, Воронеж
  • 7907

Кем быть? Как в Воронежской области работает проект ранней профориентации «Билет в будущее»

Школьников знакомят с картой профессий и помогают разбираться в актуальных компетенциях
Кем быть? Как в Воронежской области работает проект ранней профориентации «Билет в будущее» Кем быть? Как в Воронежской области работает проект ранней профориентации «Билет в будущее»
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов (из архива)

Проект «Билет в будущее» реализуется в Воронежской области с 2019 года, за это время в нем поучаствовали более 20 тыс. школьников региона. Цель инициативы – помогать ребятам ориентироваться в современных востребованных профессиях и определять склонности к той или иной области знаний еще до поступления в вуз. О том, как стать участником проекта и какие преимущества он дает, корреспондент РИА «Воронеж» побеседовала с его региональным куратором, специалистом центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Каролиной Лавлинской.

Демоверсия будущей профессии

«Билет в будущее» входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках нацпроекта «Образование». Принять участие в проекте могут ученики 6−11-х классов.

– Проект помогает ребятам найти свое место в профессиональном мире, узнать о собственных предпочтениях. Как правило, чтобы сделать верный выбор, мало знать название профессии и то, чем занимается человек. Есть множество факторов, которые надо учитывать – в этом мы и помогаем разобраться школьникам, – объяснила Каролина Лавлинская.

Сначала ученик регистрируется на платформе проекта, чтобы пройти профдиагностику. Это тест с большим количеством вопросов, ответы на которые наглядно продемонстрируют, в какой сфере у ребенка больше интересов.

– Мы стараемся сделать диагностику максимально удобной, чтобы школьники отвечали на вопросы вдумчиво, а не пролистывали. И платформа позволяет участнику сделать это в любое удобное время, – добавила куратор проекта.

Педагоги – участники проекта обучаются по специальной программе. Она включает в себя все современные методики, которые можно будет сразу применить на практике. Учителям рассказывают, как проводить профориентационные уроки и помогать детям проходить тесты. Сами уроки проходят в школе в рамках классного часа или общешкольного мероприятия. Они помогают школьнику дополнить информацию, которую он получил на тестировании, и наметить план на будущее.

Самая яркая часть проекта «Билет в будущее» – заключительные профессиональные пробы. Это своеобразная демоверсия будущей работы. По договоренности кураторов различные учебные заведения предоставляют площадки и проводят занятия для детей.

Фото – Евгения Емельянова (из архива)
Фото – Евгения Емельянова (из архива)

– Профессиональную пробу участник выбирает исходя из результатов диагностики и профориентационного урока. Проходят они как очно, так и онлайн. Обычно в пробе участвует 5−6 человек, чтобы занятие прошло более продуктивно. Например, будущие парикмахеры учатся плести косы на специальных манекенах, а ветеринары пробуют правильно перебинтовать макет ноги коровы, – рассказала специалист.

Как поучаствовать?

Чтобы присоединиться к проекту, школьнику в первую очередь необходимо выяснить, входит ли в список участников его школа. Если да, то никаких проблем не будет.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Сейчас, к сожалению, мы не работаем с отдельными школьниками, потому что сам проект подразумевает ведение учащихся педагогами. И очень большая работа проводится именно с ними. Но даже если на текущий момент какая-то школа не заявлена участником, то мы готовы ее принять. Иными словами, инициативы от преподавателей актуальны, – уточнила Каролина Лавлинская.

Чтобы привести на проект свой класс, педагогу нужно найти в социальных сетях группу «Билет в будущее» или «Центр опережающей профессиональной подготовки» и написать в личные сообщения. Кураторы проекта пришлют форму заявки, которую надо будет заполнить.

В 2022 году в проекте примет участие около 200 воронежских школ. Ограничений по количеству участников у «Билета в будущее» нет. Школа может назначить один класс, несколько, целую параллель. При этом, если преподаватель принял решение об участии класса, для ребенка оно добровольное. Довольно часто, по словам организаторов, незаинтересованный ребенок, увидев, как интересно проводят время его одноклассники, тоже хочет записаться. Таких детей включают в программу, даже если занятия уже идут.

Какая польза школьникам?

Выпускница Нововоронежской средней школы №4 Елизавета Кравченко набрала максимальные баллы на ЕГЭ по профильной математике и информатике, получив в сумме 200 баллов по двум предметам. Девушка планирует стать программистом. С этой профессией она познакомилась на площадке IT-направления фестиваля профессий проекта «Билет в будущее».

Фото – Виталий Грасс (из архива)
Фото – Виталий Грасс (из архива)

– Я хочу работать в компании, которая будет заниматься IT-продуктами, программными разработками. Но самое главное – хочу работать с людьми замотивированными, горящими своим делом. А «Билет в будущее» помог мне подобрать специальность, где у меня все это будет, – рассказала Елизавета.

Ученице средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №13 Елене Шишкиной проект также помог определиться с будущей профессией. Десятиклассница планирует стать игропедагогом.

Фото предоставлено областным департаментом образования, науки и молодежной политики
Фото предоставлено областным департаментом образования, науки и молодежной политики

– Школа дает знания, а понять свои склонности и возможности мне помогло участие в проектах Центра опережающей профессиональной подготовки и проекте «Билет в будущее». Я проходила диагностику, и она показала, что мне ближе работа с людьми. Среди профессий будущего мне очень понравилась профессия игропедагога. С ней и планирую связать дальнейшую жизнь, – поделилась Елена.

В чем интерес для преподавателей?

Учитель лискинской школы №12 Наталья Агупова привела свой класс на проект в 2019 году. Тогда ребята были еще шестиклассниками, а сейчас, обучаясь уже в девятом классе, многие определились с профессией.

– Некоторые девочки из моего класса уже ездят в лагерь вожатыми и планируют связать свою жизнь с педагогикой. Еще несколько человек заинтересовались аграрной сферой. Ребята пробуют себя в разных направлениях, и здорово, что у них есть такая возможность. А еще это огромный плюс к развитию учителя. Посетив курсы, я лучше стала разбираться в этой теме, и мне проще направить школьников по интересному им пути.
Наталья Агупова,
педагог
Фото предоставлено ЦОПП
Фото предоставлено ЦОПП

Образовательные учреждения также заинтересованы в присоединении к проекту. Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий принимает участие в «Билете в будущее» с 2020 года. Куратор площадки для проведения профессиональных проб Анна Иванникова рассказала, что школьники, которые участвовали в проекте, теперь с удовольствием подают документы в техникум.

– Если ребенок поучаствовал в профессиональных пробах и понял, что не хочет с этим связывать свою жизнь, мы радуемся. Техникум заинтересован не в большом количестве абитуриентов, а в тех, кто по-настоящему увлечен своей будущей профессией и ответственно подходит к ее выбору. Приемная комиссия пока идет, но уже сейчас мы видим, что многие участники «Билета в будущее» подали документы на те самые направления, по которым проходили пробы. Хотя отрицательный результат – это тоже результат. Если ребенок понял, что профессия ему не подходит, он уже не будет тратить на нее время.
Анна Иванникова,
педагог
Фото предоставлено ЦОПП
Фото предоставлено ЦОПП

По словам куратора площадки «Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А. К. Лысенко» Юлии Поповой, в проекте они принимают участие уже в третий раз.

– В 2020 году наши профессиональные пробы проходили онлайн. Но как только пандемийные ограничения были сняты, мы начали приглашать детей очно. В нашем случае это очень важно. Например, на профессиональных пробах по управлению локомотивом ребята занимаются на двух тренажерах. На одном можно познакомиться с устройством самого локомотива, а на другом – самостоятельно провести его от станции до станции со всеми остановками, руководствуясь правилами, которые перед этим объяснил куратор площадки.
Юлия Попова,
педагог
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Куратор поделилась успехами ребят, которые участвовали в пробах в прошлые годы.

– У нас есть проект «Первая профессия». После проб к нам пришли трое ребят и решили в нем поучаствовать. Параллельно обучению в школе они могут получить первую специальность и, когда им исполнится 18 лет, пройти практику и начать работать. Потом эти ребята участвовали в чемпионате WorldSkills и заняли призовые места в категории «Юниоры». Поэтому нам есть чем гордиться, – рассказала преподаватель.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: