, Воронеж
  • 11218

Илья Варламов в Воронеже: «В вопросе о метро нельзя считаться с мнением народа»

Блогер обсудил с воронежцами транспорт, районы-гетто и городское пространство.
Илья Варламов в Воронеже: «В вопросе о метро нельзя считаться с мнением народа» Илья Варламов в Воронеже: «В вопросе о метро нельзя считаться с мнением народа»
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

Илья Варламов встретился с воронежцами в воскресенье, 19 ноября. Во время встречи и в разговоре с корреспондентом РИА «Воронеж» блогер-урбанист поделился своими впечатлениями о городе, рассказал о европейском опыте организации дворовых пространств и объяснил, почему в Воронеже нельзя строить метро.

«Метро никому не нужно»

По мнению Ильи Варламова, проект строительства метро в Воронеже экономически невыгоден: метрополитен не будет пользоваться спросом. Поскольку такой транспорт рассчитан на города с высокой плотностью населения, при нынешнем количестве жителей и пассажиропотоке метро «будет перевозить воздух». По его словам, система скоростных поездов активно развивается в Японии за счет высокой плотности населения. При этом в США, где количество жителей велико, но плотность населения гораздо ниже, предпочитают развивать наземный транспорт. В качестве неудачного примера строительства метрополитена блогер привел Екатеринбург, где метро не пользуется популярностью у местных жителей и является убыточным.

– Строительство метрополитена – это огромное количество денег, которые выделяют на протяжении многих лет. Вы можете быть уверены, что, если городу выделят эти деньги, десятилетия ваши внуки и правнуки будут строить метро. Есть потрясающий пример из Омска, где метро начали строить в начале 90-х. Они построили только одну станцию и какое-то время даже включали в колонках шум поезда, потому что так хотели метро. От этого оно у них не появилось. Они не могут построить его физически. Во-первых, это дорого, во-вторых, никому не нужно. В Воронеже то же самое.

Илья Варламов считает, что, если в городе наладить транспортную сеть, необходимость в метро пропадет. Перед тем как принимать решение о реализации в городе такого проекта, Илья Варламов порекомендовал обсудить этот вопрос в рамках экспертного сообщества.

– Большая ошибка спрашивать об этом население. Ни в коем случае нельзя считаться с мнением народа в подобных вопросах, нельзя спрашивать мнение губернатора и мэра. В своем большинстве ввиду низкого образования и отсутствия информации о развитии архитектуры и градостроительства люди не понимают, как те или иные механизмы работают и к чему это приведет. Поэтому такие вопросы нужно задавать специалистам. Если мэрия Воронежа действительно хочет построить метро, она должна обратиться к транспортным экспертам, желательно независимым, которые проведут аудит проекта.

«Жилье превращается в гетто»

Тенденция строительства типового жилья затрагивает многие российские города. Это приводит к появлению новых микрорайонов с плохо развитой инфраструктурой. Со временем такое жилье теряет ликвидность, люди стараются покинуть эти районы, а кварталы отправляют под снос. Такое явление, считает Илья Варламов, ждет и воронежские жилые комплексы.

– Я думал, что жилой комплекс «Ботанический сад» называется так потому, что там есть деревья, но нашел там только одну елку. При этом елку, которую, наверное, забыли срубить. Это, конечно, ужасно. Но еще ужасней было узнать от моих друзей, что жилой комплекс «Олимпийский» считается одним из самых популярных. Ничего хорошего в нем нет, к сожалению. Я думаю, что его при нашей жизни будут сносить.

По словам Ильи Варламова, российский рынок недвижимости рассчитан на среднестатистического покупателя, который намерен «удовлетворить фантазию в непременной покупке жилья». В дальнейшем жилье, которое сейчас массово строится, превращается в гетто, создавая новые городские проблемы.

– Из-за того, что у людей есть маниакальное желание во что бы то ни стало купить свою квартиру, у нас появляются совершенно уродливые микрорайоны, и с годами это жилье превращается в гетто. Оттуда уезжают люди, остаются в основном малоимущие, потому что не могут уехать. Со временем там растет криминал. Особенно это заметно на окраинах городов. И в итоге это жилье придется сносить, как это делали в США и Европе.

В Европе проблема возникновения кварталов-гетто сегодня не стоит так остро, как в российских городах. По словам Ильи Варламова, европейцам удалось решить этот вопрос за счет предоставления социального жилья по найму.

– В Европе вообще нет понятия ветхого жилья в российском понимании этого слова. Если ты живешь в ветхом жилье, ты можешь переехать в новое только за свой счет. Социальное жилье в европейских странах тоже есть, но оно не предоставляется в собственность. Государство предоставляет социальное жилье во временное пользование. Когда это жилье морально устаревает, власти имеют возможность снести эти дома. Поэтому там таких проблем не возникает.

По мнению Варламова, когда речь идет о развитии дворовых территорий, стоит обратить внимание на европейский опыт – в Германии, Финляндии, Голландии обустройством занимаются сами жители.

– У нас люди покупают квартиру, но не готовы брать на себя ответственность за свои подъезды и дворы. Почему государство должно благоустраивать дворы? Это неправильно. Невозможно, чтобы государство эффективно этим занималось. В большинстве европейских стран люди понимают, что это их территория. Они платят за это деньги, чистят снег, выбирают управляющую компанию.

«Воронеж – живой город»

– В целом все российские города так или иначе друг на друга похожи, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Принципиальное их отличие: есть города живые, есть мертвые. Из этого вытекают критерии: можно ли там делать бизнес, есть ли там молодежь или все оттуда уезжают. Воронеж – довольно живой город, я вижу здесь много кафе и ресторанов, места для прогулок. Люди, которые в состоянии что-то создавать, не уезжают в Москву и за границу, а остаются в своем городе и пытаются что-то делать здесь. Это здорово.

Вместе с тем Илья Варламов назвал ряд общероссийских проблем, которые существуют и в Воронеже. В их числе – организация дорожного движения, наличие большого количества рекламы, некачественная инфраструктура детских площадок и дворовых территорий.

– Проблема здесь в двух вещах. С одной стороны – это чиновники, которые принимают все эти проекты без инфраструктуры. Вторая проблема – это низкий уровень образования населения, потому что большинство людей не понимают, чем плохая архитектура отличается от хорошей, чем хорошая застройка отличается от плохой. И, пока нет запроса от общества, глупо ждать, что власть будет делать первые шаги. Мы можем не слушать плохую музыку, не читать плохую литературу, но архитектуру в отличие от других видов искусств невозможно исключить из нашей жизни. Она невольно формирует наше сознание и воспитывает наших детей.

Контекст

Илья Варламов неоднократно писал о Воронеже в своем блоге. Так, в 2015 году блогер включил город в исследование областных центров «Где на Руси жить хорошо». Воронеж занял 19 строчку рейтинга.

Блогер отметил ненужность метро в Воронеже в июле 2017 года. Илья Варламов предложил заменить метро наземным транспортом. По мнению блогера, трамваи, автобусы и электрички не будут уступать подземному транспорту по качеству.

В начале сентября 2017 года Илья Варламов опубликовал пост о «жутком» доме Воронежа в «Живом журнале». Автор рассказал о доме №14, который находится в переулке Славы. «На местных жителей каждый день с потолка падают куски бетона, а отходы они вынуждены сливать не в канализацию, а прямо под деревянный пол, который местами проваливается. Здание может в любой момент сложиться как карточный домик», – написал Илья Варламов. Следователи СУ СК РФ по региону начали проверку после выхода публикации.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: