень много, главное – правильно расставить приоритеты. Воронеж выбрал для себя развитие транспортной системы, повышение качества ЖКХ, безопасности города при помощи современных технологий.

Второе направление – внедрение цифровизации в муниципальное управление. Речь идет о цифровизации рутинных процессов, создании кадрового резерва. Третье – цифровизация в оказании государственных (к примеру, в сфере образования), а также коммерческих услуг. Современные технологии также используются при сборе и анализе предложений от жителей.

– Развитие «банков решений» упростит и ускорит нашу работу, необходимо обмениваться опытом между городами, – подчеркнул Вадим Кстенин.

Мэр напомнил, что в 2017 году Воронеж стал «пилотом» в развитии российско-японских проектов. Уже полностью реализованы три проекта: «умный здоровый дом» (совместно с компанией Nice Corporation), реновация безнапорного канализационного коллектора и реновация трубопровода. Градоначальник добавил, что все проекты будут масштабированы. К примеру, ОАО «ДСК» и Nice Corporation разработали проект строительства эко-деревни «Чертовицкая Дубрава».

Кроме того, Вадим Кстенин рассказал о внедрении «умных» светофоров:

– На это ушел сравнительно небольшой объем средств. Понятно, что это не панацея, но это даст нам еще несколько лет для организации и строительства новых дорог и развязок.

Информационные системы

Заместитель председателя правительства Воронежской области Артем Верховцев сообщил, что внедрение информационных технологий в Воронежской области началось еще в 2006 году. Тогда была задача автоматизировать хозяйственный учет городских и сельских поселений. Была создана муниципальная информационная система, которую установили в более чем 500 городах и селах. 

Система решает задачи межведомственного взаимодействия при оказании муниципальных услуг, содержит данные по показателям социально-экономического развития поселений. В это же время разработали информационно-аналитическую систему органов государственной власти для проведения мониторинга и оценки деятельности органов местного самоуправления на основе показателей социально-экономического развития. Кроме того, проводится автоматическое рейтингование поселений.

– Важной задачей является развитие информационной инфраструктуры. Для обеспечения доступности интернета в регионе с 2017 года реализуется проект развития услуг связи в труднодоступных населенных пунктах. За два года установили более 50 базовых станций. Мобильная связь и интернет появились в 42 населенных пунктах в семи районах юга области, – рассказал Артем Верховцев.

Говоря об опыте Воронежской области, зампред привел пример создания в 2012 году государственной информационной системы гарантированного информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления. Данные, полученные при помощи системы, приравниваются к официальным документам. Это позволило жителям сократить время на сбор необходимых документов при получении государственных и муниципальных услуг. Межведомственное электронное взаимодействие осуществляется в рамках 276 услуг.

Кроме того, органы местного самоуправления в Воронежской области проводят работу по регистрации граждан в единой системе идентификации личности. При помощи этой технологии проводиться электронное голосования на финальном этапе конкурса «Самое красивое село». Обеспечивается принцип «один голос – один человек». 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: