За первое полугодие 2022 года на территории Воронежской области зарегистрировано 1337 мошенничеств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ). За аналогичный период 2021 года – 1188 случаев, а в 2019-м подобных преступлений было почти вдвое меньше, чем в 2021–2022 годах. Причина резкого увеличения количества хищений с помощью ИТТ кроется в массовом переходе торговли и бизнес-процессов в онлайн-сферу. Об основных схемах мошенников и о том, как не оказаться жертвой дистанционных вымогателей, читайте в материале РИА «Воронеж».
Обман по телефону под предлогом «родственник попал в беду»
Злоумышленники звонят с незнакомого номера или пишут СМС. Представляясь родственником или знакомым, мошенник взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками правоохранительных органов и обвинен в совершении преступления (ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство).
Далее в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительного органа. Он уверенным тоном заявляет, что для «решения вопроса» требуется некоторая сумма денег, которую следует перевести на счет или передать «курьеру».
Оказавшись в подобной ситуации, важно сохранять хладнокровие и не называть имя родственника, попавшего в беду. Тщательно проверьте поступившую к вам информацию, прежде чем совершать какие-либо действия и сообщать звонящему конфиденциальную информацию.
Телефонный заказ от представителей правоохранительных и государственных органов власти
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
На телефон абонента (предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудника и т. д.) поступает звонок от мошенника, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры, полиции, ФСБ и др.). В данном случае используется принцип уважения и доверия к представителю названной организации или ведомства: звонящий просит об услуге (пополнить счет телефона и, например, забронировать столик в ресторане) и сообщает, что «по приезде на объект» рассчитается.
Продажа товара либо оказание услуг на интернет-сайтах
При звонке на телефон, размещенный на интернет-сайтах объявлений («Авито», «Юла», «Циан» и др.), правонарушитель просит пополнить счет его телефона либо сообщить данные и номер банковской карты для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После получения данных карты (номера, CVC-кода, приходящих паролей в СМС-сообщениях и пуш-уведомлениях) списываются денежные средства.
Взлом аккаунта друга в социальных сетях
Люди могут даже не подозревать, что им пишет посторонний человек под видом родственника, друга с просьбой о переводе денег в долг или в связи со случившимся несчастьем. Таким образом, войдя в доверие, мошенники пытаются украсть ваши деньги.
Сохраняйте хладнокровие, прежде чем «бросаться на помощь». Для начала попробуйте уточнить у «друга» какие-либо известные лишь вам детали ваших взаимоотношений.
Под предлогом бронирования поездки на BlaBlaCar
Фото – Евгения Емельянова (из архива)
Мошенники размещают на BlaBlaCar объявления о свободных местах в машине, выбирая как популярные маршруты, так и, напротив, редкие. Когда пользователь откликается на объявление, мошенники в чате на сайте онлайн-сервиса просят его связаться с ними в стороннем мессенджере и предлагают «купить билет» по ссылке якобы на BlaBlaCar (название платформы присутствует в адресе сайта). На самом деле никаких билетов этот сервис не продает, и после перехода по ссылке и ввода в форму реквизитов банковской карты происходит списание денежных средств.
Фишинг
Является наиболее опасным и самым распространенным способом мошенничества в интернете. Суть заключается в выманивании у жертвы паролей, пин-кодов, номеров и CVС-кодов банковских карт. Схем, которые помогают преступникам получить нужные сведения, очень много.
Так, с помощью спам-рассылок потенциальным жертвам отправляются подложные письма, якобы от имени легальных организаций. В них пользователя просят перейти по ссылке «сайта-двойника», чтобы подтвердить пароли, пин-коды и другую информацию. Распространенные варианты – предложения о работе за границей, уведомления о выигрыше в лотерее, а также сообщения о получении наследства.
Внимательно проверяйте символьный код ссылок, по которым вы переходите, и не вбивайте свои персональные данные, пока не убедитесь, что вам пришло официальное письмо от достоверного ресурса.
Вишинг
Это вид мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают предоставлять конфиденциальные данные в «ваших собственных интересах», искусственно создавая ситуацию, требующую помощи специалистов.
При данном виде мошенничества киберпреступники под любым предлогом стремятся выведать реквизиты банковской карты. Вымогатели используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого «операциониста» банковского сектора. Во многих случаях в течение дня жертве постоянно начинают звонить с незнакомого московского номера, начинающегося на 495, 499. Клиенту банка сообщают важную информацию о возникших проблемах с картой, например, что она заблокирована, а службе безопасности банка удалось предотвратить попытку несанкционированного списания. Заручившись доверием жертвы, звонящий предлагает безотлагательно решить сложившуюся сложную ситуацию. Мошенники последовательно выведывают личную информацию и порой даже присылают новые пароли и пин-коды в СМС-уведомлениях. Успокаивающим голосом «банковские работники» предлагают различные возможные варианты защиты.
Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником, не всегда легко, но в любом случае это возможно. Всегда старайтесь самостоятельно связаться с банком по «горячей линии» или через приложение, прежде чем вступать в общение на тему ваших финансовых операций.
Наиболее яркий пример такого вида преступлений – мошенничество от имени сотрудников Центробанка, правоохранительных органов, работников прокуратуры и т. д. Усложненный, двухступенчатый сценарий может осуществляться с помощью сервисов «подмены номера» или специальных средств IP-телефонии: номер злоумышленника может быть подменен и выглядеть как реальный телефонный номер одного из отделений МВД, финансово-кредитных учреждений и не только. Фальшивый полицейский расскажет про участившиеся случаи мошенничества или про утечку данных из известных банков, при этом настаивая на том, что сама беседа должна остаться конфиденциальной, ведь это «следственная тайна». Для убедительности он напомнит о базовых правилах безопасности, а именно – о том, что никому нельзя называть код из СМС.
Заработав кредит доверия, лжесотрудник полиции переключит абонента на «сотрудника Центробанка» или «службы безопасности» (а по факту на такого же преступника, как и он сам). Дальше жертву либо попросят установить на телефон специальное приложение для удаленного доступа, либо оформить «защищенный» счет и перевести на него деньги.
Простые правила
Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые и универсальные правила безопасного поведения, а также обязательно довести их до сведения родных и близких:
- не следует доверять звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом;
- не следует отвечать на звонки или СМС-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги;
- не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
Своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь не только вам, но и другим людям не попасться на незаконные уловки ИТТ-мошенников.