В Воронеже на открытый конкурс «Память поколений» представили 44 работы девяти авторов и авторских коллективов из Воронежа, Москвы, Перми и Волгограда. По итогам конкурса в регионе должны заменить на воинских захоронениях часть скульптур, утративших свою несущую способность и морально устаревших. Эскизы памятников подготовили профессиональные скульпторы, архитекторы и художники. Победителей назовут до 10 апреля.
Подробнее о конкурсе и проектах участников – в материале РИА «Воронеж».
Новый этап
За благоустройство военно-мемориальных захоронений в Воронежской области отвечают органы местного самоуправления, а с 2012 года областной департамент по развитию муниципальных образований помогает муниципалитетам получать субсидии на восстановление военно-мемориальных объектов.
До 2019 года отремонтировали порядка 460 воинских захоронений. Менялись плитка и ограждения, благоустраивалась территория. По словам заместителя руководителя департамента по развитию муниципальных образований Ирины Добромысловой, на работы потратили порядка 250 млн рублей.
– За этот период мы занимались в основном благоустройством, потому что практики замены скульптур у нас и не было. В 2019 году в виде эксперимента решили поменять скульптуры на 15 воинских захоронениях региона. Чтобы органы местного самоуправления в дальнейшем сами не искали авторов, которые могли бы сделать это, организовали конкурс, – рассказала Ирина Добромыслова.
На конкурсе пять номинаций: «Фигура воина-освободителя в каске с автоматом в руке», «Фигура скорбящей женщины», «Коленопреклоненная фигура солдата со склоненным знаменем», «Фигура воина-освободителя в пилотке с винтовкой в полный рост» и «Фигура красноармейца в буденовке в полный рост».
– Все 12 членов комиссии, большинство из которых – профессиональные дизайнеры, художники и скульпторы, должны определить по три лучших работы во всех номинациях, – сообщила замначальника отдела проектного управления развития инициативного бюджетирования департамента по развитию муниципальных образований облправительства Маргарита Анисимова. – Работы оцениваются по разным критериям: соответствие номинации, долговечность представляемых материалов, цена, за которую скульпторы готовы выполнять заказ. Затем департамент по развитию муниципальных образований представит результаты оргкомитету, который возглавляет заместитель губернатора Воронежской области Сергей Соколов. Все работы обезличенные, они идут под разными номерами либо под девизами.
Память и традиции
Победители получат право приоритетного заключения муниципальных контрактов. Также они смогут оформить на свои работы авторские права – свидетельства о депонировании произведения искусства. Если местные жители одобрят предложенные скульптуры для своих населенных пунктов (глава поселения представит протокол о результатах общественных слушаний, общих собраний, опросов, анкетирования), их установят.
– В регионе на воинских захоронениях стоит чуть более 200 скульптур (у нас еще 700 военных мемориалов, где тоже есть скульптуры), из них около 90 требуют замены. Думаю, что до 2026 года эти работы полностью будут завершены. В каждой из номинаций мы определили по три лучших проекта, из которых и будут выбираться скульптуры для возможной замены. Если фигуры набирают одинаковое количество баллов, то они все могут быть рекомендованы к установке, – пояснила Маргарита Анисимова.
Замену скульптур на воинских захоронениях планируют начать уже весной 2020 года. Максимальная стоимость новой скульптуры с учетом доставки и установки – 1,5 млн рублей. Демонтаж старой осуществят за счет муниципалитетов.
– В 2019 году, когда мы меняли скульптуру в Рождественско-Хавском сельском поселении Новоусманского района, то просили, чтобы старую демонтировали только тогда, когда привезут новую. Но разрыв получился около месяца, и люди, увидевшие вместо привычной скульптуры пустое место, начали писать жалобы во все федеральные инстанции. Для людей воинское захоронение – это и память, и традиции! Сейчас там стоит новенький памятник, – добавила Маргарита Анисимова.
«Не может не цеплять»
Ирина Добромыслова отметила, что на территории региона находится достаточно воинских мемориальных объектов, где тоже есть скульптуры, находящиеся, скорее всего, не в лучшем состоянии. Но вначале восстановят именно воинские захоронения – для этого и затеяли конкурс.
– Неожиданно для нас он стал всероссийским. Поступили работы не только из Воронежа, но и из Москвы, Перми и Волгограда. Уровень достаточно высокий. Я давно мониторю эту тему и скажу, что в соседних областях подобных конкурсов пока вообще не проводится. По итогам работы будут выставляться в интернет и останутся в открытом доступе, в принципе любая из скульптур может быть установлена и в нашей области, и в любом другом регионе России, – отметил главный эксперт отдела программного управления и инициативного бюджетирования департамента по развитию муниципальных образований Сергей Дыханов.
Журналистам РИА «Воронеж» некоторые конкурсные работы показались вторичными. Например, одна из них, представленная в номинации «Фигура скорбящей женщины», почти полностью повторяет фигуру «Мать-Родина» из мемориала Пискаревского кладбища.
Члены конкурсной комиссии оценили проекты по-разному.
– На мой взгляд, работы очень серьезные, они вызывают у меня сильные эмоции, заставляют переживать. Очень хорошо, что было подано много заявок – все-таки военная тема требует особого осмысления, – поделилась заместитель руководителя департамента архитектуры и градостроительства Светлана Степанцова.
Заслуженный художник РФ Евгений Щеглов был чуть более критичен:
– Работы в основном приличного профессионального уровня, хотя есть и явно полулюбительские. В основном представлен традиционный сталинский ампир до стилистики хрущевской оттепели. Каких-то современных пластических ходов я не увидел – все больше устоявшегося, типового, того, что можно видеть в наших поселках и селах. Смотрю на некоторые вещи и думаю, что я бы вылепил лучше, хотя сам я не скульптор, а живописец. Думаю, что из всех представленных 44 работ штук 20 вполне достойного уровня.
А председатель Воронежской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Николай Прийменко заметил:
– Уровень этих работ в целом, на мой непрофессиональный взгляд, неплохой. Кажется, что их авторы понимают, как выглядит солдат на войне. Несколько работ мне буквально запали в душу: в них есть что-то от наших солдат, воевавших в Афганистане, хотя здесь представлены скульптуры солдат времен гражданской и отечественных войн. В них угадывается что-то близкое, родное. Видно, что солдаты честно выполнили свой долг, что они устали, что сейчас у них редкая минута отдыха. Это ясно и по выражению лиц, и по их усталым позам. Меня, военного человека, это не может не цеплять!