, Воронеж
  • 3002

Драконы и бродилки в темноте. Что Маршакфест показал воронежским детям

Обзор спектаклей фестиваля для редких возрастных категорий.
Драконы и бродилки в темноте. Что Маршакфест показал воронежским детям Драконы и бродилки в темноте. Что Маршакфест показал воронежским детям
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов (из архива)

Третий детский театральный фестиваль «Маршак» завершился в Воронеже в понедельник, 6 ноября. Корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали в его программе спектакли редких возрастных категорий – для дошкольников и подростков – и поговорили с их авторами и воронежскими родителями об особенностях театра для детей.

Следи за фонариком


Фото – Андрей Архипов

Северо-Казахстанский областной театр кукол привез на Маршакфест спектакль «Степной ноктюрн, или Между закатом и рассветом». Постановку одного из самых известных российских театральных режиссеров Евгения Ибрагимова показали в малом зале Камерного театра. Все стулья из зала унесли, оставив лишь голые черные стены и глухую темноту. Действо – рассказ об истории казахского народа – показывали в разных уголках зала, водя толпу зрителей за светом фонарика и подсвечивая те места, куда сейчас нужно смотреть. В течение 40 минут публика бродила по темноте, а глаз выхватывал то орлов, парящих над степью, то перекати-поле, то всадников на лошадях. Для людей, изначально не знакомых с историей Казахстана, все образы, возможно, и не стали до конца ясны. Спектакль воспринимался скорее как поэтичный рассказ о казахах как о народе, которому пришлось перетерпеть многое. Вот фонарь выхватил из тьмы круглые домики из теста, которые обрезают под стандартные квадратные «панельки», вот – солдаты отправляются на войну, вот – шаман, распевая песнопения, молится за людей, сидящих вокруг костра.

– Здесь показана история казахского народа от Джунгарской битвы до победы в Великой Отечественной войне. Но это спектакль впечатлений, ощущений. Это не комикс, который воспроизводит конкретный событийный ряд. Мы придумали подать исторические события таким вот способом. Никто не готов говорить после этого спектакля, и, на мой взгляд, это хорошо, – отметил Евгений Ибрагимов.

Режиссер также подчеркнул, что рассказывание истории в темноте отсылает к первобытному искусству, когда наскальные рисунки в пещере подсвечивали факелами. Текста не было – а при таком ритуальном подходе он и не нужен, считает режиссер. Этот подход дает каждому зрителю возможность самому расшифровать образы и символы спектакля.

Мнение

Антон, 14 лет

– Честно говоря, в некоторые моменты мне было немного страшно, но в то же время очень интересно. Я не совсем понял, что именно нам хотели рассказать, но понравилась сама идея о том, что зрители могут не сидеть в зале, а ходить по нему и находиться очень близко к артистам, взаимодействовать с ними. Ничего подобного в театре я раньше не испытывал.

Шок-терапия


Фото – предоставлено дирекцией фестиваля «Маршак»

Новосибирский молодежный театр «Глобус» показал на Маршакфесте спектакль «Толстая тетрадь» (16+) по одноименному роману известной австрийской писательницы Аготы Кристоф. Режиссер Алексей Крикливый оживил на сцене одну из самых жестоких книг XX века, стилизованную под дневник двух братьев-близнецов, который они вели во время войны.

Спектакль описывает многочисленные ужасы войны, через которые пришлось пройти 10-летним мальчикам: голод, смерть, насилие, жестокость даже самых близких людей. На редком для Воронежа спектакле для подростков от 16 лет зал был почти полностью заполнен старшими школьниками.

«Глобус» – молодежный театр, и наши взгляды должны быть более широкими, чем, например, у театра юного зрителя. Согласитесь, достаточно заменить всего одно слово, и смысл становится совсем иным. Мы работаем с подростками в пубертатном периоде, в этот момент театр уже должен переставать быть развлечением, а начинать дарить впечатления, нечто, что можно осмыслить, – считает режиссер Алексей Крикливый.

Мнение

Виктория и дочь Надя, 12 лет

– В программе фестиваля «Маршак» мы выбрали несколько спектаклей, одним из них стал «Толстая тетрадь». Конечно, спектаклей, ориентированных на подростков, в нашем городе часто не увидишь. Сказать по правде, нам постановка поначалу показалась тяжеловатой, но в то же время смотреть интересно. Мы, конечно, знали, о чем будет спектакль, но не можем не отметить, что в нем много жестокости, агрессии, на эти сцены смотреть было довольно тяжело.

История необычного мальчика


Фото – предоставлено дирекцией фестиваля «Маршак»

Санкт-Петербургский продюсерский центр «КонтАрт» привез в Воронеж кукольный спектакль «Колино сочинение» (8+). В основу постановки режиссера Яны Туминой легли стихотворения и сочинения мальчика с синдромом Дауна и факты из жизни его семьи. Трогательную историю о взрослении Коли артисты показали с помощью мягких кукол и мультимедийных проекций.

– Кукольный театр дает зрителю совершенно новый опыт взаимодействия с персонажем, отличный от драматического театра, в котором героя изображает другой человек. Во многом это похоже на состояние сказки, чуда. Куклу Коли я создавала, конечно, учитывая особенности деток с синдромом Дауна. Она мягкая, тканевая, так я стремилась передать гуттаперчевость таких детей, их подвижность, чувствительность. Его мимика – на уровне намека, все время думаешь, показалось, что он улыбнулся, или нет? – рассказала художник спектакля Кира Камалидинова.

Спектакль «Колино сочинение» – участник множества фестивалей и обладатель нескольких премий, в том числе «Золотая маска» и «Арлекин». На Маршакфесте постановка получила ограничение 8+. Создатели спектакля объяснили, что с этого возраста дети начинают выносить с представления не столько впечатления от шоу, сколько мысли, рожденные сюжетом спектакля.

Мнение

Анастасия и дочь Софья, 10 лет

– Перед спектаклем я не стала говорить дочери, что он о мальчике с синдромом Дауна, было интересно посмотреть, как она поймет этот образ. Она поняла, что он чем-то болен, но не знала, чем. После представления мы долго обсуждали таких деток и пришли к выводу, что они ничем не отличаются от других. Это очень здорово, что такой разговор у нас возник после спектакля, получился отличный повод поднять эту тему. И лишний раз удостовериться в том, что любовь спасет мир.

Остров с драконами


Фото – предоставлено дирекцией фестиваля «Маршак»

Одним из представителей бэби-театра на фестивале стала норвежская компания Dieserud / Lindgren, которая привезла в Воронеж постановку «Зоопарк драконов» (2+). В малом зале драмтеатра норвежские артисты выстроили волшебный остров с огромными, словно доисторическими, цветами, среди которых обитали драконы. Всего трое артистов в ярких костюмах из фетра изображали без слов древних рептилий, выпуская дым из носа и издавая странные звуки. Как рассказали сами актеры, в процессе подготовки к спектаклю они ходили в зоопарки и наблюдали за поведением тритонов, ящериц и других хладнокровных. Несмотря на это, норвежские драконы получили множество черт, не ассоциирующихся с рептилиями, – они лазали по деревьям, стояли на одной ноге и сворачивались клубочком. Артисты признались, что создавали фантазийный образ драконов, стремясь заинтересовать маленьких зрителей незнакомыми новыми существами.

– Разрушение четвертой стены – отличительная черта современного театра вообще, и детского театра в частности. Более того, играть в детском театре с четвертой стеной просто нельзя. Дети, особенно такие маленькие, с которыми мы работаем, – иногда это новорожденные, иногда от года или двух лет – должны обязательно включаться в процесс игры. Попадая в театр, они пока не понимают, куда они пришли и как здесь себя вести. Важно создать для них комфортную атмосферу, чтобы они чувствовали себя свободно. Конечно, мы не рассчитываем на то, что такие маленькие дети что-то запомнят из спектакля, но мы хотим, чтобы они на недолгое время представления погрузились в совершенно новый для себя мир, увидели вдруг что-то необычайное, волшебное, – рассказала режиссер спектакля Кристина Линдгрен.

Зрителям «Зоопарка драконов» предложили сесть прямо на полу, вокруг драконьего «острова». Некоторые малыши пугались непривычных громких звуков, но большинство внимательно следили за движениями драконов. Под конец представления дети осмелели, подходили к артистам вплотную и старались потрогать «драконов» за крылья и носы.

Мнение

Наталья и сын Никита, 2,5 года

– Спектакль необычный, мы такого никогда не видели. С одной стороны, как родитель, я даже немного возмущена. Все-таки мы привыкли, что театр – это место, где зрители сидят в зале и смотрят, что происходит на сцене. А здесь мы в течение 20 минут сидели на полу, а актеры в ярких костюмах без слов что-то изображали в центре зала. С другой стороны, ребенку понравилось, он не испугался, а увлеченно наблюдал за происходящим. Наверное, такая форма действительно лучше усваивается малышами.

Мама и малыш


Фото – предоставлено дирекцией фестиваля «Маршак»

Еще одним спектаклем для самых маленьких на Маршакфесте стала постановка «Цыпленок» (2+) Театра-студии Karlsson Haus из Санкт-Петербурга. Камерный кукольный спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского поставила режиссер Екатерина Ложкина. В центре сюжета оказался цыпленок, который только что родился и которому предстоит многое узнать об окружающем мире. Центром вселенной для малыша становится мама, которая учит его ходить, говорить, есть и остерегаться опасностей. Этот спектакль для маленьких и сам – маленький и компактный. Роли исполняют куклы размером буквально с ладонь. Трое актеров разыгрывают получасовое представление на небольшой крутящейся подставке в центре сцены. Чтобы зрителям было лучше видно, малыши садятся вплотную к ней, а родители остаются сидеть в зале.

– Идея этого спектакля возникла у меня, когда я узнала, что жду ребенка. Я стала представлять, как я буду себя вести, как буду разговаривать с ним, когда он родится, чему научу его в первую очередь. И этот образ сразу сложился у меня перед глазами. Я в одну минуту поняла, какой спектакль можно сделать из этого. Мне кажется, малыши с интересом его смотрят, потому что все ситуации, которые мы разыгрываем, им знакомы и близки. И эмоции, которые переживает цыпленок, им очень понятны, потому что они, может быть, всего день назад испытывали то же самое, – рассказала режиссер Екатерина Ложкина.

В «Цыпленке» есть одна страшная сцена – когда на маму-курицу нападает черный кот. Режиссер отметила, что часто слышит упреки относительно этого момента, но не убирает его из постановки, так как детей нужно готовить к тому, что с ними может произойти что-то плохое.

Мнение

Алина и сын Данила, 4 года

– Мы уже пытались сходить в театр год назад, но сын тогда закапризничал, что-то ему не понравилось, и нам пришлось уйти. Сейчас он внимательно досмотрел представление. Он совсем не испугался – после он мне сказал, что, когда кот поймал курицу, он знал, что она выживет. Конечно, хочется, чтобы спектаклей для такого возраста в городе было больше. Хорошо, что фестиваль дает возможность сходить в театр даже самым маленьким деткам. Знаю, что представления 2+ идут в нашем театре кукол, но это очень небольшой выбор.

Контекст

Детский театральный фестиваль «Маршак» в третий раз прошел в Воронеже в дни осенних школьных каникул, с 28 октября по 6 ноября. В его программу вошли 20 спектаклей для детей разных возрастов из театров России, Казахстана, Латвии и Норвегии.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: