В регионе приступили к новой системе регистрации и учета животных. Информацию о чипированных бродяжках вносят в единую базу данных. Работать по этой программе в Воронеже начали с 15 января. В среду, 2 февраля, когда журналисты РИА «Воронеж» оказались в одной из городских ветклиник, в базе значилось 12 чипированных собак.
Чем бирка на ухе отличается от чипа под кожей, зачем нужна эта процедура, насколько она болезненна и затратна – в репортаже РИА «Воронеж».
Пятнадцатизначный номер
Щенок, которого достали из клетки, хрипит и испуганно смотрит на врача.
– Его привезли с левого берега, скорее всего, повреждена гортань. Собаку либо душили, либо привязывали, и она сорвалась, – объяснил причину хрипов руководитель сети ветклиник Юрий Вязьмин, один из трех городских подрядчиков по стерилизации безнадзорных собак и владелец собачьего приюта. – Операция в ее случае может принести больше вреда, чем пользы. Дышит, глотает, и слава богу.
Бедолагу на разъезжающихся лапах поставили на операционный стол. Сначала просканировали – нет ли чипа. Устройством для считывания номера несколько раз провели по холке и спине – «чисто»: значит, можно устанавливать чип.
– Некоторые волонтеры раньше из добрых побуждений отвозили собак на стерилизацию, а бирки не ставили. Шрамы заживали. Несчастных снова привозили к нам, мы их оперировали и только на операционном столе выясняли, что у них уже все вырезано, – вздохнул Вязьмин.
Место укола продезинфицировали, оттянули холку и ввели стерильную иглу с микрочипом.
Минута – и все готово. «Хрипунья» даже не вздрогнула. Ей присвоили номер – 643 099001436064 – и отправили назад в клетку. Дворняга стала 12-й чипированной собакой в Воронеже в рамках новой программы.
Меньше зернышка
Размеры чипа – половина рисового зернышка. Он покрыт стеклянной оболочкой, которая не отторгается организмом в течение всей жизни пса. Чип содержит 15-значный код, который, как утверждают разработчики, в течение 100 лет не повторится. Номер будут заносить в базу данных Animal ID. У каждого животного – своя учетная карточка с описанием, возрастом, травмами и другими данными. Это облегчит жизнь людям, взявшим животное домой. Они смогут обратиться в ветеринарную клинику, где специалисты считают штрих-код на животном и предоставят хозяевам полную информацию о питомце.
Юрий Вязьмин рассказал, почему «бродячкам» не достаточно бирки на ухе.
– Бирку собака может счесать, вырвать из уха. Может случиться нагноение. А чип она просто не чувствует, и тот не может потеряться, – заверил специалист. – В нем данные о вакцинации. Если собака кого-то покусала на улице и ее удалось поймать, то по чипу можно выяснить, в каком году ее вакцинировали и привили, в том числе от бешенства.
Десять собак в день
В клетках приюта, кроме пронумерованного щенка, еще шесть собак.
– Вот Чернушка – ее подрали собаки, у нее полшеи стесано. Она у нас уже неделю приходит в себя. Вот щенки – их привезли от храма на левом берегу, восемь было, остались двое. Остальных пристроили, – объяснил ветеринар.
– Сейчас уже мало нестерилизованных собак осталось в городе. Только те, что в гаражах прячутся, подворотнях, лесах. Но в день мы отлавливаем, стерилизуем и чипируем до десяти животных, – добавила коллега и супруга Юрия, Вера Вязьмина.
По данным Центра управления регионом, в Воронежской области 13,1 тыс. бездомных животных. Несмотря на действующий закон «Об ответственном обращении с животными», который предусматривает их стерилизацию и содержание особо агрессивных особей в приютах, воронежцы продолжают жаловаться на нападения уличных собак.
До 2015 года работа с бродячими животными на улицах носила эпизодический характер – по жалобам горожан псов отлавливали и усыпляли. После многочисленных обращений зоозащитников городские власти взяли ситуацию в свои руки. Координировать это направление стало управление экологии. С 2016 года в Воронеже стартовала системная работа по отлову, стерилизации, вакцинации безнадзорных собак и их последующему выпуску в городскую среду. На тот момент закон разрешал частичную эвтаназию агрессивных четвероногих: до 40% можно было усыплять, а 60% выпускалось в естественную среду. С 2016 по 2021 год в Воронеже выловили более 6,5 тыс. бездомных животных, 40% стерилизовали и выпустили.
Зачем нужны процедуры
За два года, что клиника Вязьминых работает в рамках программы, через их руки прошло полторы тысячи собак. Их вакцинировали и стерилизовали. Примерно столько же сделал второй подрядчик, что работает в городе. А всего в Воронеже, по мнению ветеринаров, около 3−4 тыс. бродячих псов. Единственное, откуда могут появиться новые – от нестерилизованных домашних питомцев.
Собачий век недолог. В среднем на улице она живет три-пять лет. Болезни, травмы, погодные условия, догхантеры сильно сокращают им жизнь. Поэтому, если владельцы домашних питомцев будут ответственны, число «бесхозных» животных в скором времени должно сильно сократиться.
Отлов и стерилизация каждой собаки, по мнению Веры Вязьминой, «тянет» примерно на 11 тыс. рублей.
– Это стоит того. Если их нельзя убивать, у нас нет выхода, надо как-то регулировать их численность. Иначе кому-то станет мало места – либо людям, либо собакам, – считает женщина.
Удобно и для домашних
Во многих странах чипирование даже домашних животных – обязательная манипуляция. В России пока только планируют ввести требование об их маркировке.
– В Воронеже чипированные домашние псы – единичный случай. Мы работаем уже очень давно, ну, может, раз в месяц к нам кто-то обратится с подобной просьбой. А зря – ведь это очень удобно. Допустим, украли у вас собаку или она убежала – по этому чипу ее легко найти. Клеймо можно вывести, а чип отыскивается только под рентгеном. Он крошечный и содержит много полезной информации. При этом совершенно безвреден для животного. Стоимость процедуры в клинике составляет порядка 900 рублей, из которых цена самого чипа – около 160 рублей, – рассказала Вера Вязьмина.
Закон №498 «Об ответственном обращении с животными», который запретил усыплять животных без медицинских показаний, вышел 1 января 2020 года. Теперь стерилизация и вакцинация бездомных четвероногих должна проходить в приютах. Раньше ее проводили в ветеринарных клиниках. Начало строительства муниципального приюта для животных в Воронеже запланировано на 2022 год.