, Воронеж
  • 24981

История одного театра. Воронежскому «оперному» исполнилось 90 лет

О становлении культурной институции рассказали в госархиве
История одного театра. Воронежскому «оперному» исполнилось 90 лет История одного театра. Воронежскому «оперному» исполнилось 90 лет
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс (из архива)

В сентябре 2021 года Воронежский государственный театр оперы и балета празднует 90-летие со дня основания. Он начинался как театр музыкальной комедии, прошел через Великую Отечественную войну, долго не имел собственного здания. О том, каким был оперный до того, как стал привычным для нас, журналисту РИА «Воронеж» рассказала ведущий архивист Государственного архива общественно-политической истории региона Анна Гончарова.

Уход за ранеными и концерты для солдат

Впервые театр заявил о себе в августе 1931 года. В областной газете «Коммуна» разместили объявление «Первомайский летний театр. Открытие спектаклей музкомедии. 1, 2 и 3 сентября с. г. «Роз-мари». Музыкальный театр комедии появился на базе передвижной труппы оперетты под художественным руководством Лазаря Лазарева-Немковского. В репертуар театра входили как классические оперетты, так и советские музыкальные комедии – «Свадьба в Малиновке» Бориса Александрова, «Соловьиный сад» Семена Заславского, «На берегу Амура» Матвея Блантера. До войны театр не имел своего постоянного здания, и в основном был передвижным.

Когда началась Великая Отечественная война, коллектив театра эвакуировали в таджикистанский Сталинабад (ныне – Душанбе). Труппа добиралась до южной границы СССР полтора месяца. По пути актеры давали представления на железнодорожных станциях для красноармейцев из проходящих военных эшелонов. В Сталинабаде труппа всячески пыталась поддержать боевой дух мирных жителей. Актеры помогали персоналу госпиталей ухаживать за ранеными, а вечерами давали концерты для тружеников тыла. За два года эвакуации коллектив театра собрал 300 тыс. рублей на вооружение для Красной армии, теплую одежду семьям фронтовиков и на восстановление Воронежа. За самоотверженность и героизм в 1943 году актеров музыкального театра наградили грамотой от верховного руководства Таджикской Республики.

Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Александр Беляков писал секретарю Воронежского обкома ВКП (б) Владимиру Тищенко: «...несмотря на длительное пребывание театра вне пределов Воронежа, театр сохранил свою художественную ценность, целостность коллектива, и спектакли театра заслуженно пользуются большим успехом. За короткое пребывание в городе Карши театр проделал большую работу в порядке шефства над Красной армией...».

В освобожденном от оккупантов Воронеже актерам негде было выступать – город лежал в руинах. Из эвакуации театр приехал в Борисоглебск, где выступал в клубе авиационного училища. В декабре 1943 года, после двухлетнего перерыва, театр Музыкальной комедии стал показывать спектакли в Воронеже. Для гастролей театра отвели помещение клуба имени Карла Маркса.

Окончательно труппа вернулась в Воронеж только в середине 1944 года. Музыкальный театр разместился в уцелевшем здании кинотеатра «Комсомолец». По словам архивиста, уставшие от ужасов войны и изголодавшиеся по искусству зрители с благодарностью встретили театральную труппу.

Трансформация театра

Здание Воронежского театра оперы и балета в 1966 году
Здание Воронежского театра оперы и балета в 1966 году

С 26 марта по 1 апреля 1945 года в Воронеже проходила декада смотра искусств города. В ней участвовали все учреждения культуры, в том числе и театр музыкальной комедии, который показал спектакли «Терезина» и «Девушка из Барселоны».

– Критики отметили значительную заслугу художественного руководителя театра Лазаря Лазарева, а также несомненный успех музыкального театра в области декораций, – отметила Анна Гончарова.

С 19 июля по 27 августа 1945 года коллектив театра показал 66 спектаклей, дал пять шефских концертов в госпиталях и воинских частях для бойцов и офицеров Красной армии.

Летом 1949 года театр музыкальной комедии отправился с четырехмесячным турне на гастроли в Курск, Тамбов и Сумы. В «Тамбовской правде» писали: «Вот уже два года подряд Воронежский театр музыкальной комедии гастролирует летом в Тамбове, встречая радушный прием у зрителей города. Заслуга театра в том, что он показал ряд музыкальных комедий советских авторов: в прошлом году – «Вольный ветер» Дунаевского, «Славянка» Заславского, «Раскинулось море широко» – Богословского и Кац. Перечень постановок говорит о правильной репертуарной линии театра, соответствующей возросшим требованиям советского зрителя, о действительном понимании актерами и претворении ими в жизнь постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам искусства и литературы...».

Осенью того же года театр поставил три новых спектакля: «Лучший день ее жизни», «Дьявольский наездник» и «Мирандолина». За девять месяцев 1949 года было дано 304 спектакля при плане в 246.

В 1956 году театр отметил свое 25-летие, после которого состоялся творческий отчет в Москве. Композитор Тихон Хренников предложил реорганизовать музкомедию в музыкальный театр, в котором будут ставить оперы, балеты и оперетты. Инициативу поддержало Министерство культуры и руководство Воронежской области. Театр переименовали.

В 1961 году завершилось строительство монументального здания с высоким ботиком из шести колонн для обновленного театра. В день открытия, 25 февраля 1961 года, воронежцам показали оперу Петра Чайковского «Евгений Онегин».

В 1967 году главным дирижером театра стал народный артист СССР Ярослав Вощак. Поставленные им оперы «Мазепа» Петра Чайковского и «Трубадур» Джузеппе Верди полюбились воронежцам и получили всесоюзную славу. В 1968 году Воронежский музыкальный театр получил статус Воронежского государственного театра оперы и балета.

Театр ежегодно расширял репертуар: классические постановки перемежались с произведениями современных композиторов. Так, в 1971 году на сцене Воронежского театра показали балет «Песнь торжествующей любви» советского композитора Михаила Носырева. В 1980 году на сцене Воронежского театра оперы и балета состоялась премьера спектакля, впоследствии ставшего его визитной карточкой, – «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова.

Театр оперы и балета продолжает жить и радовать зрителей новыми спектаклями. Так, на открытии ХI Международного Платоновского фестиваля искусств в 2021 году воронежцам и гостям облцентра показали оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке Михаила Бычкова. Дирижером-постановщиком стал народный артист РФ Феликс Коробов. Спектакль сопровождался видеорядом, над которым работал Алексей Бычков. А ко Дню славянской письменности и культуры в 2021 году Воронежский театр оперы и балета подготовил концертное исполнение старинной русской оперы «Мельник – колдун, обманщик и сват».

Здание Воронежского театра оперы и балета планируют обновить. В сентябре 2020 года губернатор Александр Гусев поручил провести публичный конкурс на разработку нового облика театра. Техническое задание сформировали на основе концепции реконструкции здания, подготовленной проектным институтом «Гипрокоммундортранс». Победителем конкурса стал коллектив Михаила Степучева и Ирины Сидоровой (АНО «Архпроект», Воронеж). По проекту архитектура театра должна остаться практически неизменной – фасады решили оставить «в ритме и деталях исторического здания». При этом здание театра архитекторы хотят установить на подиум, расширить его в обе стороны и увеличить по высоте в части сценической коробки. Входную группу дополнят каскадом ступеней, по мнению проектировщиков, «придающих объему величественность». Предполагается, что само здание сместится к улице Плехановской на величину расширения. Его строительство автор проекта оценил в 2,6 млрд рублей.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: