Активист Алексей Саниев: «На Воронежской экотропе благоустроим 5 островов»

, Воронеж, текст — , фото — Михаил Кирьянов (из архива)
  • 11757
Активист Алексей Саниев: «На Воронежской экотропе благоустроим 5 островов» Активист Алексей Саниев: «На Воронежской экотропе благоустроим 5 островов»
Автор проекта – об интеграции комфорта и природы.

Губернатор Александр Гусев встретился с общественником и путешественником Алексеем Саниевым, который создал проект Большой Воронежской экотропы, 26 февраля. Глава региона не только заинтересовался идеей, но и пообещал помощь общественной организации «Большая Воронежская экологическая тропа». Уже 11 марта Александр Гусев поручил вице-губернатору Виктору Логвинову вместе с общественниками привести маршрут в порядок. Благоустройство тропы может завершиться в 2019 году.

О том, что будет на пути туристов, Алексей Саниев рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».

– Алексей, как прошла ваша встреча с губернатором?

– Мы показали ему проект с концептуальным решением, смету. Александр Викторович нас выслушал, поддержал проект и распорядился реализовать его уже в 2019 году. Нашей автономной некоммерческой организации «Большая Воронежская экологическая тропа» губернатор поручил выступить подрядчиком и заниматься развитием туризма на этой территории. В принципе, мы и сейчас его развиваем – каждый год по тропе проходит до 2 тыс. школьников. Теперь ждем помощи от профильных департаментов. Время поджимает – на пороге апрель, поэтому мы должны бросить на тропу все свои силы.

В октябре 2018 года мы с волонтерами уже начали строить тропу своими силами. Расчистили полотно, сделали буферный коридор – опилили деревья, которые мешают двигаться. Порубочные остатки из леса не вывозим, потому что это запрещено законом. Сейчас нам осталось расчистить старую 100-летнюю тропу протяженностью 1,5-2 км в районе самого проблемного участка – у села Староживотинного. Сейчас мы ожидаем подтопления тропы. Возможно, ее нужно будет провести выше линии подтопления, по «подошве» склона.

– На встрече с главой региона вы озвучили первоочередные меры, которые должны обеспечить сохранность тропы, и изменения, которые хотели бы видеть на маршруте. Какие они?

– Во-первых, тропу нужно сделать по-настоящему особо охраняемой природной территорией. Заказник там есть, но меры охраны не выполняются.

Во-вторых, организовать огромный археологический музей-заповедник в районе Нагорной дубравы. Я бы хотел видеть там природу в ее первозданном виде, по которой пройдет цивилизованный маршрут с минимальным благоустройством. При этом тропа должна быть доступной, наглядной и информативной, какой она является на нашем проекте. Важно, чтобы был прекращен доступ на автотранспорте и квадроциклах. На тропе должен развиваться только пешеходный и велосипедный туризм. Пока же там угнетение среды. С «Олимпика» прокладывают маршруты лыжных трасс, срезая слой почвы и оголяя корни деревьев. Из-за этого деревья усыхают. Еще 15-20 лет – и лес там совсем пропадет.

По нашему проекту тропа будет представлять собой единое полотно, которое свободно для прохождения пешком и на велосипедах. В местах скопления туристов сделаем благоустройство. Таких «островов» у нас будет пять. То есть мы ушли от благоустройства тропы на всем ее протяжении, чтобы не нарушать экологической привлекательности местности. Там будет навигация, а на подтопляемых участках проложены деревянные мостки-лежневки. Это некапитальные конструкции, которые придется обновлять.

На островах благоустройства сделаем входные группы, беседки. Там уже будут и смотровые площадки, пристани и информационное наполнение для того, чтобы дети могли понять, куда пришли.

– Какие это участки?

– Это Лысая гора, где находится большой археологический памятник с курганными могильниками, археологическими памятниками эпохи раннего железного века и времен древних славян.

Второй участок – знаменитое древнее славянское городище у Михайловского кордона. Именно его академик Рыбаков отождествлял с таинственным городом Вантит. Это было масштабное поселение на реке Воронеж площадью 9 га.

Следующий участок мы назвали «прибрежным парком». Это урочище Мокрый лог – типичная балка правобережья реки Воронеж севернее поселка Рыбачий. На ее дне есть болото, которое питают два родника. Это место массово посещают туристы, здесь проходят соревнования. Там есть автопарковка, поэтому место надо благоустраивать.

Четвертый «остров» – древний дуб, который находится севернее Рыбачьего. Дерево выросло на берегу реки Воронеж почти 300 лет назад. Мы сделали вокруг него настил, прикрывающий прикорневое пространство дуба.

И последний «остров» – археологический памятник Белая гора – одно из самых живописных мест нашего края. Здесь уже сделана баня, где каждый может попариться.

Каждый из этих островов можно будет посещать по отдельности. Это мини-парки в большом лесном комплексе. Словом, люди смогут путешествовать не только по всей тропе, но и на каждый из этих «островов». Поток туристов туда растет – мы зафиксировали до 500 человек в день. Мы должны его регулировать, перераспределять и вести благоустройство в соответствии с повышающейся нагрузкой.

KIR_2906.jpg
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Насколько сейчас эти островки благоустроены?

– Там проложены мостки-настилы и указатели. Работаем над деревянной входной группой на Лысой горе. Мы с волонтерами расчистили Сарматское святилище на Лысогорском могильнике, убрали с него весь сухостой. В этом году здесь пройдут раскопки. Возможно, археологи сделают открытия, которые станут объектами показа.

– Не каждый турист пойдет в поход с палаткой, особенно, если это семейный человек с детьми. Многим нужен комфорт. В перспективе появится ли поблизости от тропы инфраструктура – кафе и гостиницы?

– Гостиницы, объекты общепита и проката будут вынесены в «Олимпик». Здесь должен быть центр спорта и экологического отдыха. С «Олимпика» должны начинаться экологические маршруты по лесной территории. Сейчас этот вопрос прорабатывает департамент природных ресурсов и экологии. Мы обсуждаем, где тропа будет начинаться. Конечно, у кольца нет начала и конца, но будет несколько выходов – из санатория Горького, из «Олимпика», с поселка Маклок и с нескольких турбаз. Начало тропы будет в этих местах. «Олимпик» – более капиталоемкий объект с большой проходимостью. Ему нужно придать цивилизованный вид и прекратить «Шанхай», который там расцвел. Там требуются более масштабное благоустройство и организация перехватывающих парковок. Если «Олимпик» требует инфраструктуры, зоны комфорта, то тропа – это природа, лес. «Олимпик» должен быть интегрирован в лес, но не вредить ему. Нужно грамотно проработать его внедрение в лесной массив.

На мой взгляд, в Центральном парке («Динамо») и на «Олимпике» логично будет создать визит-центр и малую тропу для детей и инвалидов. Об этом у нас тоже был разговор с губернатором, но это задел на будущее. Сейчас нам нужно создать условия для беспрепятственного экологического туризма на самом объекте.

KIR_2717.jpg
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Алексей, помимо пяти островков, что появится на тропе в 2019 году?

– Входные группы, навигационные указатели, лесные укрытия – навесы, где люди смогут переждать дождь. На деревья нанесем маркировку (чтобы человек не потерялся), благоустроим родники. Каждый из них – уникальный. Где-то на родниках мы сделаем лестницы. Кстати, губернатор дал поручение, чтобы при обустройстве лестниц мы уделили внимание их безопасности. На подтопленных участках появятся мостки, а на причалах – пристани. От информационных аншлагов – щитов, которые рассказывают об объекте – решили отказаться. Все данные будут на входных группах.

Такого тщательного благоустройства тропы, как в Воронежском биосферном заповеднике, делать не будем – наша тропа более протяженная и масштабная. Сейчас ее длина со всеми ответвлениями – 65-70 км. Но в перспективе мы расширим ее до 300 км.

– За счет чего?

– От самого кольца мы проведем радиальные маршруты. Кроме того, тропа продолжит свое направление в Липецкую область и в район Дивногорья. Все это мы уже изобразили на карте. Теперь осталось этот маршрут «продвинуть».

– Сколько понадобится лет, чтобы реализовать этот большой маршрут?

– Вы знаете, Аппалачская тропа в США, которую создали в 1920-х годах, до сих пор модернизируется. Это живой организм, которым нужно заниматься. Так что это задел на долгие годы.

– Как, на ваш взгляд, мог бы выглядеть Воронеж, если будет развиваться тропа?

– Мне бы хотелось, чтобы город стал таким же зеленым, каким он был в 1980-х годах. Он должен со всех сторон быть закрыт лесами и борами. В его северной части должна быть особо охраняемая природная территория, заказник Нагорная дубрава, в которой пора запретить движение на автотранспорте – только маршруты для экологического транспорта. В таком Воронеже горожане могут выходить из города и попадать в девственную природную среду, где можно переночевать в палатке на берегу чистой реки. Надеюсь, Большая Воронежская экотропа, которая несет в себе природоохранную функцию, спасет город от варварской застройки, вытесняющей природу.

KIR_2820.jpg
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Как вы считаете, нужно ли привлекать на тропу специалистов, которые будут лечить деревья, избавлять лес от сухостоя?

– В Воронеже работает целый лесотехнический университет. Думаю, там есть специалисты, которые должны заниматься лесом. Но за семь лет мы не видели на тропе ни одного лесника – разве что браконьеров, которые пилили деревья. Конечно, надо прорубать просеки, обновлять тропы, вывозить валежник. Если вывезти из Нагорной дубравы весь поваленный дуб, то можно 10 раз окупить всю тропу. Это ценнейший ресурс.

– Какая помощь вам сейчас важнее – деньги или рабочие руки?

– Нужны средства – проект «под ключ» оценивается в 15 млн рублей. Для сравнения, это бюджет двух новогодних елок или городского двухдневного фестиваля. Потратив эти небольшие для области средства, мы приобретем объект на 100 лет. Большая Воронежская экотропа – первый в своем роде масштабный объект в нашей области. Семь лет назад мы были первыми в ЦФО с подобным проектом, но его «заболтали». Нас обошел Севастополь и Валдай. Сейчас уже есть Валдайская, Севастопольская и Окская тропы. Их создали наши единомышленники, которые использовали в том числе наши наработки и материалы. Меня удивляет, что за семь лет ни один предприниматель не обратил внимания на наш проект, хотя мы пытались достучаться.

– Вы все время говорите «мы», «наш» проект. А сколько вас?

– Если брать активных волонтеров, то это больше 40 человек. Это самостоятельные взрослые люди, которые имеют свой инвентарь и с удовольствием нам помогают. Вообще, в нашем сообществе больше 3 тыс. человек. Люди помогали руками, средствами, опиливали деревья и собирали мусор. Когда потеплеет и в лесу высохнет земля, мы организуем очередной субботник.

– Как можно найти вашу организацию? Возможно, кто-то из воронежцев захочет стать волонтером.

– «ВКонтакте» есть группа «Большая Воронежская экологическая тропа». Там ведутся сборы добровольцев.

– Вы уже давно боретесь за то, чтобы тропа получила правовой статус. Какие законы и на каком уровне нужно принять, чтобы обезопасить экомаршрут?

– В Севастополе депутаты облдумы приняли закон о создании природного рекреационного объекта «Большая Севастопольская тропа». Надеюсь, воля общественности и крепкое губернаторское слово сделают свое дело и у нас.

А на уровне Госдумы нужно принять закон о национальных тропах России. Закон должен регламентировать, как они будут функционировать, откуда пойдет финансирование. Президент давно говорит о необходимости создания национальных троп России.

Маршруты, на мой взгляд, нужно создавать региональными, большими. Это здоровый образ жизни, а еще это привлечет туристов. Кстати, 80% посещающих такие тропы во Вьетнаме – местные жители и только 20% – иностранцы. Такие же тропы есть во всем мире – Юго-Восточной Азии, США, Австралии, Новой Зеландии. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: