, Воронеж
  • 7846

«Будущая инженерная элита России». Что презентовали на воронежском «Робоарте»

Юные гении сконструировали умные дома, фрезерные станки и сельхозтехнику.
«Будущая инженерная элита России». Что презентовали на воронежском «Робоарте» «Будущая инженерная элита России». Что презентовали на воронежском «Робоарте»
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Фестиваль «Робоарт» прошел в Воронеже в субботу и воскресенье, 14 и 15 марта. В форуме приняли участие более 1 тыс. детей. Корреспонденты РИА «Воронеж» увидели работы юных инженеров и узнали, как в регионе развивается робототехника.

Кто приехал, и что увидели зрители

«Робоарт» приобрел международный статус, участниками события стали юные техники из 22 регионов России и Казахстана. Они представили на суд экспертов медицинских, промышленных, транспортных и развлекательных роботов, которых сделали собственными руками. Также зрители увидели киригами, кинетические скульптуры, беспилотные летательные аппараты, а еще машины Гольдберга – устройства, которые выполняют простое действие сложным способом, действуя по принципу домино. Также дети показывали свои мультфильмы на тему «50 лет спустя» и участвовали в мастер-классах разработчиков конструкторов, слушали лекции педагогов и программистов. Первый день фестиваля прошел во Дворце творчества детей и молодежи.

KIR_6986.jpg

По словам экспертов, на фестивале встречались проекты, которые готовы к запуску в массовое производство. Один из таких – портативный фрезерный станок, который представил школьник из Кузнецка Даниил Столяренко. Разработка заняла три года. Универсальный станок весит всего 12 кг, он является более безопасным, чем механизмы, стоящие на предприятиях. Инженерные гены у парня – от папы, который работает автомехаником. В станке Даниила сошлись четыре стихии – программирование, инженерия, 3D-моделирование и радиоэлектроника.

KIR_6930.jpg

– В основном в России выпускают станки советского образца, которые весят по 8 тонн, они стоят по 1,5-2 млн рублей. Я думаю, не всем такие нужны. Себестоимость моего станка – около 10 тыс. рублей, но надо признать, что некоторые детали являются собственностью моей школы. Проект уже нашел отклик, этот станок можно поставлять в школьные кабинеты труда, учреждения технического образования. Он безопасен, им можно управлять даже через Bluetooth. Теперь ищу инвестора, который профинансирует развитие моего проекта. А что дальше делать, пока не решил. Не знаю, куда поступать. Слишком много всего интересует, тяжело выбрать, – признался Столяренко.

Десятиклассник Александр Аляев из Пензы представил физический эксперимент с дополненной реальностью. Он разработал приложение для смартфонов, позволяющее визуализировать эксперименты, которые проводятся на уроках физики.

KIR_6923.jpg

– У нас в лицее каждый год нужно представлять новый проект. В предыдущий раз мы разработали теплицу, которая выращивает растения без земли. Почва для растений – лишь среда, которая поставляет растениям питательные вещества. Поэтому у нас корни находились в воздухе, они автоматически обрызгивались раствором из гумата калия, воды и минеральных примесей, – объяснил Александр.

Команда «СелянкиNEXT» из Нижнего Новгорода представила прототип автономного автоматизированного сельскохозяйственного комплекса сбора зерновых «Урожайница ЛА-82». Он срезает колосья и освобождает их от зерен в очистительном отсеке. Из зерен удаляется лишняя влага, далее они ссыпаются в сменяемый контейнер, а отходы сбрасываются обратно в почву в качестве удобрения. По словам девочек, их управляемый с помощью Bluetooth комплекс на 25% эффективнее техники, которая сегодня применяется в России.

KIR_6949.jpg

Дарья Семина из Лисок презентовала протез, напечатанный на 3D-принтере. Она уже представляла его в Госдуме и Международном авиационно-космическом салоне-2019. Проект вызвал большой интерес у представителей Италии, ОАЭ и Перу.

KIR_6888.jpg

– В России на протяжении нескольких лет разрабатывали протезы, сделанные на 3D-принтере, но затем перестали. Хотя я убеждена, что у этой технологии есть преимущество. Во-первых, обычный бионический протез не подлежит копированию, он уникален. А в нашем случае 3D-модель сохраняется, ее можно распечатать еще не раз. Кроме того, наш протез будет намного дешевле. Со всей электроникой – сервоприводом и контроллером Arduino – наш протез может стоить около 20 тыс. А индивидуальный протез стоит от 80 тыс. Люди часто месяцами ждут своей очереди в хирургическом отделении. Кроме того, наша разработка может помочь детям, которые лишились конечности. Пока ребенок растет, заказывать ему индивидуальный протез накладно, ведь дети растут, размеры конечностей увеличиваются. Наш проект решит эту проблему. И его можно развивать дальше – ставить датчик, чтобы управлять протезом с помощью голосовых команд. Но главное, над чем еще стоит работать – сила тяги. Пока протез может удерживать только что-то легкое – стакан с водой, банан, – рассказала школьница.

Анна Васильева и Елизавета Попикова из Острогожского центра детского творчества представили прототип роботизированной системы мониторинга экологического состояния водного бассейна, которую легко закрепить на катамаране.

KIR_6971.jpg

– Рыбы разных видов и стадий развития нуждаются в различном температурном режиме. Система позволяет следить за этим, информация передается оператору, который уже самостоятельно принимает решение, повлиять на температуру или нет. Для бассейнов, которые используются в рыбных хозяйствах. Пока эти хозяйства развиты лишь в дальневосточных городах, в России это считается дорогостоящим производством из-за того, что приходится держать большое количество персонала. Наша система позволяет сократить эти расходы, минимизировав человеческий фактор. За всем сможет следить один оператор. Можно поставить камеру, датчик определения углеводородных газов. В водоеме могут проходить системы гниения и разложения, при них вырабатывается метан. Система позволяет отследить это, – отметили девушки.

А Мария Чернова и Георгий Белянин разработали проект умного дома, предназначенного для людей с ограниченными возможностями.

KIR_7024.jpg

– Им способен управлять парализованный человек, который может только моргать. Он может лежать на диване в очках, на которых установлена камера, которая считывает моргания. Быстро моргнул два раза – выбрал действие. Таким образом можно включить свет в комнате, закрыть шторы, поднять спинку кровати, – объяснили юные инженеры.

Работы юных талантов оценивали 50 экспертов – преподаватели вузов и представители городских предприятий.

– Был момент, когда работы детей оценивали школьные учителя, но они не могли задать такие вопросы, как преподаватели университетов, производственники с предприятий или инженеры из компаний. Сейчас же дети получают подсказки, которые могут помочь им усовершенствовать свое изобретение. Когда с юными техниками говорят заведующий кафедрой вуза или главный механик предприятия – это очень ценно, – рассказал организатор «Робоарта» Алексей Федотов.

Второй день фестиваля прошел в ВГУ. Роботы и их хозяева соревновались в прохождении лабиринта, гонках по прямой, рыцарском турнире, боулинге, тушении имитированного лампой пожара и танцах.

– Мы уникальны тем, что у нас нет отбора. Участвовать могут все. Важны не занятые ребенком места, а чтобы талантливые дети собрались под одной крышей, увидели идеи друг друга, пообщались и продолжили творить. Это особенно важно, потому что сюда приезжает немало детей из сельских школ. Там нет среды, есть только интернет. Но это другое. Ребенок развивается, когда кто-то рядом занимается тем же самым делом, когда есть живое общение, – рассказали эксперты.

Как в Воронеже развивается робототехника

– Родителям юных инженеров нужно внимательно изучать сайт организации, которая их заинтересовала. Обязательно нужно проверить, есть ли лицензия, собрать какие-то отзывы. Все начинают свой инженерный путь на конструкторах, которые дают им готовые блоки. Наигравшись, они понимают, что им интереснее – программирование, 3D-моделирование или что-то еще. Тут важна фигура преподавателя, которые направит ребенка, – рассказал Федотов.

Это направление в городе развивают несколько бюджетных организаций, среди которых на слуху «Кванториум», центр «Созвездие», станция юных техников №3, «Техноград», детско-юношеский центр, «Реальная школа». Еще в Воронеже есть десяток частных организаций, среди них заметны Экспериментальная техническая школа, «Пифаград». В бюджетных учреждениях дети занимаются бесплатно, в частных же родители платят в среднем 3500 рублей в месяц. И у госучреждений, и у «частников» есть свои проблемы. Не все частные образовательные организации имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности, некоторые из них и вовсе ютятся в помещениях квартирного типа. В муниципальных же учреждениях встречается нехватка педагогов, которые обладают соответствующими компетенциями.

KIR_6976.jpg

– Негосударственные учреждения и организации могут получать бюджетное финансирование, законы позволяют. Но денег фактически нет. Даже попавшие в соответствующий реестр организации не имеют бюджетного финансирования. Чиновники уже два года говорят, что не разработана процедура, которая позволит перечислять средства. Муниципальные школы получают деньги, им дать проще, их легче контролировать. Но некоторые из «частников» учат гораздо лучше. Почему родители одних детей платят, а другие нет? Хотя государство вроде бы предусматривает возможность помогать тем, кто работает эффективно. Мы, например, некоммерческая организация, у нас нет понятия прибыли. Мы можем закупить технику, премировать преподавателей – иначе использовать деньги мы не сможем, Минюст все это жестко отслеживает, – объяснил директор Экспериментальной технической школы Алексей Федотов, который в 2015 году стал одним из инициаторов проведения фестиваля «Робоарт».

Преподавание азов робототехники теперь часто встречается и в муниципальных общеобразовательных школах. В некоторых из них можно найти конструкторы хорошего качества, однако не так много школ имеют учителей, способных раскрыть потенциал ребенка. По словам Федотова, идеальный педагог дополнительного образования – это поработавший на производстве инженер, который почувствовал тягу к передаче своих знаний. Чаще такие специалисты встречаются в частных школах, однако стоит отметить, им нужна профессиональная педагогическая переподготовка.

KIR_6974.jpg

По словам Федотова, властям нужно выработать прозрачный механизм финансирования школ, которые развивают детскую робототехнику.

– Нужно уравнять государственные и частные школы. Должна быть честная конкуренция. Это будет отличным стимулом для бюджетных школ. Потому что в некоторых муниципальных учреждениях нет серьезного преподавания робототехники, есть некий детский сад, аниматорство. А если им придется претендовать на бюджетные деньги наравне с нами, они начнут работать совсем иначе. Средства должна доставаться тем, кто показывает результаты, а не тем, кто просто привык к этому. У Воронежа хороший человеческий потенциал. У нас интенсивно развивается наукоемкий бизнес, есть предприятия, проектирующие и выпускающие роботов, соответствующих мировым стандартам. То есть в городе имеются компании, которые нуждаются в талантах. У нас под боком растет будущая инженерная элита России, надо лишь создать ей условия для развития, – заявил Алексей Федотов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: